Кружковая работа "Бумажное волшебство"

Мельникова Ольга Васильевна


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

 

«Центр развития ребёнка - детский сад «Рябинушка»

         

Рекомендована к утверждению:                                         Утверждена:                    

Педагогическим советом                                                    приказом заведующего

МБДОУ «ЦРР-д/с «Рябинушка»                                        МБДОУ «ЦРР-д/с «Рябинушка»

Протокол № от 31 августа 2024 г.                                      №   АД от 31 августа 2024 г.


 

 

Рабочая программа

кружковой работы «Бумажное волшебство»

по познавательному развитию детей

в средней группе «Почемучки»

на 2024 – 2025 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Составили:

                                                                                                  Мельникова Ольга Васильевна,

                                                                                                  воспитатель 1 категории

                                                                                              Кузнецова Ольга Васильевна

                                                                                                 воспитатель высшей категории

                                                                                                       

                                                                                              
 


 

                                                          Абакан, 2024 г.

Содержание

Введение

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………3

1.2. Годовой календарный учебный план…………………………………………………3

1.3. Учебный план…………………………………………………………………………..4

1.4. Режим занятия, их продолжительность и периодичность…………………………..4

1.5. Расписание занятий…………………………………………………………………….4

1.6 Список обучающихся……………………………………………………………………4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Календарно-тематическое планирование……………………………………………..5

2.2. Итогово-отчетные мероприятия……………………………………………………….13

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Техническое оснащение занятий……………………………………………………….13

3.2. Взаимодействие с родителями………………………………………………………….14

3.3 Список используемой литературы………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1 Пояснительная записка

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.                                          Декоративно прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формировать эстетический вкус, вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки. Вести психологическую и практическую подготовку к труду, выбору профессии.                                                                                          Программа «Бумажное волшебство» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои возможности. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных художественно-конструкторских способностей, не стандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром.                                                                                     Программа «Бумажное волшебство» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковку для подарков, подставки под карандаши и т.д.) Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывают ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных и трудоемких вместе с тем интересных изделий. Кроме того дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе.

 

Цель работы кружка: Формирование ведущих интегративных качеств личности. Всестороннее развитие в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению. Развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре разных народов.

Задачи творческого кружка «Бумажное волшебство»:

  • Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста творческих способностей, посредством различных направлений в работе с бумагой.
  • Формирование умений использовать различные технологические приемы при работе с бумагой.
  • Отрабатывать практические навыки работы с инструментами.
  • Осваивать навыки организации и планирования работы.
  • Развивать образное, пространственное мышление, воображение, фантазию ребенка.
  • Развивать художественно-эстетический вкус.
  • Развивать аналитическое мышление и самоанализ.
  • Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности.
  • Расширение кругозора детей.

 

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

•        Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

•        Принцип научной обоснованности и практической применимости;

•        Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной)

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

3. Самостоятельная деятельность детей

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально - личностному, познавательному и художественно - эстетическому развитию.

 

1.2. Годовой календарный учебный план

  1. Вводное занятие.
  2. Беседа с использованием наглядных средств «Из истории бумаги».
  3. Основные приемы работы с бумагой.
  4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение.
  5. Плоскостные композиции. Арт-терапия «Мозаика».
  6. Знакомство с торцеванием. «Гортензия»
  7. Закрепление полученных навыков. «Яблоко»
  8. Газетная аппликация. «Кот».
  9. Закрепления техники газетной аппликации. Произвольный выбор.
  10. Объемное конструирование. Знакомство. «Собачка»
  11. Закрепление навыков объемного конструирования. «Ракета».
  12. Ознакомление с силуэтным вырезанием. «Портрет».
  13. «Портретная галерея – моя семья». Оформление и представление домашнего задания.
  14. Ознакомление с работой из смятых комочков салфеток. «Цыпленок»
  15. Закрепление. «Снегопад».
  16. «Бумажные кружева». Ознакомление с техникой вырезания снежинок.
  17. «Снежная мастерская». Изготовление снежинок для украшения окон группы.
  18. Знакомство с квиллингом. Технические навыки.
  19. Коллективная работа «Радуга».
  20. Плетение из бумаги. Основные приемы.
  21. Занятие «Корзинка»
  22. Знакомство с скрапбукингом. Рассматривание иллюстраций, готовых работ.
  23. Скрапбукинг «Открытка».
  24. Знакомство с папье-маше. Освоение технических навыков.
  25. Изготовление папье-маше «Тарелочка»
  26. Художественная роспись своих поделок (тарелочки).
  27. Вводная беседа. «Знакомство с искусством оригами». Понятие «базовая форма».
  28. Изготовление оригами «Кораблик».
  29. Коллективная работа по оригами «Аквариум».
  30. Изготовление бумаги. Вводная беседа. Просмотр видеофильма.
  31. Изготовление бумаги.
  32. Итоговое оформление выставки работ «Бумажное волшебство».
  33. Организация музея бумаги с привлечением родителей.
  34. Рефлексия.

 

1.3. Учебный план.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 30 минут.

 

1.4 Режим занятия, их продолжительность и периодичность.

Проведение занятий с 1 сентября 2024г. по 31 мая 2025 г. Всего 34 занятия в год.

Кружковая работа проводится: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц , 34 занятия в год .

 

1.5 Расписание занятий.

Пятница 15.35-16.00ч.

 

1.6. Список обучающихся ( 7девочек,  7мальчиков)

1. Амиров Исхак

2. Байзан Виктория

3. Иванов Давид

4. Иванченко Александр

5. Кенден Айда-Сай

6. Московаткина Эмилия

7. Ооржак Батыр

8. Радиковский Лев

9. Тинекова Алиса

10. Удина Эвелина

11. Фролов Давид

12. Фролова Диана

13. Шулбаев Рома

14. Шилова Арина

 

 

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Календарно-тематическое планирование

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней  группе с детьми 5-6 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.

Тема занятия

Программное содержание

Форма работы

 

 Мониторинг

 

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление с режимом работы кружка, с содержимым предстоящей работы. Безопасность труда и правила личной гигиены.

Вводная беседа. Рассматривание готовых работ с использованием различных техник. Ознакомление с правилами безопасности и личной гигиены.

2

 

 

 

 

 

 

«Из истории бумаги»

Значение изделий из бумаги  и картона в быту, в жизни человека, в интерьере.

Показ слайдов, видеофильма, беседа по просмотренному материалу. Детальное рассматривание готовых работ.

3

Основные приемы работы с бумагой.

Освоение технических приемов работы с бумагой.

Проба упражнений «складка», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «выгнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать» (надорвать)

 

4

Окраска, декоративная обработка бумаги. Цветоведение.

Ознакомить детей с видами декорирования. Выполнением выкрасок разными текстурами. Цветовой круг.

Техническое обучение различным видам окрашивания. Рассматривание и обсуждение цветового круга.

5

 Плоскостные композиции. Арт-терапия «Мозаика»

 

 

 

 

Расширять знания детей о различных способах нанесения бумажной мозаики.

Творческая терапевтическая работа по выкладыванию мозаичного узора.

6

 Знакомство с торцеванием. «Гортензия».

Ознакомить с новым технологическим приемом – торцевание.

Выполнение аппликации с применением торцевания «Гортензия».

7

Закрепление полученных навыков торцевания «Яблоко».

Закреплять ранее изученный прием торцевания.

Выполнение творческой работы по аппликации используя прием торцевания «Яблоко».

8

Газетная аппликация «Кот»

Ознакомить с работами и приемами газетной аппликации, расширить кругозор детей относительно использования необычных материалов в работе.

Рассматривание плоскостных и объемных работ по газетной аппликации, обсуждение форм и методов работы. Изготовление творческой работы «Кот».

 

9

Закрепление техники газетной аппликации. Произвольный выбор работы.

 Развивать у детей воображение и творческое мышление. Закрепление технических навыков по газетной аппликации. Воспитывать самостоятельность.

Обсуждение работы, используемого материала, техники изготовления, предполагаемой композиции. Произвольная работа по собственному выбору.

10

Знакомство с объемным конструированием. «Собачка».

Знакомство с новыми определениями: разметка, умение сравнивать с образцом и т.д. (анализ, синтез).Знакомство с техникой выполнения изделий, основой которых служат геометрические фигуры и тела параллелепипед, цилиндр.

Выполнение творческой работы «Собачка» на основе объемных геометрических тел и фигур.

 

 

11

 Закрепление навыков объемного конструирования. «Ракета».

Закрепление полученных ранее знаний, словарного запаса, освоенной техники, умений обработки бумаги.

Выполнение творческой работы «Ракета».

 

12

Знакомство с силуэтным вырезыванием из черной бумаги. «Портрет».

 Знакомить детей с понятием портрет, формой выполнения теневого портрета из черной бумаги. Закрепить умение неотрывного вырезывания по контуру.

Рассматривание портретов, обсуждение, освоение техники теневого портрета. Изготовление портрета из черной бумаги.

13

«Портретная галерея – Моя семья»

Семейная совместная работа детей и родителей.

Привлечение родителей к совместному творчеству. Организация выставки и презентация работ.

14

Ознакомление с работой из смятых комочков салфеток. «Цыпленок».

 Ознакомление с техникой салфеточной пластики. Технологией выкладывания на листе бумаги, способом приклеивания и итогового оформления работы.

Творческая работа «Цыпленок». В технике салфеточной пластики.

Выставка работ

15

  Закрепление умений по салфеточной пластике «Снегопад».

Закрепить полученные ранее знания.

Предварительная беседа, проговаривание этапов предстоящей работы, построение композиции сюжета. Творческая работа «Снегопад»

 

16

«Бумажные кружева». Ознакомление с техникой вырезания снежинок.

Показ способа работы, закрепление правил безопасности при работе с ножницами, пополнение и закрепление словарного запаса.

Предварительный просмотр слайдов со снежинками, рассматривание узоров. Освоение техники складывания заготовки, размещение узора на заготовке. Творческая работа.

 

 

17

  «Снежная мастерская»

Закрепление полученных ранее знаний и умений. Развитие умения работать в коллективе, объединенного единой целью. Формирование эстетических чувств.

Изготовление снежинок для украшения окон в группе.

18

Знакомство с квиллингом. Технические навыки.

Осваивание технических приемов квиллинга. Пополнение словарного запаса, расширение кругозора детей.

Рассматривание готовых работ, иллюстраций, обсуждение технологических приемов. Освоение практических навыков.

 

 

19

Коллективная работа «Радуга»

Закрепление полученных ранее знаний и умений, расширение словарного запаса. Воспитание интегративных качеств при выполнении коллективной работы, умение договариваться.

 

Творческая работа. На листе ватмана, с использованием дополнительных элементов.

 

20

Плетение из бумаги. Основные приемы.

 

Продолжать знакомство с различными приемами в использовании бумажной техники. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Освоение технологии плетения из бумаги. Последовательность процесса.

 Рассматривание иллюстраций с готовыми работами. Показ приемов изготовления используя технологические карты. Изготовление пробного образца «коврик»

21

Занятие. «корзинка».

Закрепление полученных знаний и навыков предыдущего занятия.

Творческая работа с использованием технологии плетения из бумаги «Корзинка». Обыгрывание работы.

22

Знакомство с скрапбукингом. Рассматривание готовых работ. Иллюстраций.

Развитие кругозора детей. Введение нового понятия в бумажной пластике. Разъяснение технологии изготовления. Пополнения словарного запаса.

Рассмотреть иллюстрации с готовыми изделиями. Рассматривание и обсуждение последовательности действий по технологической карте. Пробное занятие.

23

Скрапбукинг «Открытка».

Продолжить знакомство с скрапбукингом, отработка приемов и технологий. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь при выполнении работы. Развитие мелкой моторики.

Повторить технологические приемы используемые в скрапбукинге. Приемы изготовления. Творческая работа «Открытка»

 

24

 Знакомство с папье-маше. Освоение технических навыков.

 Ознакомление с новым видом бумажной пластики. Пополнение словарного запаса. Развитие мелкой моторики. Расширение кругозора. Умения работать сообща.

Рассматривание готовых изделий, иллюстраций. Просмотр видеоурока по технологии изготовления. Пробное занятие.

25

 Изготовление папье-маше «Тарелочка».

Продолжить знакомство с новой техникой изготовления бумажных поделок. Закрепление словаря. Прорабатывание технической стороны с проговариванием процесса изготовления. Воспитание усидчивости, товарищеских взаимоотношений, помощи друг другу.

 Творческое занятие по изготовлению тарелочки, используя приобретенные ранее знания.

 

26

 Художественная роспись готовых работ (тарелочек). Организация выставки.

 Развивать эстетический вкус. Закрепить знания о цветовом круге, сочетании цветов. Развивать умение видеть симметрию. Поощрять самостоятельное задумывание и воплощение сюжета. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до логического конца.

Творческое занятие по росписи готового изделия. Организация выставки.

27

Вводная беседа. «Знакомство с искусством оригами». Понятие «базовая форма».

 

Ознакомление с новым видом бумагопластики – оригами. Рассматривание процесса ориентируясь на технологические карты. Введение новых слов в словарный запас детей. Развитие познавательного интереса бумажного творчества Японии. Ввести понятие «базовая форма».

Познавательная беседа о творчестве японских мастеров оригами, показ иллюстраций и готовых изделий. Рассматривание технологических карт, проговаривание последовательности действий используя определения данных действий. Пробное занятие.

28

Изготовление оригами «Кораблик»

Закрепление полученных знаний, проговаривание определений действий. Воспитание усидчивости и взаимопомощи. Развитие любознательности.

Творческое занятие в технике оригами «Кораблик». Обыгрывание поделки.

29

Коллективная работа «Аквариум».

Развитие речи; умение последовательно излагать свои мысли; построение предложений; пополнение словарного запаса. Умение работать в коллективе, умение договариваться, совместно обсуждать задуманное, выслушивать оппонента.

Обсуждение предстоящего сюжета, композиции расположения дополнительных деталей. Рассматривание технологической карты, обсуждение последовательности, выполнение задания. Совместное оформление работы.

30

Изготовление бумаги. Просмотр видеофильма.

Расширение кругозора детей об окружающем мире. Развитие словаря. Любознательности детей. Желание и умение находить ответы на поставленные вопросы.

Собрание и обобщение материала, на основе домашнего задания. Просмотр видеофильма. Планирование предстоящей работы.

31

Изготовление бумаги.

Закрепление ранее полученных знаний. Умение применить их на практике. Развитие творческого и познавательного потенциала детей. Отработка технических навыков.

Процесс изготовления бумаги.

32

Итоговое оформление выставки работ «Бумажное волшебство».

Продолжать воспитывать эстетическое восприятие мира. Умение презентовать свою работу, выступая публично. Оформлять свою речь используя определенную терминологию.

Оформление выставки, презентация своих работ. Вручение памятных дипломов.

33

Создание мини-музея бумаги.

Продолжать развивать кругозор детей; воспитывать эстетические чувства; желание познания окружающего мира; осознания себя его частью. Умения находить информацию, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Совместный с родителями сбор материалов для музея, оформление экспонатов. Творческая экскурсия для детей соседней группы.

34

Рефлексия

Воспитание самостоятельности в выборе занятия, подборе соответсвующих материалов,  творческой фантазии и потенциала.

Самостоятельная деятельность на основе полученных знаний и умений.

 

Итоговый мониторинг

  
     


 

 

2.2. Итогово-отчетные мероприятия.

Выставки-презентации, детские выступления, выставки, участие в конкурсах, фольклорных и иных праздниках.


 

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Техническое оснащение группы

Центр «Познавательный уголок»

- размещение соответствующих теме материалов

- готовые изделия

- книги, иллюстрации, альбомы

- произведения народного творчества для самостоятельного рассматривания

 

Центр «Уголок художественного творчества»

-бумага офисная

-бумага цветная

-бумага тонированная

-гофробумага

-картон белый

-картон цветной

-белые салфетки

-цветные салфетки

-полоски для квиллинга

-креповая бумага

-клей ПВА

-клей-карандаш

-простые карандаши

-шаблоны

-цветные карандаши

-краски

-ножницы

-кисточки

-технические таблицы

«Музей бумаги»

- поэтапное изготовление бумаги (иллюстрации)

-поделки из бумаги в технике оригами, пейп-арта, квиллинга, скрапбукинга, газетной пластики, силуэтного вырезания, объемной техники, плетения, мозаики и т.д.

-лепбук «Бумажные фантазии»

-литература по различным направлениям бумагопластики

-шедевры мирового искусства в иллюстрациях

 

3.2 Взаимодействие с родителями.

Основная цель взаимодействия с семьями воспитанников  — найти индивидуальный подход к обучению, развитию и воспитанию каждого ребенка. Но, кроме этого, взаимодействие с семьёй позволяет:

• распространить полезные практические педагогические знания среди родителей;

• активизировать внимание семьи к вопросам воспитания малыша;

• сформировать единую систему требований к режиму дня и вопросам воспитания ребёнка;

• создать положительный образ дошкольного детского учреждения в сознании родителей;

• оказывать посильную методическую помощь семье в вопросах взаимодействия с детьми;

• получить как можно более полную информацию о ребёнке.

Для реализации поставленных целей воспитатель решает следующие задачи:

• установление партнёрских отношений с родителями своих воспитанников за счёт оказания эмоциональной поддержки и общности интересов;

• повышение психолого-педагогической просвещённости семьи;

• поддержка мам и пап в выполнении их воспитательных и образовательных функций.

Достижение этих задач возможно благодаря принципам, на которых строятся отношения детского сада и семьи:

• родители и воспитатели — равноправные партнёры в деле обучения и воспитания малышей;

• регулярная помощь ребёнку, доверие и уважение гарантированы и со стороны родителей, и со стороны педагогов;

• постоянный мониторинг взаимодействия семьи и детского сада, анализ результатов на всех этапах этой работы.


 

Основные формы взаимодействия:

  • консультации на родительском собрании о целях и задачах кружковой работы;
  • оформление стенда с консультациями  «Творческое воспитание детей в семье»«История возникновения и развития бумагопластики»«Досуг для всей семьи»;
  • буклеты «Подарки из бумаги и картона», «Искусство квиллинга»;
  • проведение выставки силуэтного вырезывания «Моя семья», «Бумажное волшебство», а так же сбор материалов для музея бумаги

 

3.3 Список используемой литературы.

1.Агапова И., Давыдова М. «Игрушки и подарки из бумаги и картона» Издательство «ДОМ 21 век» Москва 2007

2.Афонькин С.Ю. «Бумажный конструктор» Москва 2007

3.Белякова О.В. «Лучшие поделки из бумаги» Ярославль, Академия развития 2009, 160с.

4.Быстрицкая А.И. «Бумажная флигрань» Москва, Айрисс-прес, 2011, 128с.

5.Зайцева А.А. «Искусство квиллинга» Магия бумажных лент. Москва, Эксимо 2010 64с..

6.Соколова С. «Сказка оригами- игрушки из бумаги» Москва Издательство Эксимо СПД, Валери СПД 2004, 240с.