Работа с детьми

Михайлева Инесса Александровна

В нашем детском саду каждый день — это маленькое приключение, полное открытий и радости. Мы создаём все условия, чтобы дети чувствовали себя счастливыми, защищёнными и любимыми. Здесь они учатся дружить, творить, мечтать и познавать мир вместе с заботливыми педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для весёлой утренней зарядки в детском саду

Возрастная группа: средняя и старшая (4–6 лет)
Длительность: 8–10 минут
Музыкальное сопровождение: ритмичная, позитивная мелодия (например, «Солнечный круг» или авторская музыка с чётким ритмом)

Вводная часть (2–3 минуты)

Цель: настроить детей на активность, включить в движение, создать бодрое настроение.

  1. Ходьба по кругу

Дети идут по кругу друг за другом:
— Ходьба обычным шагом (10 секунд)
— Ходьба на носочках, руки вверх (10 секунд)
— Ходьба на пятках, руки за голову (10 секунд)
— Ходьба с высоким подниманием коленей (10 секунд)

  1. Бег с остановками по сигналу

Воспитатель: «Ветер дует — бег» — дети бегут по залу.
«Дождик» — все замирают, приседают, руки над головой.
— Повторить 2–3 раза


Основная часть (5–6 минут)

Цель: активизировать мышцы, развивать координацию, дыхание и гибкость.

  1. Упражнение «Солнышко просыпается»
    И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены.
    1–2 — медленно поднять руки в стороны и вверх, потянуться, вдохнуть.
    3–4 — опустить руки, выдохнуть.
    Повторить 4 раза.
  2. Упражнение «Деревья качаются»
    И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.
    1–2 — наклон вправо, руки — «ветви»
    3–4 — наклон влево.
    Повторить 6 раз в каждую сторону.
  3. Упражнение «Зайчики прыгают»
    И. п. — стоя, руки на поясе.
    1–4 — 8 прыжков на двух ногах на месте.
    Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой на месте.
  4. Упражнение «Весёлые птички»
    И. п. — узкая стойка, руки за спиной («крылья»).
    1–2 — развести руки в стороны, взмахнуть, как птицы.
    3–4 — вернуться в исходное положение.
    Повторить 6 раз.
  5. Упражнение «Ёжик катится»
    И. п. — стоя, ноги вместе.
    1–2 — присесть, обхватить колени руками.
    3–4 — выпрямиться, руки вверх.
    Повторить 5 раз.
  6. Упражнение «Воздушный шарик»
    И. п. — стоя, руки перед грудью.
    1–2 — имитация надувания шарика: вдох носом, руки медленно разводятся в стороны.
    3–4 — выдох с присвистом, руки сжимаются.
    Повторить 4 раза.

Заключительная часть (1–2 минуты)

Цель: плавно снизить нагрузку, успокоить дыхание, завершить зарядку в хорошем настроении.

  1. Ходьба врассыпную под музыку

Дети свободно двигаются по залу, имитируя полёт бабочек, плавание рыбок и т.д.
— 15–20 секунд

  1. Дыхательное упражнение «Дуем на одуванчик»
    И. п. — стоя, руки перед собой, ладони вверх.

Представим, что на ладошках — одуванчик.
1–2 — вдох через нос.
3–4 — выдох ртом, как будто дуем на семена.
Повторить 3 раза.

  1. Завершение

Воспитатель: «Молодцы, ребята Вы отлично потрудились
Солнце встало — мы в порядке
Будем бодрыми весь день»


Рекомендации воспитателю:

  • Используйте игровые образы — дети лучше включаются в движение.
  • Поддерживайте позитивный настрой, хвалите каждого ребёнка.
  • Упражнения можно менять в зависимости от времени года и тематики недели («Зарядка с котёнком», «Спортивный цирк» и т.д.).

Эта зарядка не только разогревает тело, но и заряжает детей улыбками, энергией и хорошим настроением на весь день



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

(с использованием интерактивной песочницы)

«Подводный мир»

Михайлева И.А.

Воспитатель  

МБДОУ № 38 «Зоренька

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: образовательная

Возраст группы: подготовительная

Тема: «Подводный мир»

Цели: Продолжать формировать познавательную, исследовательскую деятельность; логическое мышление. Способствование накоплению опыта в совместной партнерской деятельности через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» с учетом ФГОС. Образовательные: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задуманную тему. Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.

Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные: Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе.

Словарная работа: море глубокое, синее, соленое, много морских обитателей, киты, медузы, акулы, морские звезды, дельфины, быстрые, большие, опасные.

Предварительная работа: просмотр фрагментов из подводной одиссеи команды Кусто, рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов, беседы с детьми, где и каких животных видели, какие повадки знакомы.

Материалы и оборудование: магнитофон с записью шумов моря

Ход занятия Зал оформлен в морской тематике. Дети заходят в зал. Воспитатель:

  • Ребята сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.
  • Сегодня я хочу пригласить всех вас в морское путешествие. Согласны в него отправиться?
  • Тогда давайте закроем глаза и представим, что мы оказались на морском дне.

Звучит фонограмма ветра и шума прибоя моря, светомузыка.

Воспитатель:

Я - фея водяная

Волшебница такая

Взмахну я вдруг рукой

И попадем мы в мир морской. (выходит русалка и садиться перед детьми) Воспитатель: Вот мы с вами и очутились на морском дне.

Русалочка: Здравствуйте ребята, я русалочка. Царь Нептун просил передать вам письмо.

Воспитатель читает: «Дорогие ребята! Если Вы захотите погостить в моем подводном царстве – государстве я вам отправляю карту – путешествия, чтобы Вы не заблудились. А чтобы вам было интересно познавать наш подводный мир, я приготовил для вас задания. Желаю вам удачи с уважением к вам ваш верный друг, царь морей и океанов - Нептун».

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим карту и найдем на ней первое задание.

Дети находят на карте морское животное, которое отмечено цифрой под №1, и ищут картинку этого животного в группе. Там задание первое. И т.д.

Задание №1. Картинки морских животных на монитор при отгадывании.

Загадки.

Он, как дом, огромный, Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит-

Так живет на свете …(кит).

 

Настоящий он циркач- Носом отбирает мяч.

Знают и француз и финн: Любит поиграть …(дельфин).

 

Эта рыба-хищник злой, Всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула

И ушла на дно …(акула).

 

Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу!- грозит. – Не троньте!» Ручки у него и пузо. Как зовут ее?- …(медуза).

 

Он клешнями щиплет больно И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб». Распугал соседей …(краб).

 

На лошадку так похожа, А живет то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок- Прыгает морской …(конек).

Воспитатель: Ребята давайте отыщем второе задание.

Задание №2

(Развитие монологической речи) Ой, я что-то заметила(беру рыбку из бумаги или мягкая игрушка). – Это кто?

Дети: Рыбка.

Воспитатель: -Давайте поиграем с рыбкой.

Игра «Вопрос-ответ»

Чья голова? (Это рыбья голова).

Чей хвост? (Это рыбий хвост).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники).

Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).

(Если склонение существительных вызывает затруднение, следует закрепить повторным произношением трудных слов) Воспитатель: А без чего не бывает рыба?

Дети: Без головы, без глаз, без хвоста, без плавников, без жабр, без костей. А сейчас я назову вам слова, а вы выберите лишнее слово, которое не относится к действиям рыбы.

1.Плавает, виляет, летает, говорит.

2.Дышит жабрами, имеют плавники, есть хвост, есть уши.

3.Живет на суше, имеют чешую, плавники, глаза.

4.Живет в воде, мечет икру, имеют панцирь, маскируются от хищников.

5.Хищная, опасная, колючая, смеется.

Воспитатель: Давайте отпустим рыбку, пусть плывет дальше.

 

Воспитатель: а сейчас ребята, давайте поиграем в игру «Море волнуется раз…» Физминутка игра «Море волнуется раз…»

 

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри

 

Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив руки в стороны. При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике. Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.

Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя»         фигуру.         Игрок         начинает         двигаться,         показывает         свое «представление», так, чтобы ведущий узнал что за фигуру изображает игрок.

Тот, кто изображает наименее похоже, становится «входящим» и игра начинается сначала.

Воспитатель: ребята давайте отыщем третье задание.

Задание №3

-Картинки морских животных по одной на каждого. Дети по одному подходят к картинкам, выбирают одну, называют признаки животного по которым остальные дети могли бы отгадать загаданное животное. Проводится речевая игра «Какой, какая, какие» «Он самый большой обитатель моря», или «она прозрачная, гладкая», «Она очень похожа на обычную красную звезду»

-Сказать слова противоположности: Акула опасная – безопасная, морская звезда Колючая-гладкая, Кит большой-маленький, Дельфин веселыйгрустный, Черепаха водоплавающая-сухопутная, Рыба клоун маленькаябольшая, Медуза красивая-некрасивая

-Образовывать множественное число имени существительного. «Один - много» 

Например: рыба-рыбы

1.Кит-киты

2.Медуза-медузы

3.Краб-крабы

4.Дельфин-дельфины

5.Морская звезда-морские звезды

6.Акула-акулы

7.Осьминог-осьминоги

8.Скат-скаты

 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. А сейчас давайте отдохнем. Пальчиковая гимнастика

(Дети делают массаж пальцев поочередно начиная с мезинца) Это ножка – чтобы кушать. Эта ножка с ней дружить, Эта ножка, чтоб играть. Эта чтобы рисовать.

Ну а эта, чтоб нырять,

От акулы удирать. (складывать и вилять хвостиком)

Эта – брюшко почесать, (потереть ладошки) А седьмая и восьмая

Маму с папой обнимать! (сжимать и разжимать)

Воспитатель: ребята давайте отыщем четвертое задание.

Задание №4

Рисование на песке по теме занятия.

Воспитатель: Ну вот вы справились с заданием и мы благополучно можем вернуться, ребята давайте так же закроем глаза и очутимся в нашей группе.(звучит музыка) Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? Кого видели? С кем играли? Что больше всего понравилось? Что оказалось самым сложным? С какими новыми словами познакомились? Спасибо вам, что путешествовали вместе со мной. Занятие окончено, попрощайтесь с нашими гостями.

 

 



Предварительный просмотр:

Картотека игр с песком

Михайлева И.А.

Воспитатель

МБДОУ № 38 «Зоренька»  «Общим словом назови и запомни» 

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам. 

Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки. 

Ход игры: 

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. 

По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

 

Игра «Песочные узоры» 

Цель игры: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику. 

Для данной игры потребуется поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям. 

Суть игры: родитель сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку. Остальные дети могут понаблюдать, как сыплется песок, образуя горки, дорожки и различные узоры. Конус с дыркой мы возьмём, Песок сыпать начнём. Кулёк качается, узор получается.

 

«Кондитер». Высыпая сухой песок через картонную воронку  на большой кулич – «торт», прорисовывать узоры.Дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений. Закреплять представление о профессии кондитера.

 

«Замок сказочных котов» — украшать «замок» (конус из песка) куличиками с помощью формочек «котята». Развивать воображение, сенсорику, аккуратность.

 

«Подземные туннели». Предложить детям прокопать сообщающиеся туннели в мокром песке. Закреплять представление детей о свойствах песка, развивать воображение, умение действовать по замыслу.

 

«Путь сквозь гору».  Предложить детям прокопать ровный туннель в «горе» (конус из песка) , проложив «шоссе» для игрушечных автомобилей. Закреплять представление детей о свойствах песка, развивать воображение, умение действовать по замыслу.

 

«Рисуем палочкой» 

Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей. 

Цель игры: развитие усидчивости, внимания, фантазии. 

Суть игры: воспитатель предлагает ребенку порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.

 

Здравствуй, песок! 

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

  • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
  • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной сто-роной; • перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — …»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

 

Песочный дождик 

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.

Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песоч-ницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

 

Песочный ветер 

Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом.

Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.

Ход игры: Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

 

Необыкновенные следы 

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

 

«Подземные жители» («Кроты»)

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Оборудование: Песочница.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Ход игры: Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

 

Песочные прятки 

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, об-разного мышления, произвольности.

Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Первый вариант

Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

 

« Секреты сухого и мокрого песка» 

Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.

Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоя-щие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгива-тель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.

Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики» Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

 

Песочные строители 

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

 

Кто к нам приходил? 

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает фор-мочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

 

Узоры на песке (1 вариант) 

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

 

Узоры на песке 2 вар. 

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

 

Песочный круг 

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

 

Победитель злости 

Цель: стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умение справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Педагог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шаразлюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

 

Угадай на ощупь 

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

 

Заборчики 

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки. Ход игры: ребенок руками лепит заборчики по кругу.

 

«Волшебные отпечатки на песке» Педагог и дети оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.

 

Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели 

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, игрушечные деревья, цветы, грибы. Ход игры: Педагог. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).

Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели

Ход игры: Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.

 

Мы едем в гости 

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

Ход игры: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «изза — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Педагог. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке»

(закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.

 

Детские секретики 

Цель: формировать умение у детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.

Ход игры: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изо-бражениями дерева, реки, гор, леса, домов.

Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

 

Веселые соревнования 

Цель. Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Разви-вать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать. Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры. Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова: Побежали вдоль реки пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.

 

Волшебный клад 

Цель. Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки.

Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры. В руках педагога — кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем

(песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

 

Игра «Путешествие в сказочный город» 

Цель:Развитие образного мышления, воображения, речи. 

Содержание:Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе. 

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

 

Игра «Новая квартира куклы Маши» 

Цель:Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планомсхемой. 

Содержание:Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши. Квартиру кукла Маша получила И мебель в магазине закупила: Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол Занес в квартиру грузчик и ушел. 

Куда же мебель расставлять? 

На помощь Мишку надо звать. Медведь откликнулся на зов, План начертил и был таков. Одна опять осталась Маша, И загрустила кукла наша. Поможем мебель ей расставить, По плану в комнату поставить. 

Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

 

Игра «Строители на сказочном острове» 

Цель:Развитие         воображения,         творческого         мышления,         сенсорного         восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планомсхемой. 

Содержание:Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания. В океане остров был чудесный, Никому доселе не известный. Замки, башни и дворцы Возвели строители-творцы. Но черные тучи вдруг набежали, Солнце закрыли, ветер позвали. 

Жители спрятаться только успели, Огонь, ураган и дождь налетели. 

Разрушено все: только камни одни. 

Вот что осталось от этой страны. 

Теперь не существует дивной красоты. 

Остались лишь одни мечты, что. 

На этом письмо прерывается. 

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения: 

Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку? 

Что это был за человек? 

Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

 

Игры с решетом 

Цель: Развитие тактильных ощущений.Знакомство со свойствами песка. 

Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки

(например, из «Киндер- сюрприза» 

 



Предварительный просмотр:

Игры-эксперименты  для детей 1-1,5 лет по сенсорному развитию

 

Подготовила:

Михайлева И.А., воспитатель

МБДОУ № 38 «Зоренька

Игра – эксперимент «Конфеты» 

Цель: Ознакомление ребёнка со свойствами бумаги. Учить обследовательским действиям с предметами. 

Материал: корзиночка с конфетами (обертка из разной бумаги: салфетка, альбомная, фольга). 

Ход эксперимента: Зайка приносит корзину с конфетами и угощает детей. Дети начинают разворачивать конфеты и самая тонкая бумага легко рвется, а фольга рвется с трудом. 

Вывод эксперимента: бумага рвется. 

Игра – эксперимент «Угощение» 

Цель: Ознакомление ребёнка со свойствами бумаги. Учить обследовательским действиям с предметами. 

Материал: угощение для детей (конфеты или др.), бумага разных видов (салфетка, альбомная, картон) в форме квадрата. 

Ход эксперимента: Зайчик угощает ребят и замечает, что ручки детей испачкались и предлагает им их вытереть. Дети подходят к столу и выбирают из салфетницы бумагу, пробуют вытираться. Выясняется, что одна бумага мягкая ей удобно, а другая жесткая, толстая, не пригодная для вытирания лица. Вывод эксперимента: бумага бывает тонкая, мягкая, жесткая, толстая и она мнется. 

Игра – эксперимент «Чистые салфетки» 

Цель: Ознакомление ребёнка со свойствами бумаги. Учить обследовательским действиям с предметами. 

Материал: салфетки вискозные и бумажные. 

Ход эксперимента: Зайка здоровается с детьми и предлагает постирать салфетки, использованные после угощения, показывает движение «стирки», дети слышат как шуршат и скрепят бумажные салфетки. 

Вывод эксперимента: бумага издает звуки: шуршит и скрепит. 

Игра – эксперимент «Аквариум» Цель: Ознакомление ребёнка со свойствами бумаги и воды. Учить обследовательским действиям с предметами. 

Материал: емкость прозрачная с водой, рыбки, вырезанные из разных видов бумаги: из альбома, из салфетки, из картона. 

Ход эксперимента: Зайка рассказывает детям, что видел в гостях настоящий аквариум с рыбками и предлагает детям тоже сделать аквариум и запустить в него рыбок. Походят к емкости с водой и запускают бумажных рыбок. Наблюдают, какие рыбки ушли на дно, а какие плавают на поверхности. В результате все рыбки ушли на дно. Вывод эксперимента: бумага тонет.

 

 

Игра – эксперимент «Прятки» 

Цель: Ознакомление ребёнка со свойствами воды (прозрачность). Учить обследовательским действиям с предметами. 

Материал: два стакана с водой, ложечка, мука, мелкие игрушки. 

Ход эксперимента: Зайка говорит детям, что любит играть, а особенно играть в прятки, предлагает поиграть и спрятать игрушки, которые принес. Зайка прячет игрушку в стакане с водой, спрашивает детей, спряталась ли игрушка. Дети видят игрушку, значит, не спряталась. Зайка добавляет во второй стакан с водой муки и размешивает ее, прячет туда игрушку, ее не видно. 

Вывод эксперимента: вода прозрачная. 

Игра – эксперимент «Веселая водичка» 

Цель: Ознакомление ребёнка со свойствами воды и красками. Развивать навыки владения кисти – набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, размешивать краску в воде. 

Материал: пластиковые прозрачные стаканчики с водой, краски гуашь красного и желтого цвета, кисти. 

Ход эксперимента: Зайка напоминает детям, что водичка бывает прозрачной, но она скучная в ней даже игрушки нельзя спрятать. Предлагает добавить краску и размешать, в другой стаканчик - желтую. Вода в стаканчиках стала яркой, красивой. 

Вывод эксперимента: вода окрашивается. 

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Осеннее дерево»

Количество детей: 6 человек

Возрастная группа: 6-7 лет.

Цель:

Создание композиции «Осеннее дерево» с использованием нетрадиционной техники рисования и обрывной аппликации.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить детей с техникой обрывной аппликации.
  • Закрепить навыки работы с клеем и бумагой.
  • Расширить представления об осенних изменениях в природе.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать творческое воображение и фантазию.
  • Развивать чувство цвета и композиции.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое восприятие осенней природы.
  • Воспитывать аккуратность при работе с материалами.

Предварительная работа

  • Наблюдения за изменениями в природе во время осенних прогулок.
  • Сбор и классификация осенних листьев по форме, цвету и размеру.
  • Чтение стихов А. Плещеева, А. Блока, Ф. Тютчева об осени.
  • Просмотр и обсуждение репродукций картин И. Левитана, А. Куинджи с изображением осенних пейзажей.
  • Игры с листьями: «Полёт листочка», «Листопад».

Оборудование: рабочие места за столом по количеству детей, стулья по количеству детей, магнитная доска для презентации иллюстраций, аудиоцентр (музыкальное сопровождение: «Осень» из цикла А. Вивальди «Времена года»), клеёнки для защиты столов.

Материалы:

  • Альбомные листы формата А4 (голубые или белые).
  • Гуашь (коричневая, желтая, оранжевая, красная)
  • Ватные палочки
  • Цветная бумага для «листьев»: жёлтая, оранжевая, красная, бордовая.
  • Клей-карандаши или ПВА с кисточками.
  • Салфетки для рук.
  • Желтые, красные и зеленые круги из бумаги для рефлексии после занятия.
  • Образец работы воспитателя.

Ход занятия

  1. Вводная часть.
  • Приветствие детей. Создание доброжелательной атмосферы.
  • Проверка готовности к занятию: «Все ли на месте — ручки, глазки, ушки?»
  • Отгадывание загадки:

Он с весны висел на ветке,

Был зеленый – пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел.
(Лист)

  1. Основная часть
  • Воспитатель: «Ребята, а какое сейчас время года? Что происходит с деревьями?»
  • Обсуждение изменений в природе: листья желтеют, краснеют, опадают.
  • Чтение стихотворения:

«Как прекрасен листопад» (Е. Груданов):

Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!

  • Рассматривание иллюстраций с осенними деревьями. Обсуждение: «Почему листья меняют цвет?» (простое объяснение: меньше солнца — меньше зеленого хлорофилла — проявляются другие пигменты).

Физкультминутка «Листопад»
Дети встают, выполняют движения под стихотворение:

Ветер дует, задувает, (покачивания руками вверху)
Ветер дерево качает. (наклоны в стороны)
Листья в воздухе кружатся, (вращение руками)
На землю медленно ложатся. (приседания с плавным опусканием рук)

  • Воспитатель показывает образец работы и предлагает детям попробовать сделать свои собственные осенние деревья и оформить их работы в групповую выставку «Прекрасная осень».
  • Объяснение техники:
  • Рисуем ствол дерева.
  • Берём лоскуток цветной бумаги, пальцами отрываем небольшие кусочки — это будут «листики».
  • Наносим клей на обратную сторону кусочка и прижимаем к бумаге. Создаем крону дерева. Чередуем цвета: жёлтый, оранжевый, красный — чтобы получилось красиво.
  • Дополняем композицию ватными палочками с гуашью (листья, падающие с дерева).

  • Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает, следит за техникой безопасности и аккуратностью.
  1. Заключительная часть. Рефлексия
  • Организация мини-выставки работ.
  • Обсуждение: «Что у нас получилось? Какие цвета мы использовали? Что нового узнали?»
  • Подведение итогов: «Мы с вами сделали красивые осенние деревья, научились аккуратно клеить и создавать композицию».
  • Воспитатель предлагает детям оценить свою работу:
  • «Что тебе понравилось больше всего?»
  • «Что было трудно?»
  • «Что хотел бы сделать ещё раз?»
  • Использование метода «Светофор»:
  • Зелёный кружок — всё получилось, было интересно.
  • Жёлтый — было трудно, но я справился.
  • Красный — не понравилось, не получилось.