«Последний год в детском саду: Готовимся к школе вместе»
Опубликовано 22.09.2025 - 18:29 - Жильцова Елена Ивановна
«Последний год в детском саду: как подготовить ребенка и себя к школе».
---
Консультация для родителей
Тема: «Последний год в детском саду: Готовимся к школе вместе»
Целевая аудитория: Родители детей подготовительной к школе группы.
Форма проведения: Интерактивная беседа с элементами тренинга.
Цели:
1. Помочь родителям понять особенности подготовки ребенка к школе в последний год детского сада.
2. Определить ключевые аспекты психологической, интеллектуальной и социальной готовности.
3. Дать практические рекомендации по созданию благоприятной среды для будущего школьника.
4. Снизить тревожность родителей и настроить их на позитивное сотрудничество с детским садом и будущей школой.
Оборудование:
· Презентация с ключевыми тезисами.
· Бумага, ручки для родителей.
· Доска или флипчарт.
· Раздаточный материал (памятки, списки полезной литературы).
---
Ход консультации
I. Вступительная часть (10-15 минут)
1. Приветствие и актуализация темы.
· Педагог/психолог: «Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас сегодня. Этот год для вас и ваших детей особенный – последний год беззаботного детсадовского детства. Скоро прозвенит первый звонок, и начнется новый, важный этап. Сегодня мы поговорим о том, как сделать этот переход плавным, спокойным и радостным».
2. Разминка «Ассоциации».
· Задание: «Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза и представьте себе слово «ПЕРВЫЙ КЛАСС». Какие первые мысли, чувства, образы приходят вам в голову?»
· Вариант: Родители по кругу называют одну ассоциацию. Ведущий записывает ключевые слова на доске (например: ранец, уроки, оценки, стресс, друзья, учительница, усталость, гордость).
· Анализ: «Как вы видите, ассоциации разные – и радостные, и тревожные. Это абсолютно нормально. Наша задача сегодня – чтобы к сентябрю у вас и вашего ребенка преобладали позитивные ожидания».
II. Основная часть (40-50 минут)
1. Что такое «готовность к школе»? Три кита успешного старта. (Сопровождается слайдами презентации)
· Кит №1: Интеллектуальная готовность.
· Что это? Не умение читать и писать, а развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь.
· Что развивать?
· Мышление: Умение сравнивать, анализировать, обобщать (например, «что общего у кошки и собаки?»), решать простые логические задачи.
· Внимание: Способность удерживать инструкцию, концентрироваться на задании 15-20 минут.
· Память: Умение запоминать стихи, последовательность действий.
· Речь: Богатый словарный запас, умение пересказать небольшой рассказ, составить рассказ по картинке.
· Важно! Не заставляйте ребенка механически заучивать буквы и цифры. Лучше играйте в слова, составляйте рассказы, считайте ступеньки, изучайте окружающий мир.
· Кит №2: Эмоционально-волевая готовность (самая важная!).
· Что это? Умение управлять своими эмоциями и поведением, способность делать не только то, что хочется, но и то, что надо.
· Что развивать?
· Произвольность: Умение следовать правилам, слушать инструкцию учителя, доводить начатое дело до конца.
· Мотивация: Желание учиться, узнавать новое, интерес к самому процессу познания, а не к внешним атрибутам (ранцу, форме). Отвечайте на вопросы «почему?», ходите в музеи, читайте познавательные книги.
· Устойчивость к трудностям: Умение справляться с неудачами. Не бояться ошибиться. Формируйте установку: «Ошибка – это не страшно, это шаг к новому знанию».
· Кит №3: Социальная готовность.
· Что это? Умение общаться со сверстниками и взрослыми, работать в коллективе, разрешать конфликты.
· Что развивать?
· Умение знакомиться, просить о помощи, предлагать помощь, договариваться, ждать своей очереди.
· Уважительное отношение к учителю.
2. Практическое упражнение «Копилка полезных привычек».
· Задание: Разделите родителей на 3 группы. Каждая группа получает тему:
1. «Распорядок дня»: Какие привычки важно сформировать до школы?
2. «Рабочее место будущего школьника»: Что должно быть на столе? Как организовать пространство?
3. «Развиваем самостоятельность»: Какие бытовые навыки должны быть сформированы?
· Обсуждение (5 минут в группах, затем 2 минуты на презентацию каждой группы).
· Выводы ведущего: Подвести итог, дополнить рекомендациями (режим, полноценный сон, прогулки, обязанности по дому).
3. Чего стоит избегать? «Вредные советы» для родителей.
· Не запугивайте школой: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
· Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями. Последний год в саду – время для игр!
· Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
· Не делайте уроки за ребенка до того, как они появились. Ваша роль – поддержка и руководство, а не выполнение.
III. Заключительная часть (10-15 минут)
1. Ответы на вопросы.
· Предложите родителям задать вопросы, которые у них возникли в ходе консультации.
2. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».
· Инструкция: «Уважаемые родители, давайте подведем итоги. Представьте себе три предмета:
· ЧЕМОДАН – то, что я обязательно возьму с собой и буду применять.
· МЯСОРУБКА – то, что я переработаю, обдумаю.
· КОРЗИНА – то, что оказалось ненужным, я с этим не согласен(на).»
· Предложите желающим поделиться своими мыслями.
3. Заключительное слово и раздача памяток.
· Педагог/психолог: «Дорогие родители! Помните, что ваш позитивный настрой – залог успеха ребенка. Школа – это не экзамен для вашего дошкольника, а новый увлекательный этап жизни. Доверяйте своему ребенку, поддерживайте его, верьте в его силы. А мы, сотрудники детского сада, всегда готовы помочь вам советом и делом. Спасибо за внимание!»
---
Пример раздаточного материала (Памятка для родителей)
«Последний год до школы: 5 ключей к успеху»
1. Формируйте правильный настрой. Говорите о школе с радостью и интересом. Рассказывайте свои положительные истории из школьной жизни.
2. Играйте! Сюжетно-ролевые игры в «школу» – лучший способ смоделировать и проработать возможные ситуации.
3. Развивайте самостоятельность. Поручайте ребенку посильные дела: завязывать шнурки, убирать за собой тарелку, содержать в порядке свои игрушки и рабочее место.
4. Тренируйте руку. Не прописи, а лепка, рисование, мозаика, конструкторы – все, что развивает мелкую моторику.
5. Читайте каждый день. Чтение вслух обогащает словарный запас, развивает речь и воображение, учит слушать и концентрироваться.
Желаем вам и вашему будущему школьнику удачного старта!
