Нейроминутки
Раздел I: Информационная часть
Паспорт проекта
Название проекта: | «Нейроминутки в работе логопеда и воспитателя с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» |
Вид проекта | Коррекционно-образовательный |
Целевая группа | Разновозрастная группа комбинированной направленности (дети с ОВЗ) |
Тип проекта: | Долгосрочный, практико-ориентированный, групповой |
Название учреждения | Детский сад №3 «Умка» |
Составители проекта | Семенихина Н.В; |
Срок осуществления проекта | Сентябрь 2025 - май 2026 |
Раздел II: Содержательная часть проекта
1. Аннотация проекта
Нейропсихологическая коррекция способна частично или полностью компенсировать поврежденные функции головного мозга, актуальна для детей любого возраста, ее применение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида (ОВЗ и др.)
Нейропсихологические игры являются отличным дополнением к коррекционной программе и реализуются не вместо нее, а вместе с ней. Представленный опыт будет полезен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям групп, в которых воспитываются дети с ОВЗ.
Нейропсихологические игры и упражнения в структуре занятия можно применять в организационном моменте, в физкультминутках, в динамических паузах, в гимнастике для глаз.
2. Актуальность.
В последнее время встречается все больше детей с ОВЗ, часто в одной группе оказываются дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями, аутизмом. В логопедическую группу приходят дети с органическим поражением ЦНС, которым неврологи ставят диагноз дефицит внимания. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль, имеются трудности на музыкальных занятиях: не слышат ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать поскоки в такт мелодии. Поэтому возникла необходимость включать в работу учителя-логопеда игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий и развитие чувства ритма.
Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е.Д. Хомской, Т. В. Ахутиной).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастика) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
Задачи проекта:
• Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения;
• Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми с ОВЗ;
• Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми с ОВЗ,
• Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционную работу по развитию речи у детей с ОВЗ.
Для результативности необходимо создание определенных условий:
1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений.
4. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
5. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
6. Важнейшим условием успешной работы с детьми является работа с родителями. Учитель-логопед знакомит родителей с особенностями выполнения упражнений и рекомендует их дальнейшее закрепление дома.
Сроки и этапы реализации:
Срок реализации проекта - 1 год.
• I этап - Организационный - сентябрь 2025 г.
• II этап - Концептуальный - октябрь 2025 г. - апрель 2026 г.
• III этап - Аналитический - май 2026 г.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап реализации проекта
| Цели этапа | Содержание и методы деятельности | Продукты инновационной деятельности, прогнозируемые результаты |
1-й этап – подготовительный (информационно-аналитический)
(сентябрь 2025 г) | · Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме. · Создание организационной основы реализации проектной деятельности. Координация деятельности участников проектной деятельности. | Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности | - Определение ресурсов. - Формирование творческой группы участников проектной деятельности. |
Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. | - Ознакомление с методической литературой по данному вопросу. - Написание плана самообразования по данной теме. | ||
Диагностика детей с ОВЗ | - обследование проводится в индивидуальной форме; - заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников с ОВЗ. | ||
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности | - ознакомление с результатами диагностики речевого развития воспитанников. - подборка консультаций, буклетов. - индивидуальные консультации.
| ||
Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности. | - Выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности. | ||
2-й этап – практический (октябрь 2025 – апрель 2026 г)
| · Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности. · Своевременная коррекция и регуляция работы по речевому развитию дошкольников с ОВЗ. | Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности | - Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.). - Создание банка видео и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д. |
Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи
| - Внедрение в образовательный процесс проекта «Нейроминутки в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» - Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта. - Отчет о проектной деятельности с указанием направлений работы и результатами на итоговом педагогическом совете. | ||
Работа с родителями воспитанников | - Фотоотчеты о работе по развитию речи. - Консультации, буклеты, беседы. | ||
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития | - Проведение бесед, разработка консультативного материала и пособий по использованию нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития в работе с детьми. -Активное включение родителей в образовательный процесс группы. | ||
Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности | - Мониторинг проектной деятельности. - Внесение корректив в документацию проектной деятельности. | ||
3-й этап Аналитический (май – июнь 2026 г)
| · Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности. · Тиражирование опыта работы по реализации проекта «Нейроминутки в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
| Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно-логопедической работы | - Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности.
|
Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в ДО | - Подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов по итогам проектной деятельности для тиражирования. - Публикация статей по использованию культурных практик по теме проекта в профессиональных изданиях. | ||
Определение перспектив дальнейшей работы на основе: - итогов проектной деятельности; - результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с ОВЗ; - скоординированности действий всех участников проекта. | - Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта. - Внесение корректив в проект проектной деятельности. |
Ожидаемые результаты проекта:
- повышение учебной мотивации и эффективности усвоения детьми с ОВЗ знаний, умений и навыков;
- ускорение процесса подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте, предупреждение появления вторичных расстройств письменной речи;
- увеличение числа обучающихся с положительной динамикой;
- разработка методического пособия «Нейроминутки в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ», которое может использоваться как в работе с детьми с ОВЗ, так и педагогами общеразвивающих групп;
- привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
Преимущества использования нейропсихологических игр в логопедической практике:
• игровая форма обучения;
• эмоциональная привлекательность;
• многофункциональность;
• дифференцированный подход к обучению;
• автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем логопедом;
• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно развивающем процессе;
Нейропсихологические игры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, дифференциации акустики близких звуков, развития фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, навыков словообразования словоизменения. развития познавательных способностей, усвоения лексических тем и т. д.
Направления коррекционной работы с использованием нейропсихологических игр:
1. Работа нал дыханием.
2. Развитие глазодвигательной функции.
3. Развитие общей и мелкой моторики рук.
4. Развитие межполушарного взаимодействия.
5. Развитие чувства ритма.
1. Игры на развитие дыхания, так как они способствуют усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
«Волшебные трубочки». Дети откидываются на спинку стула, положив одну руку на живот. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос (живот надулся), затем во время команды взрослого «выдох» ребенок делает длительный плавный выдох через трубочку - живот сдулся (поток воздуха, выходящий через трубочку, поддерживает в воздухе шарик, задача - удерживать его в воздухе как можно дольше).
«Говорливые ушки». Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А (чередовать со звуками Ы-Ы-Ы. У-У-У, О-О-О).
«Обнимашки». Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. Задержать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить. Вдохнуть, руки медленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком О-О-О. обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову на грудь.
2. Глазодвигательные упражнения. Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
«Глаз–путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
«Геометрические фигуры». Педагог просит дошкольников представить круг большого размера, а затем обвести его глазками по часовой стрелке и против. И другие фигуры.
«Восьмерка». Прослеживать глазами предмет, который педагог перемещает по траектории восьмерки.
3. Игры на развитие общей и мелкой моторики
«Hoc — пол — потолок» Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то, что называет взрослый, игнорируя его показывание.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом, можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах (двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).
Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»
Материал: карточки с геометрическими фигурами – круг, прямоугольник, квадрат.
Необходимо выполнять действия руками согласно образцу, где круг – кулак, прямоугольник – ребро, квадрат – ладонь. Дифференциация в слогах СА-ЗА-ША.
Метод «Нейродорожки для рук»
Материал: карточки с дорожками разных видов.
На небольшие прямоугольники нужно установить указательный и средний палец, на длинные – указательный и средний палец, сложить вместе. Каждая рука движется в одно и то же время по собственной дорожке, переставляя пальцы одновременно.
Данные упражнения выполняются двумя руками. Во время прохождения дорожки можно добавлять дополнительные задания. Например, произнеси звук, слог или хлопни в ладоши.
Нейропсихологическая зарядка
Используются карточки с символами, обозначающими действие, которое нужно совершить. Например, «топ»-«хлоп»-«тук», «кулак»-«ладонь». В начале ребенок выполняет комплекс упражнений вместе со взрослым, затем самостоятельно. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, затем обеими руками. При затруднении взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя. Следующим этапом будет использование карточек для автоматизации звуков, с согласованием слов и жестов.
4. Игры на развитие межполушарного взаимодействия. Они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие игры-упражнения.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком Су-Джок (картотека упражнений по лексическим темам).
«Пальчики здороваются». Поочередное соединение каждого пальца руки с большим (перебор пальцев).
Во время соприкосновения пальцев произносим слоги с отрабатываемым звуком.
«Кошечка». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Попеременная смена положений на счет «раз-два» Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом необходимо следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно: «Вот - ладошка, вот - кулак! Все быстрее делай так». «Кулачок - ладошка, я иду как кошка». Произносим слоги на дифференциацию звуков: са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши и наоборот.
«Оладушки». Правая рука лежит ладонью вниз, левая рука ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять: «Мы играли в ладушки - жарили оладушки. Так пожарим, повернем, и опять играть начнем». Произносим слоги: саш-сош-суш-сыш; шас-шос-шус-шнс.
«Лягушка». Три положения руки (кулак - ребро - ладонь) на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз. Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь). Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!
«Перекрестный марш». Шагаем высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой противоположной ноги. Делаем 6 пар движений. Затем шагаем, касаясь рукой одноименного колена. Делаем 6 пар движений. Заканчиваем касанием противоположной ноги.
«Ухо - нос - хлопок». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши. Меняем положение рук с точностью до наоборот.
«Нарисуй, как в зеркале» Кладем на стол чистый лист бумаги. Начинаем рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки-иллюстрации к скороговоркам.
Bal-A-Vis-X – балансировочно-аудиально-визуальные упражнения (автор Билл Хьюберт – учитель начальной школы из США). Их суть заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком. Начинается все с самых простых движений: каждый участник занятий просто кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. В дальнейшем можно на каждый удар мяча проговаривать текст с автоматизируемым звуком.
Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливает эффект занятий. Эта методика доказала свою эффективность при работе с детьми, страдающими ДЦП, при аутизме, задержках интеллектуального развития, черепно-мозговых травмах. Кроме того, она показана при реабилитации пациентов старшего возраста, перенесших инсульт.
5. Работа с ритмом – важная нейропсихологическая составляющая работы специалиста. Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление – ребенок видит руки педагога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию.
«Постучим кулачком по ладошке» Ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» — правой рукой, «2» — левой рукой, «3» — одновременно двумя руками). Добавляем отрабатываемый звук сы-сы, сы-сы, во-ло-сы.
«Дирижеры». Ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем - только кистью.
«Топ ногой, топ другой». Ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала движение производится всей ногой, затем — только стопой; прыжки на одной, двух ногах. Ребенок считает, сколько ударов сделал педагог, и подбирает слова с тем же количеством слогов. Если это вызывает затруднения, то ему дается дополнительная зрительная опора: сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками, например, // // ///, а затем подбираются слова.
Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, А. В. Семенович, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствии, предупредить нарушения чтения и письма.
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля [Текст] / Т. В. Ахутина. Н. М. Пылаева. Л. В. Яблокова // Школа здоровья. - 1995. - № 4. - С. 66 84.
2. Ахутина Т. В. Иншакова О. Б. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. Изд. В. Секачев. 2016 г
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
4. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций [Текст]: Собр. соч. / Л. С. Выготский. - М.: 1982. - С. 168— 174.
5. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
6. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
7. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
8. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
9. Колганова В.С.. Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч.Ч 1.- М.: АЙРИС-прссс. 2019 - 416 с.
10. Лурия А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст) / А. Р. Лурия. Цветкова Л. С. - М.: Институт практической психологии. 1996. - 64 с.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
12. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
13. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
14. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст] / А. В. Семенович. - М.: Генезис. 2008. - 474 с.
15. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера. 2002. -128 с.
16. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
17. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
