Главные вкладки
Музыкальные игры дома
Музыкальные игры дома.
Цель: Развивать музыкальные способности детей в сотрудничестве с родителями.
Задачи: 1. Познакомить родителей с простыми музыкальными играми для использования дома.
2. Объяснить родителям значимость совместной музыкальной игры родителей с детьми как ведущего вида деятельности.
В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач: воспитание художетвенного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, а так же развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
А что больше всего любят делать дети? (играть).
Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
В толковом словаре Ожегова можно найти определение игры как – вида деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Максим Горький говорил: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут…».
Игра - основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра - планета, на которой обитает ребёнок, особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит, способ познания мира, так же обучения и воспитания дошкольника в спорте, живописи, музыке и т.д.
Практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников, в том числе в семье, можно и нужно решать с помощью игры. Привить любовь к хорошей музыке, как серьёзной, так и лёгкой, развить музыкальный вкус, так как музыка может оказывать на ребёнка как положительное, так и отрицательное воздействие. Научить игре на том или ином музыкальном инструменте, развить творческие способности, научить двигаться под музыку, развить эмоциональную культуру и восприятие могут не только педагоги, но и папы и мамы, которые не играют ни на каком музыкальном инструменте и даже не знают нот, ведь музыкальные игры оказывают заметное влияние на развитие внимания, на формирование способности к восприятию информации.
Вот некоторые музыкальные игры в которые вы можете играть с ребятами дома.
- Какой инструмент звучал?» или «Угадай на чем играю!».
Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан. Попросите малыша отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты. Постепенно количество детских музыкальных инструментов, можно увеличить. Игра учит узнавать различные тембры. Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает - вы отвечаете.
- «Танцуй так же, как я»
Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Кошечка, «Медведь», «Робот», «Кукла» или другой сказочный персонаж или зверь, герой мультфильма. Ребёнок становится старше, и круг «танцующих» персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится «заказчиком». Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.
- «Узнай песенку»
Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа - одобрение и аплодисменты.
4. «Слушаем тишину»
У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются - рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут, за это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину, которую они не слышат, не умеют слышать. Это можно сделать и дома, или на природе: в поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры: тише, (говорите вы), ещё тише, совсем тихо. Давай сыграем , кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди: вот машина проехала, вот птичка пропела, гудок поезда, чей-то разговор, деревья прошелестели ветками. Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки, начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза - вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) - большое искусство. Как в музыке, так и в жизни…За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.
5. «Рассказ-игра»
Любой из рассказов можно построить в виде игры. Для этого заранее приготовьте необходимые для игры инструменты. Например: сказка «Лиса и рыба» (по мотивам русской народной сказки «волк и лиса») «Лиса и рыба»
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, Бубенчиком звенит (БУБЕНЦЫ).
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, (БАРАБАН)
а сам пошёл впереди. (ЦЕЛЛОФАН)
Лошадка бежит, колокольчиком звенит (БУБЕНЦЫ/ КОЛОКОЛЬЧИКИ)
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (КСИЛОФОН или МЕТАЛЛОФОН ГЛИССАНДО)
Выбросила всю рыбку и сама убежала (БАРАБАН)
Так же можно изобразить сказку «колобок», «Теремок» и т.д.
6. «Кто первый запоёт»
Это игра для двух и более участников. Вы напеваете мелодию известной песни. Кто из детей или взрослых, принимающих участие в игре, первый узнает песню и запоет ее?
7. «Простучи ритм»
Вы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать песню или повторить ритм.
8. «Высокий и низкий звук». С помощью этой игры можно развивать музыкальный слух, знакомить с высокими и низкими звуками. Для этого можно использовать свой голос, металлофон, пианино. Покажите малышу, как летает и жужжит комарик (очень высокие звуки), как гавкает собачка (звуки средней высоты), как ревет мишка (очень низкие звуки). Пусть ваш ребенок сопровождает свои звуки движением. Например, попросите его показать, как летает комарик (малыш имитирует движение комарика, а также звучит тонким голосочком) и так далее.
- Танцевальная игра «Воробышек»
Если у вас семейный праздник, пришли в гости дети, то в эту игру они сыграют с особенным удовольствием. Все встают в круг, в центре «воробышек». Участники двигаются по кругу и напевают на произвольный мотив:
Покажи, покажи, воробышек, как цыплята ходят. (Воробышек показывает, и все повторяют его движения)
Покажи, покажи, воробышек, Как лошадки ходят. (Воробышек снова показывает)
В течение игры водящему могут предложить изобразить походку не только зверей, героев мультфильмов и т.д., но и папы, мамы, бабушки, других близких и знакомых.
Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию, воображение.
10. Игра на развитие тембрового восприятия «Угадай, что звучит» Для этой игры понадобятся предметы, которые есть в каждом доме. Например, стеклянная бутылка, чашка, кастрюля, тарелка, стакан. Возьмите карандаш за самый кончик и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите ребенка отвернуться и постучите по какому-нибудь одному предмету. Когда малыш повернется, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы стучали. Вначале не берите много предметов, игра не должна быть сложной. Постепенно можно игру усложнять, добавляя предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.
- Устройте танцевальную минутку. Под музыку с детьми можно танцевально импровизировать, тогда таких детей будет отличать грациозность движений
- Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно песни, сказки, стихи, что безусловно развивает фантазию.
- Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации, передающие то или иное состояние, вызывают у детей у детей большой интерес и развивают творческое начало.
- Совместные походы на детские спектакли обогатят впечатления малыша.
- Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.
- Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий, фоновые мелодии. Такую музыку можно включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, укладывание малыша спать.
- Организуйте домашний оркестр из покупных детских музыкальных инструментов или самодельных шумовых игрушек. Сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, танцевальных, маршевых мелодий, собственное исполнение песен.
- Чтение стихов, загадок, сказочных историй может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.
