консультация для родителе "Учим легко дни недели с детьми"

Учим легко дни недели с детьми.

 

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, регулировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека требуется ориентировка во времени, чувство времени.

Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Необходимо детям показывать и объяснять временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом (это дни недели, части суток, месяца, времена года и т. д.) . Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости, от наличия времени .Необходима постоянная систематическая работа по формированию у дошкольников представлений времени. При отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способам его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени.

 

Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в музыкальную школу  только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.

Когда следует начать обучение?

     Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.

Для ребенка 4-5 лет ведущим становится абстрактное мышление, которое не позволяет мыслить «конкретными» категориямиОдин год может

исчисляться одним днем, неделя – одним часом.

Чтобы не происходило такой подмены понятий, необходимо прививать малышу точное значение слов «неделя» и «время». Сделать это можно при помощи наглядных пособий и игр.

Откуда берутся названия

Далеко не все родители знают о происхождении названия каждого дня недели. Еще меньше мам и пап понимают, что, определив корни того или иного названия, они облегчат себе задачу в учении детей. Если разобраться, то имя любого из составляющих недели, носит в себе вполне понятный смысл.

Неделя – это отрезок времени, равный семи дням.  Поэтому на Руси  называли неделю седьмицей.

К примеру, воскресенье. Раньше, этот день в русском языке носил название «Неделя». Попробуйте выговорить: не-деля. Это слово произошло от слов не делать, ничего не делать. Именно поэтому этот день выделяется красным в календаре, ибо означает, что сегодня работать и посвящать себя трудам запрещено, больше времени надо уделять семье и близким.

Понедельник. Да, это день, который нас встречает после недели.

Вторник – второй по счету день недели.

Среда – средина рабочей недели.

Четверг – наступает на четвертые сутки.

Пятница – соответственно, на пятые.

Суббота произошла в славянские языки от

от еврейского сабат, что переводится как шабаш – конец рабочих дней, наступление отдыха.

Чтобы ребенок понял разницу между выходным и рабочим днем, скажите ему, что с понедельника по пятницу он ходит в садик, а в субботу и воскресение остается дома.

Таким образом, когда ребенок будет в среду мечтать о субботе, вы ему скажете, что должно пойти еще два дня.

Какие методы обучения существуют

Вспомните свое детство. Чего вам больше всего хотелось? Вряд ли сидеть за столом и зубрить названия дней недели. Детство – это , прежде всего игра. Характер игры может меняться (подвижная, спокойная), но основным остается желание ребенка в нее сыграть.

Поэтому не принуждайте малыша «из-под палки» следовать вашим указаниям. Воспользуйтесь игровым методом обучения.

«Поезд с окошками»

Если у ребенка есть игрушечный поезд, то каждый вагон обозначьте при помощи маркера или цветной бумаги разным цветом. Это будет символизировать определенный день недели.

Играя с малышом, вы можете пересаживать фигурку машиниста или пассажира в вагон, соответствующий сегодняшнему дню.

 

Эту игру целесообразно повторять каждый день для наилучшего запоминания.

Наиболее эффективным будет конструирование модели поезда из цветной бумаги и картона. Семь вагонов следует обозначить не только цветом, но и словами, соответствующими дням недели.

Когда наступает определенный день недели, ребенок под вашим руководством перемещает фигурку любимого им мультипликационного персонажа. Данное пособие лучше разместить в детском уголке, чтобы малыш обращался к нему и проводил соответствие.

Со временем можно усложнить задачу – попросить ребенка назвать не только сегодняшний день недели, но и тот, что был вчера или будет завтра. Таким образом, вы будете прививать и понятие времени.

 

Часики  «Дни недели»

Как известно, зрительная память у деток развита очень хорошо. Конечно же, умные родители воспользуются этим при изучении дней недели.

Чтобы вся наука была более наглядной, предлагаем вам создать своими руками некую игру-часики под названием «Дни недели».

1.Вырежьте из картона круг, прикрепите в центре подвижную стрелочку.

2. Разбейте круг на семь секций, и каждой из них присвойте название дня.

3. Около имени в каждом секторе нарисуйте то, что ваш малыш привык делать, видеть или посещать в конкретный день недели.

 

Во время беседы целесообразно обратить внимание на то, какой был вчера день. Попросите ребенка вспомнить, что произошло, чем он занимался. Расскажите о планах на сегодня.

В конце недели попросите ребенка подвести итог – спросите, какой день ему понравился больше, почему. Попросите найти этот день на карте, паровозике, цветке.

Вопросы для повторения:

-Расположи дни недели по порядку.

-Какой день недели следует за зеленым?

-Что за день недели расположен между желтым и голубым?

-Покажи рабочие и выходные дни.

-Назови вчерашний, сегодняшний, завтрашний дни.

   Таким образом, вы приучаете видеть малыша не только дни недели, но и сочетаете дни недели с понятием времени. Впоследствии по такому циферблату можно изучать часы,  названия 12 месяцев.

 

«Отрывной календарь.»

Подготовить пачку листочков разного цвета и одинакового размера, пронумеровать их, подписать, скрепить сверху. Каждый день ребенку нужно будет отрывать листик и складывать его в коробку. Когда наберется 7 листиков, объясните, что это неделя. Такой отрывной календарь можно сделать из тетрадки на пружинках

«Карточки  с цифрами»

У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете  день недели, ребенок показывает соответствующую  карточку, понедельник – 1, вторник  – 2 и т.д. Карточки с цифрами можно  заменить карточками с точками (от 1 точки до 7). Если карточек нет, можно показывать

 

на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.

 

Ну и чтобы все, что вы выучили, не забывалось, полезно иногда играть вот в такие игры:

 Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название буднего дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д... Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.

 Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.

 

 Детям постарше можно время от времени задавать такие задачки: Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?

Одним из методов обучения также является беседа. В ходе беседы ведется активный диалог, обозначаются основные мысли, задаются уточняющие вопросы.

Таким образом, ребенок выступает не только в роли обучаемого, но и обучающего, помогая вам «перестроить общение» под его интересы.

 

Народный фольклор»

Загадки, стихотворения и пословицы очень хорошие помощники в деле обучения. Рифмованные строчки легко запоминаются. Читая их, поочередно указывайте  на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).

Муха – чистюха

Жила-была  муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник — в вишневой наливке,

Во вторник — в томатной подливке,

В среду — в лимонном желе,

В четверг — в киселе и смоле.

В пятницу — в простокваше,

в компоте и в манной каше…

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: — Я больше не в силах!

Ужжжасно, ужжжасно устала,

Но, кажется, чище не стала.

  •  

Подскажите-ка нам, звери,

Первый-понедельник –

Зайка-рукодельник!

За ним приходит вторник –

Соловей-задорник.

За вторником – среда,

Лисичкина еда.

За средой четверг –

Волк глазами сверк.

За четвергом к нам пятница

Колобком прикатится.

За пятницей – суббота,

Баня у енота.

За субботой – воскресенье,

Целый день у нас веселье.