Главные вкладки
Мастер - класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста» — повышение компетентности педагогов в вопросе формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 465.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность вопроса Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составляющая часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Очень часто речь детей неэмоциональна и невыразительна. Многие дети заучивают тексты стихотворений или роли к сказкам-драматизациям, но не умеют передавать характер героев, их настроение. Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма нарушают их адаптацию в обществе. Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты, мимику, интонацию. По мнению педагогов и психологов именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения данных задач. Цель мастер-класса - повышение компетентности педагогов в вопросе формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Элементы интонационной выразительности речи Мелодика Паузы Темп речи Ритм Сила голоса Тембр Логическое ударение
Мелодика Движение голоса по высоте, от основного тона вверх и вниз. Это придаёт речи различные оттенки: мягкость, нежность, певучесть. Игра «По-разному» Произнесите звук «О» с разной высотой голоса: « О» Высоко Ч уть ниже Еще чуть ниже Очень низко (басом)
Паузы Облегчают дыхание, позволяют вдохнуть воздух во время разговора (физиологическая пауза) , собраться с мыслями (пауза размышления), пауза, помогающая слушателям правильно понять смысл речи (логическая пауза) Игра «Соблюдайте паузу?» Назовите все варианты произнесения фраз: Поездку отложить нельзя выезжать Поездку отложить нельзя выезжать
Темп речи Скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз (временных остановок в речи) между речевыми отрезками. Упражнение на выработку умения управлять темпом речи. Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе вы будете говорить в каждом случае и почему?» К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находиться аптека. Расскажите ей маршрут, предупредите об опасностях (наледь, сугробы и т.д.). К остановке подошел автобус. Уточните у водителя или у стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывайте, что автобус долго стоять не будет.
Ритм Ритм в стихах — это чередование каких-либо элементов стихотворения , чаще всего ударных и безударных слогов. Но может быть и похожих слов или даже рифм. Дружба Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. А сейчас подружатся Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять — Начинай опять считать. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать . Пальцы обеих рук соединить. Пальцы поочередно разъединяются и снова соединяются, начиная с мизинца.
Сила голоса Игра «По-разному» Произнесите звук «АУ» с разной силой голоса: Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. По сути, это громкость, звучность, способность «удерживать» голос на нужном уровне. «АУ» Тихо Обычным голосом Громко Очень громко (крик)
Тембр Эмоциональная окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки речи (грустный, веселый, мрачный и т.д.) Упражнение «Кто боится прививки?» Произнести фразу с различной эмоциональной окраской: «Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь» радость грусть гнев испуг
Логическое ударение Выделение голосом отдельных слов. Например, «Мальчик прочитал книгу» Упражнение Произнесите фразы так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза: «Уколола кошка лапку» «Это моя бабушка» «Мы рады солнышку» «Старик посадил яблоню»
Рефлексия «Волшебный цветок-подсказка» Если вам понравился мой мастер-класс – возьмите цветок! А если вы остались недовольны – то цветок останется со мной!
