Как помочь ребёнку заговорить. Консультация для родителей

Пузанова Юлия Сергеевна
[20.10, 03:29] Юля: «Когда же малыш заговорит, как долго надо ждать? Что делать? Или всё в норме?..» Каждый ребенок индивидуален! Но всё же есть примерные временные ориентиры для начала речи. Как правило, в год малыш использует несколько важных слов. Они помогают ему контактировать с близкими людьми и сообщать о потребностях. В два года ребенок уже может использовать фразы. Например: «дай пить», «иди гулять», «мой руки» и т.д. [20.10, 03:29] Юля: Что же делать, если вдруг с вашим малышом этого не произошло, а врач-невролог сказал: «Надо подождать»? Предлагаю вам играть Сначала скажу о двух важных условиях, которые свидетельствуют о том, что ребенок готов к активной речи. 1. У малыша есть имитация Он может повторить движения и ритуалы в игре, которые взрослые совершают в обычной жизни. Т.е. кормит куклу, мягкую игрушку; рулит, изображая автомобиль; моет что-либо, говорит по телефону и т.д. Это говорит о том, что ребенок может повторить за вами и артикуляционные движения. А значит, имитировать речь. 2. Малыш готов с вами сотрудничать Это значит - участвовать в совместной деятельности. Самое простое - играть. На ваше: «А давай....?» - он отзывается: жестом, взглядом, звуком, как угодно! Показывает, что готов с вами на любые авантюры. Ваша задача - проверить у своих малышей имитацию и сотрудничество. Рекомендации по развитию сотрудничества со взрослым Как мы можем вовлечь ребенка в совместную деятельность и развить у него потребности в общении? Потребность в общении формируется в процессе совместной деятельности со взрослым на основе эмоционально привлекательных для ребёнка видов деятельности. Для этого используются любые предметы и игры, предусматривающие взаимодействие. Все они хорошо вам знакомы: игры в мяч, катание машинок, игры с водой и т.д. Главное, чтобы ребёнок начал воспринимать задачу взрослого: - Учим бросать мяч друг другу и в корзину. - Разбрасывать кубики и собирать их в коробку. - Искать маленькие игрушки в сухом бассейне или в «волшебном мешочке». - Нанизывать бусы. - Кормить игрушки, укладывать спать и т.д., обыгрываем их с использованием детских песенок и потешек. - Бегать по заданному правилу: до дивана, на кухню и т.д. - Рисовать пальчиковыми красками, лепить, конструировать. - Используем физкультурные комплексы и упражнения: ходьбу, прыжки, лазание по лесенке. Развитие имитации (подражание) у ребенка Неречевое - Учим при необходимости воспроизводить бытовые жесты по просьбе взрослого: пока, воздушный поцелуй, дай ручку, ладушки, похлопай «молодец» и т.д. - Имитируем движения животных (ходим как мишки, прыгаем как зайчики, летаем как птички и т.д.) - Развиваем подражательную способность на основе стихов: изображать, подкреплять жестами и движениями стихотворные строчки («мишка косолапый по лесу идёт ...», «идёт бычок, качается...» и т.д.) - Развиваем подражание на основе простых физкультурных движений: «давай делать зарядку» (можно взять упражнения на мозжечковую стимуляцию, планирую о ней тоже вам рассказать). - Играем с пальчиками (можно использовать фольклор). Плавно переходим к играм у зеркала. Речевое - Стимулируем у малыша речевое подражание в виде эмоциональных восклицаний, например: «Уууух!», «Оооох!», «Опаааа!», сопровождая ими ситуации в игре, действиях с предметами. [20.10, 03:30] Юля: - Вызываем речевые реакции в любой форме с помощью ритмических видов деятельности. Например, прыжки ребёнка сопровождаем возгласами: «прыг-скок, прыг-скок»; при катании на игрушечной лошадке или качелях: «качи-кач, качи-кач». - Поддерживаем попытки ребенка повторять слова или кусочки слов за взрослым при чтении коротких детских стихов. - Ритмизированные формы речи в виде детских стихов очень полезны для стимуляции речевого развития, поэтому стихи нужно читать как можно чаще. Но стихи не должны быть поэмами! Барто и Чуковский вам в помощь. Четверостишия или по две строчки. - При чтении хорошо знакомых ребенку стихов в конце строчки сделайте паузу, поощряя ребенка повторить слово или слог. - Вызываем подражание при чтении хорошо знакомых сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», сказки Сутеева. Их нужно даже не читать, а эмоционально рассказывать своими словами (простыми предложениями), добавляя возгласы и реплики в диалог героев. Можно разыгрывать эти сказки с помощью фигурок настольного театра. - Стимулируем речевую активность на материале звукоподражаний, используя фигурки животных, птиц и обыгрывая их в процессе игровых действий. Если позволяет возраст ребенка, можно создать совместную сюжетную игру, в которой разыгрываются часто повторяемые игровые действия. Такие, как прогулка, укладывание спать, кормление и т.д. Это задание нужно планомерно отрабатывать и закреплять. Можно составить список звукоподражаний и в процессе игр найти то, которое легче всего даётся для произнесения ребёнку и отрабатывать. Все звукоподражания можно разделить на несколько тематических групп: - Животные и птицы: пи-пи, ав-ав, му, гав, ко-ко, га-га, бе, ме, ку-ку, мяу; - Инструменты и звучащие предметы: динь-динь (колокольчик), ля-ля (пианино), тук-тук (молоток). - Инструменты и звучащие предметы: динь-динь (колокольчик), ля-ля (пианино), тук-тук (молоток); - Транспорт: ту-ту (поезд), би-би (машина); - Шумы: кап-кап (дождь), топ-топ.