Взаимосвязь логопеда с воспитателями по теме "Огород. Овощи"

Полевцова Ирина Сергеевна

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ОГОРОД. ОВОЩИ».

 

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

 

  • Беседа на тему: «Овощи»
  1. Цель беседы сформировать обобщенные представления об овощах, закрепить с детьми что такое овощи, где они растут, как их можно употреблять, как надо ухаживать.
  • Дети должны знать:
  1. свойства овощей: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметь различать по внешнему виду, правильно определять и называть среди других предметов);
  2. что из овощей можно приготовить: сок, пюре, салат и т.д.;
  3. что овощи полезны, в них много витаминов;
  4. что для сбора урожая используется как ручной труд, так и разнообразная техника.
  • Расширение словарного запаса детей:
  1. названия: морковь,   редис,   капуста,   свёкла,   помидор,   лук,   бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, редька, баклажан, чеснок, салат, стручок, урожай.
  2. признаки: зелёный,   жёлтый,   красный,   синий,   рыжий,   сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный,   большой,   маленький,   хрустящий,   овощной, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, тонкокожий.;
  3. действия: расти,   поливать,   копать,   выкапывать,   вскапывать, полоть,   сажать,   сеять,   удобрять, срывать,   выращивать, собирать,   окапывать,   вырастать,   срезать,   рассаживать, пересаживать.

 

 

 

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

 

1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно.

  • окошко
  • заборчик
  • окошко – заборчик (чередование)
  • бублик
  • накажем непослушный язычок (пя-пя-пя),
  • блинчик
  • вкусное варенье
  • пароход
  • индюк
  • качели (маленькие)
  • качели (большие)
  • кружок
  • поймай мышку за хвостик

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИ

 

2. Овощи-толстушки и овощи-худышки.

  1. На вдохе втянуть щёки (овощи-худышки).
  2. На выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Пальчиковая гимнастика выполняется ежедневно.

 

Пальчиковая гимнастика ««Салат»

 

Мы морковку чистим- чистим,

- Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой

Мы морковку трём-трём, 

- Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад

Сахарком её посыплем

- «Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками

И сметанкою польём. 

- Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая

Вот какой у нас салат,

- Протягивают ладони вперёд

Витаминами богат!

- Поглаживают ладошкой живот

 

Пальчиковая гимнастика «Овощи» (суджок)

 

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

- Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

- Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.

 

Наша Зина – молодец!

- Показывают большой палец.

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

3. Игра «Весёлые зайчики».

– Выходите на «полянку». Прыгайте, как зайчики.

– Внимательно слушайте звуки, слоги, слова. Услышав звук [о], сразу подбегайте ко мне.

Лексический материал: обруч, утка, облако, армия, укол, окна, усы, осы.

 

4. Игра «Отстучи и повтори».

– Повторяйте слоги и стучите правым кулачком по столу:

то-до-то, по-бо-по, по-бо-бо, ко-го-ко, бо-по-бо, ко-го-го, до-до-то.

 

5. Игра «Выложи из звуков»

Звуковой анализ слогов ОУ, АО (с выкладыванием схемы фишками).

– Послушайте внимательно сочетания звуков.

– Назовите первый звук. Выложите символ звука.

– Назовите второй звук. Выложите символ звука.

– На каком месте находится звук [о]?

– Повторите сочетания, ведя правым указательным пальчиком по символам звуков. (Сколько всего звуков?)

– Пропойте сочетание на одном выдохе.

 

6. Игра «Место звука»

– Назовите картинки.

– Какой звук слышится во всех названных словах?

– Покажите на схеме, где слышится звук [о] в слове «окунь».

– Звук [о] может находиться и в конце слов.

– Назовите новые картинки.

– Покажите на схеме (паровозик), где слышится звук [о] в слове «окно»,

Наглядный материал: окунь, овощи, осень, письмо, окно, лото.

 

7. Повтори чистоговорки:

  • ОХ-ОХ-ОХ – лучше всех горох.                  
  • ХА-ХА-ХА – это чепуха                              
  • ОВЬ-ОВЬ-ОВЬ – сладкая морковь.            
  • ЛА-ЛА-ЛА – вкусная свекла                     
  • ОП-ОП-ОП – душистый укроп                 
  • ОЙ-ОЙ-ОЙ – огород у нас большой
  • АЙ-АЙ-АЙ  – собираем урожай
  • АДКИ-АДКИ-АДКИ – поливаем грядки
  • УК-УК-УК – собираем лук
  • ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – созревают огурцы
  • ЧОК-ЧОК-ЧОК – полосатый кабачок
  • ОВКА-ОВКА-ОВКА – сочная морковка
  • ЧОК-ЧОК-ЧОК – горький чесночок
  • ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – зеленый огурец
  • АН-АН-АН – спелый баклажан
  • АТ-АТ-АТ – из овощей салат

 

 

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

8.      «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительным.

  • Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, во­дянистый, крупный, мелкий, вкусный.)
  • Помидор какой? (Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мяг­кий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д

                             

9.      Игра ««Названия соков».

Цель: образование прилагательных от названий овощей.

  • Сок из огурца – огуречный сок
  • Сок из свёклы – свекольный сок
  • Сок из лука – луковый сок
  • Сок из помидоров – томатный сок
  • Сок из капусты – капустный сок
  • Сок из тыквы – тыквенный сок
  • Сок из моркови — морковный сок

 

10. Игра «В гостях у гномов»

Гномики тоже собирают свой урожай. Только овощи у них не большие как у

нас, а маленькие. Например, у нас Чеснок, а у гномиков-чесночок.

(Баклажан, укроп, помидор, огурец, лук, свекла, морковь, картофель)

 

 

 

 

11. Дидактическая игра «Один - много» (можно играть с мячиком)

  • Один огурец – много …огурцов
  • Один помидор – много …помидоров
  • Один кабачок – много …кабачков
  • Один кочан – много …кочанов
  • Одна тыква – много …тыкв
  • Одна морковка – много ….морковок
  • Одна луковица – много …луковиц
  • Одна редиска – много …редисок

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

12. Составление рассказа - описания по схеме, можно использовать настоящий овощ:

 

13. Составь предложение со словом капуста.

14. Составь предложение.

Употребление в речи предложе­ний со значением противопоставления. Согласование прила­гательных с существительными мужского и женского рода.

  • Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).
  • Помидор красный, а морковь...
  • Помидор мягкий, а морковь...
  • Помидор кислый, а морковь...
  • У помидора внутри семечки, а у моркови...
  • Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).

Так же сравнить и другие овощи.