Взаимосвязь логопеда с воспитателями по теме "Огород. Овощи"
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ОГОРОД. ОВОЩИ».
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
- Беседа на тему: «Овощи»
- Цель беседы сформировать обобщенные представления об овощах, закрепить с детьми что такое овощи, где они растут, как их можно употреблять, как надо ухаживать.
- Дети должны знать:
- свойства овощей: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметь различать по внешнему виду, правильно определять и называть среди других предметов);
- что из овощей можно приготовить: сок, пюре, салат и т.д.;
- что овощи полезны, в них много витаминов;
- что для сбора урожая используется как ручной труд, так и разнообразная техника.
- Расширение словарного запаса детей:
- названия: морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, редька, баклажан, чеснок, салат, стручок, урожай.
- признаки: зелёный, жёлтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, тонкокожий.;
- действия: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать, окапывать, вырастать, срезать, рассаживать, пересаживать.
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.
1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно.
- окошко
- заборчик
- окошко – заборчик (чередование)
- бублик
- накажем непослушный язычок (пя-пя-пя),
- блинчик
- вкусное варенье
- пароход
- индюк
- качели (маленькие)
- качели (большие)
- кружок
- поймай мышку за хвостик
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИ
2. Овощи-толстушки и овощи-худышки.
- На вдохе втянуть щёки (овощи-худышки).
- На выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Пальчиковая гимнастика выполняется ежедневно.
Пальчиковая гимнастика ««Салат»
Мы морковку чистим- чистим, | - Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой |
Мы морковку трём-трём, | - Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад |
Сахарком её посыплем | - «Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками |
И сметанкою польём. | - Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая |
Вот какой у нас салат, | - Протягивают ладони вперёд |
Витаминами богат! | - Поглаживают ладошкой живот |
Пальчиковая гимнастика «Овощи» (суджок)
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке, | - Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик |
Вот пузатый кабачок положила на бочок, Перец и морковку уложила ловко, Помидор и огурец. | - Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.
|
Наша Зина – молодец! | - Показывают большой палец. |
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
3. Игра «Весёлые зайчики».
– Выходите на «полянку». Прыгайте, как зайчики.
– Внимательно слушайте звуки, слоги, слова. Услышав звук [о], сразу подбегайте ко мне.
Лексический материал: обруч, утка, облако, армия, укол, окна, усы, осы.
4. Игра «Отстучи и повтори».
– Повторяйте слоги и стучите правым кулачком по столу:
то-до-то, по-бо-по, по-бо-бо, ко-го-ко, бо-по-бо, ко-го-го, до-до-то.
5. Игра «Выложи из звуков»
Звуковой анализ слогов ОУ, АО (с выкладыванием схемы фишками).
– Послушайте внимательно сочетания звуков.
– Назовите первый звук. Выложите символ звука.
– Назовите второй звук. Выложите символ звука.
– На каком месте находится звук [о]?
– Повторите сочетания, ведя правым указательным пальчиком по символам звуков. (Сколько всего звуков?)
– Пропойте сочетание на одном выдохе.
6. Игра «Место звука»
– Назовите картинки.
– Какой звук слышится во всех названных словах?
– Покажите на схеме, где слышится звук [о] в слове «окунь».
– Звук [о] может находиться и в конце слов.
– Назовите новые картинки.
– Покажите на схеме (паровозик), где слышится звук [о] в слове «окно»,
Наглядный материал: окунь, овощи, осень, письмо, окно, лото.
7. Повтори чистоговорки:
- ОХ-ОХ-ОХ – лучше всех горох.
- ХА-ХА-ХА – это чепуха
- ОВЬ-ОВЬ-ОВЬ – сладкая морковь.
- ЛА-ЛА-ЛА – вкусная свекла
- ОП-ОП-ОП – душистый укроп
- ОЙ-ОЙ-ОЙ – огород у нас большой
- АЙ-АЙ-АЙ – собираем урожай
- АДКИ-АДКИ-АДКИ – поливаем грядки
- УК-УК-УК – собираем лук
- ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – созревают огурцы
- ЧОК-ЧОК-ЧОК – полосатый кабачок
- ОВКА-ОВКА-ОВКА – сочная морковка
- ЧОК-ЧОК-ЧОК – горький чесночок
- ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – зеленый огурец
- АН-АН-АН – спелый баклажан
- АТ-АТ-АТ – из овощей салат
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
8. «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительным.
- Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.)
- Помидор какой? (Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д
9. Игра ««Названия соков».
Цель: образование прилагательных от названий овощей.
- Сок из огурца – огуречный сок
- Сок из свёклы – свекольный сок
- Сок из лука – луковый сок
- Сок из помидоров – томатный сок
- Сок из капусты – капустный сок
- Сок из тыквы – тыквенный сок
- Сок из моркови — морковный сок
10. Игра «В гостях у гномов»
Гномики тоже собирают свой урожай. Только овощи у них не большие как у
нас, а маленькие. Например, у нас Чеснок, а у гномиков-чесночок.
(Баклажан, укроп, помидор, огурец, лук, свекла, морковь, картофель)
11. Дидактическая игра «Один - много» (можно играть с мячиком)
- Один огурец – много …огурцов
- Один помидор – много …помидоров
- Один кабачок – много …кабачков
- Один кочан – много …кочанов
- Одна тыква – много …тыкв
- Одна морковка – много ….морковок
- Одна луковица – много …луковиц
- Одна редиска – много …редисок
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
12. Составление рассказа - описания по схеме, можно использовать настоящий овощ:
13. Составь предложение со словом капуста.
14. Составь предложение.
Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.
- Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).
- Помидор красный, а морковь...
- Помидор мягкий, а морковь...
- Помидор кислый, а морковь...
- У помидора внутри семечки, а у моркови...
- Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).
Так же сравнить и другие овощи.
