здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии
на музыкальных занятиях в детском саду
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
на музыкальных занятиях в детском саду
Проект направлен на организацию оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Проект долгосрочный, рассчитан на 1 год, где в рамках системы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.
«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду»
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………
Этапы реализации проекта……………………………………………………….
Методы реализации проекта…………………………………………………….
Ожидаемый результат……………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение
1. Пальчиковые музыкальные игры для старшего возраста.
2 Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет
3. Музыкально - подвижные игры
4. Валелогические песенки распевки
5. Песенно-речевые игры
6. Сценарии, досуги и развлечения.
7. Консультация для педагогов «О музыкальных способностях детей 5-6 лет»
8. Консультация для родителей: «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей»
9. Консультация для родителей: «Как научить ребенка правильно дышать и петь»
10. Проведение праздников
Пояснительная записка
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Сущность проекта: музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Проект направлен на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Атуальность: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, можем комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.
Цель:
- Организация оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников.
Задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Новизна:
Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Виды деятельности оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольника
- музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
- развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей
- музыкально - валеологические упражнения
- музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников
- музыкально - физкультурные развлечения
Методы и приемы для реализации проекта
- упражнения на развитие дыхания (распевки)
- валелогические песенки - распевки
- песенно-речевые игры
- подвижные музыкальные игры
- релаксация
- игровой массаж
- ритмопластика
- пальчиковая гимнастика
-физкультминутки
- комуникативные танцы
- музыкотерапия
- утренняя гимнастика
- музыкальные оздоровительные занятия
- музыкальное сопровождение режимных моментов на занятиях.
-совместная музыкальная деятельность родителей и детей (досуги, праздники, развлечения)
Формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- наглядная информация;
- встречи на праздниках, открытых занятиях;
- проведение развлечений
Участники проекта: дети средней и старшей групп, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Тип проекта: музыкально-творческий, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 1 год (с сентября 2025г. по май 2026г.)
Этапы реализации проекта
I этап – организационно-подготовительный
- изучение ситуации, изучение литературы;
- знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании;
- накопление методического материала
- составление плана проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
- составление примерных схем музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.
- приобретение инвентаря
- подготовка развивающей среды
II этап – основной
- создание методических разработок для реализации проекта
-музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
- развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей
-музыкально - валеологические занятия.
- музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников
-музыкально - физкультурные развлечения
-музыкальные занятия, развлечения, консультации в течение всего периода
-дидактический материал
-консультации для педагогов и родителей.
III этап – заключительный
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий
Пояснение
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
• Валеологические песенки-распевки;
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Оздоровительные и фонопедические упражнения;
• Пальчиковые игры;
• Речевые игры;
• Музыкотерапия- слушание музыкального материала
План реализации проекта
Планируемые мероприятия | сроки |
1 этап – подготовительный (сентябрь 2025г. - октябрь 2026г.) | |
Изучение ситуации, изучение литературы. Разработка проекта. | Сентябрь
|
Составление плана проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. | Сентябрь- май |
Приобретение инвентаря | Сентябрь-Ноябрь
|
Подготовка развивающей среды | Сентябрь-Ноябрь
|
2 этап – основной, практический (октябрь 2025г. – май 2026г.) | |
Образовательная деятельность с воспитанниками | октябрь |
Пальчиковые музыкальные игры. (Приложение 1) Дыхательная гимнастика. (Приложение 2) Валелогические песенки распевки. (Приложение3) Подвижные музыкальные игры (Приложение 4) | окттябрь- май
|
Песенно-речевые игры (Приложение 5.) | |
Обогащение развивающей среды | |
Совместная музыкальная деятельность родителей и детей (праздники, досуги, развлечения) (Приложение 6) | |
Работа с педагогами: Консультации «Здоровьесберегающие технологии»
| |
Взаимодействие с родителями: Консультация: «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей» | Декабрь 2025-май 2026г |
| |
Провести анализ занятий с позиций здоровьесбережения.. Сделать подборку психогмнастических упражнений для старшего возраста. Сделать подборку упражнений по ритмопластике для старшего возраста.
|
Апрель 2026г. Апрель |
Презентация проекта: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду» | Май |
