здоровьесберегающие технологии

Литвинова Инна Владимировна

 

 

Здоровьесберегающие технологии

на музыкальных занятиях в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii2025.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

на музыкальных занятиях в детском саду

                             

 

Проект направлен на организацию оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление  психического и физического здоровья  воспитанников. Проект долгосрочный, рассчитан на 1 год, где в рамках системы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий для детей старшего  дошкольного возраста.

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду»                                      

                                                  Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………

Этапы реализации проекта……………………………………………………….

Методы реализации проекта…………………………………………………….

Ожидаемый результат……………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

Приложение

1. Пальчиковые музыкальные игры для старшего возраста.

2  Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет

3. Музыкально - подвижные игры

4. Валелогические песенки распевки

5. Песенно-речевые игры

6. Сценарии, досуги  и развлечения.

7. Консультация для педагогов «О музыкальных способностях детей 5-6 лет»

8. Консультация для родителей: «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей»

9. Консультация для родителей: «Как научить ребенка правильно дышать и  петь»

10. Проведение   праздников

                               

Пояснительная записка        

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Сущность проекта:  музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. 

Проект направлен на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Атуальность: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, можем комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.

Цель: 

- Организация оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление  психического и физического здоровья  воспитанников.

Задачи:

  1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  1. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  2. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Новизна:

      Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Виды деятельности  оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольника

- музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

- развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

- музыкально - валеологические упражнения

- музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

 - музыкально - физкультурные развлечения

Методы и приемы для реализации проекта

- упражнения на развитие дыхания (распевки)

- валелогические песенки - распевки

- песенно-речевые игры

- подвижные музыкальные игры

- релаксация

- игровой массаж

- ритмопластика

- пальчиковая гимнастика

-физкультминутки

- комуникативные танцы

- музыкотерапия

- утренняя гимнастика

- музыкальные оздоровительные занятия

- музыкальное сопровождение режимных моментов на занятиях.

-совместная музыкальная деятельность  родителей и детей (досуги, праздники, развлечения)

Формы взаимодействия с родителями:

- консультации;

- наглядная информация;

- встречи на  праздниках, открытых занятиях;

- проведение  развлечений

 

Участники проекта: дети средней и старшей групп, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Тип проекта: музыкально-творческий, долгосрочный.

Срок реализации проекта: 1 год (с сентября 2025г. по май 2026г.)

Этапы реализации проекта

I этап – организационно-подготовительный

- изучение ситуации, изучение литературы;

- знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании;

- накопление методического материала

 - составление плана  проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

- составление примерных схем музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.

- приобретение инвентаря

- подготовка развивающей среды

II этап – основной  

- создание методических разработок для реализации проекта

-музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

- развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

-музыкально - валеологические занятия.

- музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

-музыкально - физкультурные развлечения

-музыкальные занятия, развлечения, консультации в течение всего периода

-дидактический материал

-консультации для педагогов и родителей.

III этап – заключительный

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий

           

Пояснение

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

• Валеологические песенки-распевки;

• Дыхательная гимнастика;

• Артикуляционная гимнастика;

• Оздоровительные и фонопедические упражнения;

• Пальчиковые игры;

• Речевые игры;

• Музыкотерапия- слушание музыкального материала

 

План реализации проекта

Планируемые мероприятия

сроки

1 этап – подготовительный (сентябрь 2025г. - октябрь 2026г.)

Изучение ситуации, изучение литературы.

Разработка проекта.

Сентябрь  

 

Составление плана  проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Сентябрь- май  

Приобретение инвентаря

Сентябрь-Ноябрь

           

Подготовка развивающей среды

Сентябрь-Ноябрь

 

2 этап – основной, практический (октябрь 2025г. – май 2026г.)

Образовательная деятельность с воспитанниками  

октябрь  

Пальчиковые музыкальные игры. (Приложение 1)

Дыхательная гимнастика. (Приложение 2)

 Валелогические песенки распевки. (Приложение3) Подвижные музыкальные игры (Приложение 4)

  окттябрь- май

 

 Песенно-речевые игры

(Приложение 5.)

Обогащение развивающей среды

Совместная музыкальная деятельность  родителей и детей (праздники, досуги, развлечения)

 (Приложение 6)

 Работа с педагогами:

 Консультации «Здоровьесберегающие технологии»

  

Взаимодействие с родителями:  

Консультация: «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей»

Декабрь 2025-май 2026г

  1. - этап заключительный (март 2026г. - май 2026г.)

 

Провести  анализ занятий с позиций здоровьесбережения..

Сделать подборку психогмнастических упражнений для старшего возраста.

Сделать подборку упражнений по ритмопластике  для  старшего  возраста.

 

 

Апрель 2026г.

Апрель  

Презентация проекта: «Здоровьесберегающие технологии  на музыкальных занятиях в детском саду»

Май