Картотека хородных игр для младших дошкольников

Кутейкина Елена Михайловна

Работая, в детском саду, я заметила, что хороводные игры почти забыты. Иногда они встречаются на музыкальных занятиях и очень редко в повседневной жизни детского сада. Многие воспитатели сталкиваются с тем, что тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Хоровод. Хороводными называются в Великоруссии игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками. Многие века хороводные игры были частью календарных обрядов. Но по мере того, как человек познавал законы природы, учился использовать их в своих целях, совершенствовал орудия производства, отпала необходимость в магических обрядовых действиях. Однако поэтические достоинства обрядовых игр и песен, каковыми и являются хороводные игры, продолжали пленять своей красотой наших предков. Хороводы, постепенно теряя обрядоворелигиозную сущность, продолжали повсеместно бытовать, сохраняя на первых порах свою календарную приуроченность. А. Терещенко отмечал: «Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы ни совершались они». Хороводы были ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству. «Хоровод – писал П.Сухонин,- есть пластическое олицетворение песни, как в смысле музыкальном, так и в смысле поэтическом». Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки. Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Мои дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией. И сегодня я хочу поделиться с ВАМИ теми играми, которые знаю я, и которые любят мои ребятишки. Вот некоторые из них: ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ: Эти игры помогут малышам научиться выполнять простейшие движения, развивать координацию движений как всего тела, так и крохотных пальчиков. Великое множество хороводных игр про ЗАЙКУ. Например, есть такие: «Заинька, пойдем в лес» -Заинька, пойдем в лес, Серенький, пойдём в лес. Вот как, вот как, пойдём в лес -2р. -Заинька, рви цветочки Серенький, рви цветочки Вот как, вот как, рвут цветочки -2р. -Заинька, вей веночки Серенький, вей веночки Вот как, вот как, вей веночки-2р. -Заинька, надевай Серенький, надевай Вот как, вот как, надевай-2р. -Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой Вот как, вот как, топни ножкой-2р. -Заинька, повернись Серенький, повернись Вот как, вот как, повернись-2р. -Заинька, попляши Серенький, попляши Вот как, вот как, попляши-2р. -Заинька, поклонись Серенький, поклонись Вот как, вот как, поклонись-2р. «Зайка» Зайка беленький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так, вот так-так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. Вот так, вот так, вот так-так Надо лапочки погреть… Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать. Вот так, вот так вот так-так Надо зайке поскакать. Мишка зайку испугал Зайка … прыг и ускакал. Воспитатель или ребенок, переодетый в «Мишку» догоняет детей. «Заинька, попляши» -Заинька выйди в круг, Серенький, выйди в круг Вот так, вот так выйди в круг-2р. -Заинька, походи, Серенький, походи, Вот так, вот сяк походи -2р. -Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так, вот так топни ножкой-2р. -Заинька, хлопни ручкой Серенький, хлопни ручкой Вот так, вот так хлопни ручкой-2р. -Заинька, попляши, Серенький, попляши, Вот так, вот так попляши-2р. -Заинька, поклонись, Серенький, поклонись, Вот так, вот так поклонись-2р. «Зайка» Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Встань, попрыгай, попляши, Твои ножки хороши. Встань, попрыгай, попляши, И морковку получи! «Флажок» (все движения по тексту) Детки встали в кружок, Увидали флажок. Кому дать, кому дать? Кому флаг передать? Выйди, … (имя ребенка), в кружок. Возьми, …, флажок. Выйди, выйди, возьми. Выше флаг подними… Исполняется мелодия, ребенок машет флажком, дети хлопают в ладоши. «Пузырь» Дети берутся за руки и образуют кружок. Вместе произносят слова: «Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой Да не лопайся. Он летел, летел, летел Да за веточку задел. Ручкой хлоп-хлоп-хлоп, Ножкой топ-топ-топ, А пальчиками чик-чик-чик, А головкой тик-тик-тик. Раз сюда, два сюда, Повернись вокруг себя. Пузырь лопнул! Воздух вышел! Дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» или произнося при этом звук «ш-ш-ш» - как будто выходит воздух. «Ходит Ваня» Ходит Ваня, -2р. Посреди кружочка-2р. Ищет Ваня, -2р Для себя дружочка -2р. Нашёл Ваня -2р. Для себя дружочка -2р. Пляшет Ваня -2р. Со своим дружочком -2р. «Пальчик о пальчик» Пальчик о пальчик стук да стук -2р. Зашагали ножки дружно вместе Зашагали ножки все на месте. Как пружинки мы присядем -2р. А потом все вместе мы поскачем -2р. Пляшут ручки, пляшут красиво Посмотрите, что за диво… Покружились детки, покружились Покружились детки И низко поклонились. «Каравай» Как на … именины Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Вот такой нижины, Вот такой ужины, Вот такой ширины. Каравай, каравай, кого хочешь выбирай… - Я люблю конечно всех. А вот … – больше всех!!! «Карусель» Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише не спешите, Карусель остановите! Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра!»