ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дубровская Светлана Юрьевна

Зачастую под готовностью детей к обучению понимают сформированность интеллектуальных знаний и умений, забывая уделять время познавательной активности детей.

П.И. Зубкова определяет познавательную активность старших дошкольников, как «целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно - познавательной работе. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача».

Существуют несколько уровней познавательной активности:

• Репродуктивно - подражательная активность (опыт деятельности накапливается через опыт другого);

• Поисковой - исполнительная активность - самостоятельная активность (необходимо понять задачу, а также найти пути ее решения);

• Творческая активность - сам ребенок ставит задачу, ищет пути ее решения (полученные данные уникальны, поскольку являются продуктом творческой деятельности детей).

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста должно происходить постепенно, равномерно, а также грамотно организовано педагогом.

Для того, чтобы своевременно и активно развивалась познавательная активность, педагогу необходимо организовывать деятельность так, чтобы она была интересной, содержательной, мотивированной, а также развивающей. Педагог должен тщательно планировать и практическую игровую деятельность.

Обобщив вышеизложенное, можно выделить следующее определение познавательной активности: «познавательная активность как психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи, готовность и стремление к энергичному освоению знаний, потребность в новых впечатлениях, ряд авторов характеризуют это качество как эффективность познавательной деятельности отдельного ребенка или группы детей, имеющие определенную уравновешенную стабильность, зависящую от сформированных познавательных способностей».

Познавательная активность активизирует мышление, а познание невозможно без активной мысли. Наиболее значимым в познании являются те процессы мышления, которые как бы вбирают в себя эмоциональные процессы переживания. В познавательном процессе мысль всегда активна, она направлена на решение познавательных задач, она всегда ищет выход из затруднений. В процессе познания свое выражение находит «мысль - воля», «мысль - участие», «мысль - переживание», а именно это и представляет для образовательного процесса наибольшую ценность .

Активность как личностное качество охватывает когнитивную, эмоциональную, чувственную, мо-тивационную, поведенческую сферы ребенка. Это происходит за счет интеграции (объединения) в единую, целостную систему имеющихся приобретаемых качеств.

Изучив теоретические и практические аспекты познавательной активности, можно дать определение, что «познавательная активность является многогранным качеством личности, которое определяется в потребности в познании, в готовности к различным видам деятельности, а так же выражается в интенсивном изучении всего нового, окружающего, для последующей творческой реализации полученных знаний и навыков.

Познавательная активность - это особый вид мыслительной деятельности, протекающий на продуктивном уровне. О качестве такой деятельности можно судить по таким ее качествам, как осознанность, организованность, настойчивость, критичность и т.д., которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: объективных (педагог, условия окружающие ребенка, методы и приёмы обучения) и субъективных (мотивация, воля, любознательность, усидчивость и т.д.)

Развитие познавательной активности необходимо связывать с формированием мотивации. В этом случае сам процесс приобретения знаний будет побуждать детей овладевать определенным кругом знаний, умений и навыков. Если в основе стремления овладевать знаниями - любознательность, неудержимое стремление познавать всё новое, то в ходе деятельности ребенок испытывает удовольствие от удовлетворения любознательности, от сознания расширения собственных перспектив в смысле знакомства с действительностью, с открытием для себя ранее неизвестных сторон.

Мы связываем формирование положительной устойчивой познавательной мотивации к познавательной деятельности, прежде всего с определением следующих аспектов:

1) Содержание информации как результата познавательной деятельности, который должен соответствовать существующим и вновь возникающим потребностям ребенка. Необходимо четко понимать, что у ребенка имеется потребность в новых впечатлениях, в эмоциональном насыщении, в постоянной деятельности, в упражнении отдельных психических процессов (памяти, мышления, воображения и др.);

2) Рациональность организации познавательной деятельности, предусматривающая под собой изучение каждого самостоятельного раздела или темы как организацию трех основных этапов: мотивацион-ного (дети осознано изучают и осваивают данную тему. Необходимо включить создание проблемной ситуации, сформулировать познавательную задачу, необходим самоконтроль и самооценка деятельности;

3) Оптимальность интеграции групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности детей, форм взаимодействия взрослого и детей;

4) Значимость оценки и обратной связи в становлении мотивации познавательной деятельности детей.

На основе изучения различных подходов, необходимо выделить такие показатели познавательной активности как: отношение к деятельности, постановка цели; интерес в единстве с потребностями; воля.

При выделении данных показателей мы руководствовались следующими психолого-педагогическими особенностями выбора:

Активность является относительно устойчивым свойством, которое проявляется в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, а также устойчивости и объёме взаимодействия, исходящего из внутренней инициативы человека.

Постановка цели связана с формой активности, которая побуждается потребностью. В связи со своими потребностями, ребенок определяет желаемый результат, который в свою очередь определяет способ и характер действий на достижение желаемого результата. Объектом является цель, на которую направлена активность, которая в свою очередь является и условием реализации цели. При отсутствии активности невозможно определить не только цель, но и деятельность по ее достижению. Существуют определенные мотивы деятельности, которые возникают при постановке цели.

По мнению В.И. Лозовой, «интерес является формой проявления потребности и детерминирован мотивами деятельности, поэтому, выражая и потребности, и мотивы, становится целью».

Различают непосредственный интерес, связанный самим процессом выполнения деятельности, и опосредованный интерес, когда интересен результат, конечная цель. Этот интерес называется интересом цели. В таком понимании интерес в единстве с потребностями является побудителем активности и одновременно качественным ее показателем.

Можно выделить несколько уровней познавательной активности:

1) У детей отсутствует интерес к новым предметам (например, к новым игрушкам, предметам неясного назначения и др.). Данный уровень можно наблюдать у детей 3 -4 лет;

2) У детей интерес к игрушкам и предметам, которые имеют определенные функции (например, вариативность использования одного предмета, стремление познать свойства предметов, узнать больше о функциональных возможностях и т.д.). Данный уровень прослеживается у детей 4-5 лет.

3) У детей активный интерес к внутренним свойствам предметов, к алгоритмам изготовления данных предметов (ребенок активно изучает предметы, даже если у него не получается «добыть» необходимые знания, интерес ребенок не теряет). Данный уровень характерен для детей старшего дошкольного возраста.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование познавательной активности сложный, многоступенчатый процесс, в котором происходит усваивание одних и тех же показателей на разных уровнях. Возникает сложное личностное образование, которое раскрывает соотношение активности с деятельности, а также развивается в ней.

Познавательная активность включает в себя содержательные и структурные компоненты, которые выражаются в стремлении к саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

Таким образом, при организации условий развития познавательной активности, как личного качества важно, чтобы ребенок выступал как субъект собственной деятельности, что становится невозможным, если деятельность носит исполнительский, подражательный характер.