Детский гнев: 8 способов справиться с внезапным негативом у ребенка

Смолина Ольга Юрьевна

Детский гнев: 8 способов справиться с внезапным негативом у ребенка

Для многих родителей самыми сложными проблемами в воспитании являются те, что затрагивают эмоции ребенка. Много вопросов вызывают негативные эмоции, которые может переживать малыш. Как с этим справляться? Принимать? Не принимать?

Гнев принято считать наименее приемлемой эмоцией. И если радость, грусть или страх ребенок может легко выразить, то именно с гневом у него возникают трудности. Свойственно ли ребенку дошкольного возраста чувствовать гнев? Как понять, что он испытывает именно его? Что делать родителям, чтобы помочь малышу справиться с этой эмоцией? Об этом рассказала Валентина Кулаковская — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

Почему ребенок испытывает гнев?

Для начала попробуем определить, что такое гнев и насколько он характерен для малыша.

В данном случае под проявлениями гнева мы имеем в виду яркую негативную эмоциональную реакцию. Она может возникать, когда важные для ребенка потребности не удовлетворены, когда возникло препятствие на пути к чему-то желаемому. То есть это непроизвольная и незапланированная реакция. Обычно она сопровождается вспышкой физической и словесной активности.

Маленький ребенок еще не владеет способами преодоления жизненных препятствия. Он их только осваивает, поэтому любую яркую эмоциональную реакцию ребенка можно рассматривать как проявление гнева, — объясняет Валентина Кулаковская.

Гнев — важная эмоция

О том, что для ребенка эта эмоция совершенно особая, говорит тот факт, что с возрастом уменьшается частота ее появления. Проявления гнева наиболее характерны для детей от года до четырех лет.

При этом, чем взрослее ребенок, тем сложнее и более «психологичнее» его проблемы.

Например, у младенца причиной ярких эмоциональных переживаний может быть элементарный физический дискомфорт: ему хочется есть или пить, ему жарко или холодно. Аффективные проявления также могут появиться, если малышу страшно или его что-то тревожит.

У трехлетних детей приступы гнева могут проявиться, когда у них не получается сделать что-то самостоятельно. Особенно это заметно в кризисные периоды развития ребенка.

Польза гнева для здоровья детей

Очень важно понимать, что все эмоции полезны и играют определенную роль в нашей жизни.

Часто гнев ребенка родители расценивают как агрессивное поведение. Но у агрессии всегда есть цель: человек сознательно чего-то добивается. А гнев почти всегда проявляется бесконтрольно, он не осознается. У детей в основном гнев — это неосознанный способ переживания сложной ситуации, выражение собственной значимости, индивидуальности.

Эта эмоция помогает ребенку адаптироваться к любой ситуации, которая воспринимается как угроза. Гнев дает возможность противостоять обстоятельствам, которые мешают малышу. Он также снижает чувство страха. Поэтому и для ребенка дошкольного возраста гнев просто необходим.

Тревожные признаки гнева

Чаще всего у детей мы наблюдаем кратковременные вспышки гнева. Но, если такая «гневливая» особенность многократно повторяется, она закрепляется и может стать устойчивой особенностью личности ребенка.

Попробуем выделить некоторые признаки, которые скажут о том, что ребенок склонен к гневным реакциям:

  • сердится по малейшим пустякам;
  • использует угрозы в речи;
  • обвиняет других в своем агрессивном поведении;
  • злится в течение долгого времени;
  • в его рассказах и рисунках присутствует тема насилия;
  • не может выразить свои чувства;
  • испытывая злость, может причинять боль себе (самоагрессия);
  • не понимает отношения людей к гневу;
  • во время приступов гнева не может остановиться, теряет самоконтроль;
  • контролирует свое поведение после замечания (в большей степени взрослого).

Как правильно реагировать на ребенка в состоянии гнева?

Когда идет речь о том, как отреагировать на сиюминутные гневные выпады малыша, можно предложить некоторые проверенные способы.

1. Проявите безразличие

Это самая простая и зачастую наиболее действенная реакция на неадекватное поведение ребенка.

Чаще всего дети капризничают, исключительно для привлечения внимания. Это сложно для родителей, особенно если ситуация произошла в общественном месте, где они чувствуют себя неловко. Но повторение такого безразличия в аналогичных ситуация дает ребенку понимание того, что такой способ добиться своего не работает.

Очень важно при этом не забывать поощрять малыша, если он успокоился сам.

2. Не используйте активно запреты

Например, в магазине, когда ребенок требует, чтобы ему купили определенную игрушку, не стоит прямо говорить: «Нет, эту игрушку мы покупать не будем, у тебя и так много таких игрушек».

Лучше спокойным голосом предложите обсуждение ситуации: «Знаешь, мне тоже эта игрушка понравилась, и я хотела ее тебе купить, но она оказалась такая дорогая, что всех денег, которые у меня, есть на эту игрушку не хватит». Можно вместе с ребенком посчитать деньги.

3. Предлагайте альтернативу

Например, когда родители собираются с ребенком в магазин, можно сказать:

Мы собираемся в магазин, можем взять тебя с собой, но только при условии, что ты не будешь просить, чтобы мы тебе что-то купили, сегодня у нас нет такой возможности. Если же начнешь капризничать, нам придется ездить в магазин без тебя.

Это очень важный прием, благодаря которому ребенок научится понимать причинно-следственные связи своего поведения.

4. Переключите внимание ребенка

Применение этого способа требует большого творчества. Ведь для того, чтобы ребенок переключился, необходимо в самых обычных явлениях или предметах найти что-то новое или необычное.

Легче и продуктивнее этот прием подходит во взаимодействии с маленькими детьми.

5. Активное включение ребенка в свою истерику

Это важный способ преодоления вспышек гнева у ребенка, поскольку, когда ребенок в гневе, он не просто пытается таким образом добиться цели, но действительно испытывает эмоциональное напряжение.

Можно шутливо придумать вместе с ребенком название того, что с ним происходит:

Да, наш добрый Саша превратился в злого дракона, который на всех бросается, кричит и выпускает дым.

Это поможет не раздражаться на него, а объединить свои усилия в борьбе с истерикой.

6. Покажите ребенку альтернативное авторитетное мнение

Этот интересный способ хорошо работает со старшими дошкольниками.

Если ребенок не хочет делать домашнее задание, учиться или ходить в школу, можно спокойно предложить отложить уроки и сходить, например, к строителям, чтобы узнать у них, нужно ли учиться, чтобы что-то строить.

Попробуйте смоделировать со строителями просто разговор:

- Привела вам работника, возьмете? А то он учиться отказывается.

- Возьмем. Цемент замешивать сможешь, а с «уровнем» работать умеешь?

- Нет, не умею.

- Ну, тогда нужно немного подучиться. Вот когда научишься этому, приходи.

7. Направьте накопившуюся энергию ребенка в другое русло

Много приемов работает на предотвращение ситуации выплеска эмоций или же, наоборот , возможности канализировать накопившуюся энергию в другое русло. Так, например, когда мы видим, что ребенок напряжен, не нужно дожидаться истерики, следует предложить выпустить гнев наружу.

Для этого можно:

  • попросить ребенка кричать как можно громче. «Мне кажется, что ты не во всю силу кричишь, ты можешь громче. Давай попробуем покричать погромче, покажем, как мы недовольны»;
  • предложить порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой и использовать другие варианты выплескивания злости;
  • предложить поиграть в спортивные игры, устроить соревнование.

8. Избавиться от гнева в зародыше

Это лучший выход, но, вместе с тем, это долговременная и кропотливая работа. Очень важно научить малыша понимать собственные эмоции, адекватно выражать свои чувства. В этом родителям поможет литература, рисование, театр и другие виды художественной деятельности. Но важно не забывать, что образцом поведения чаще всего выступаем мы с вами, родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pamyatka_roditelyam_budushchih_pervoklassnikov.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятки для родителей будущих первоклассников

Слайд 2

Подготовка к школе. Успехи в учебе, помимо учебных умений и навыков, зависят от многих важных моментов в жизни ученика: стабильный режим дня, полноценный сон, рациональное здоровое питание, позитивное отношение к окружающим людям, стремление к успеху, наличие жизненно важных целей.

Слайд 3

Чему необходимо научить ребёнка Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможе т реализовать себя. Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Ребенка надо учить объяснять собственное поведение . Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается. Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности .

Слайд 4

Чему необходимо научить ребёнка Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!» Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый». Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться.

Слайд 5

Чему необходимо научить ребёнка Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?» и т.д. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка. Не бояться неудач . Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Слайд 6

Правила хорошего тона во время беседы Уважаемые родители! Надеемся, эти правила этикета, с Вашей помощью, будут усвоены детьми. Во время беседы неприлично: говорить о человеке в его отсутствии; выпячивать своё «Я»; шептаться в компании; прерывать разговор (если нужно что-то срочно спросить, то следует перед этим извиниться); разговаривать с дальнего расстояния: через стол, через коридор, через улицу; во время беседы смотреть на потолок, в сторону, на часы.

Слайд 7

Советы родителям Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого, ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

Слайд 8

Советы родителям Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна. Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной, он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Не возможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

Слайд 9

Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”. Не отправляйте ребенка в школу без лёгкого завтрака – за полчаса до выхода из дома хотя бы напоите его сладким чаем. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

Слайд 10

Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе Встречайте ребенка после школы спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться(вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет. Имейте ввиду, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Слайд 11

Помощь родителей в период адаптации ребёнка к школе. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»). Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей. Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

Слайд 12

Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец полугодия, первая неделя после зимних каникул, середина третьего триместра. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

Слайд 13

Как поддержать самоценность ребёнка? Безусловно, принимайте ребенка! Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях. Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.) Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте каждый успех. Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку. Конструктивно решайте конфликты. Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова. Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.

Слайд 14

Советы родителям. Нельзя, чтобы у дошкольника не было обязанностей. Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается). В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?».

Слайд 15

Наказывая ребёнка, пожалуйста, помните: Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести. Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение. Не стоит читать длинных нотаций. Не нужно впоследствии напоминать о проступке. Нельзя пугать ребёнка бабой Ягой, милиционером, волком. Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить». Разговор о проступке следует вести только наедине. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Этим Вы научите ребёнка уступать, признавать ошибки и поражения.

Слайд 16

Если ребёнок провинился… Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай!», скажите лучше: «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду». Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу. Оценивайте поступок, а не личность: не – «Ты плохой», а – «Ты поступил плохо». После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что Вы ему сочувствуете, верите в него.

Слайд 17

Если ребёнок провинился… Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Ясно определите, что Вы хотите от ребёнка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. Не показывайте готовых решений. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?» Не угрожайте: «Если ты ещё раз сделаешь – ты у меня получишь». Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.

Слайд 18

10 заповедей для родителей Ребенок – это праздник, который всегда с Вами! Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, или таким, так Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 2. Не требуйте от ребенка платы за всё, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь – как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, «что посеешь, то и пожнёшь». 4. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будьте уверены – ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижайте!

Слайд 19

10 заповедей для родителей Ребенок – это праздник, который всегда с Вами! 6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке. 7. Не казните себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Ругайте себя, если можете, но не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё. 8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня. 9. Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы сделали Вашему. 10. Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами!