Зачем детям учить стихи наизусть?

Зачем детям учить стихи наизусть?

           Стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка.  А именно:
- у ребенка развивается  память;
- увеличивается активный словарь детей. Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам  по каким-то причинам не произносит их.
               Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные слова и фразы, которые он  много раз повторял в стихотворении. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
- формируется чувство языка. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. 
- развивается фонематический слух. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали.

            Учить стихи с детьми можно с любого возраста. И чем раньше вы начнёте, тем лучше. Стихи научат вашего малыша любви, добру и пониманию. Если у вас праздник в семье или приближается Новый год – это лишний повод выучить с ребёнком стихи. Радостная атмосфера предстоящего праздника, подготовка и ожидание будет стимулом к заучиванию стихов. А разучивание стихов объединит вас с вашим ребёнком. Вы найдёте общую тему для разговора и эмоциональные точки соприкосновения.

Какие стихи учить с детьми?

          Первые стихи должны быть понятны и просты. Для этого подойдут потешки, считалки или детский фольклор. Ребенок еще не умет разговаривать, а мы ему декламируем.

Когда ребенок просыпается:

Вот проснулись ,,потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, Погремушечки?

При умывании и купании:

Водичка, водичка,
Умой наше личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Играем вместе!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает, Забодает, Забодает!

           Такие игры очень нравятся малышам, вызывают у них эмоциональный отклик и дети с удовольствием включаются в игру.  Дети 2-3 лет уже могут запомнить и самостоятельно повторить произведения. Стихотворение для них должны быть короткие и легкие для заучивания наизусть. Объем стихотворений, которые мы предлагаем  детям 4, 5, 6 лет  должен быть несколько больше, но как правила дети с ним легко справляются.  Сказки и рассказы, изложенные в рифме, легко воспринимаются и учатся.

             Для детей лучше выбирать стихотворения Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, присутствует динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.

            Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.

 Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, поездка, да и просто нежелание ребёнка. Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок». Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок.

Если вы хотите, чтобы малыш выучил стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания  стихотворение, которое нравится в первую очередь вам  и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами. Рассказываете это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня. Рассказывайте - если куда-то идёте или стоите в очереди; если моете посуду, а ребёнок около вас - рассказывайте; если ребёнок гуляет, купается, перед сном - тоже рассказывайте, и не по одному разу, а по многу раз. Сначала малыш будет договаривать последние слог фразы, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.