Актуальность.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Значение театрализованной деятельности
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
- совершенствует артикуляционный аппарат
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
- дети получают эмоциональный подъём
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
- позволяет формировать опыт социального поведения
- стимулирует активную речь
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность
в театрализованной деятельности
Задачи :
- анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
- разработка программы;
- определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
- создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
- выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Элементы педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
- индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
- игровые технологии;
- интегрированное обучение;
- взаимодействие с семьёй;
- творческой технологии – ТРИЗ;
- групповые;
- проблемное обучение.
Творческие методы и приёмы:
- знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
- моделирование;
- ситуация «проживания»;
- противоречий и доказательств;
- ассоциаций;
- коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
- организация творческого поиска;
- аналогий;
- просмотр видеофильмов;
- слушание аудиозаписи;
- словесное рисование;
- хоровое и индивидуальное пение;
- разговор по телефону
- нетрадиционные методы рисования и аппликации
- коллаж из сказок
- релаксации
- музыкотерапия
Предметно – развивающая среда:
Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками» .
Были изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов. Результатом проекта было инсценирование готового театра ребёнком. А сейчас дети на основе готовых кукольных театров продолжают разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку. Изготовлены разные виды ширм.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.