Почему ребенок должен играть

Наталья Владимировна Конова

«Игра — это практика осознанного поведения» (Д.Б. Эльконин). «Игра — лабораторная площадка нравственности» (А.Н. Леонтьев). Детские годы — удивительный этап развития каждого ребенка. Именно тогда формируются стремления, желания проявить активность, выразить себя, создать что-то новое и взаимодействовать с окружающими. Эти важные моменты реализуются через детскую инициативу — игру, творчество, создание рисунков, танцы, музыку. Психологи едины во мнении: полноценное развитие ребенка невозможно без игрового опыта. Особенно важно значение игры в дошкольном периоде, от трех до семи лет, когда именно она становится главным занятием, определяющим дальнейшее формирование личности и закладывающим фундамент будущих успехов. Игра учит общению. Основой для зарождения сюжетно-ролевых игр становятся человеческие связи и взаимодействия. Через игру ребенок осваивает социальные роли, знакомится с окружающим миром. Возникновение игры обусловлено внутренними потребностями ребенка, желанием познать отношения между людьми. Роли, принимаемые ребенком в процессе игры, отражают разнообразные модели человеческого поведения: сотрудничество, взаимопомощь, разделение обязанностей, заботливость, но иногда и властолюбие, жестокость, агрессивность. Таким образом, игра служит полигоном для освоения настоящих жизненных ситуаций, воспитания толерантности и умения идти на компромисс. Главный стимул игры — подражание действиям взрослого человека. Однако для формирования положительного образа действий в детских играх важно, чтобы взрослый выступал примером, эталоном достойного поведения. Научитесь поддерживать детское игровое пространство! Часто мы слышим от малышей призывы поиграть вместе. Сколько счастья приносит ребенку совместная игра с родителями, пусть даже мимолетная встреча в игровой форме доктора, покупателя или клиента парикмахера вызывает восторг. Ребенок перенимает манеру поведения родителей, добавляет собственные элементы, совершенствуя свою игру. Важно обращаться к детям через игровые роли, вовлекая их в процесс («лечи меня», «продай товар»). Принятие роли означает представление себя кем-то другим, проживание чужой судьбы. Дети стремятся к этому потому, что мечтают стать частью мира взрослых. Признаком принятия роли считается утвердительный ответ на вопрос «Кто ты?» — ребенок называет персонажа («космонавт», «водитель»). Освоив способы взаимодействия в игре с взрослыми, ребенок сможет свободно менять роли, усложнять сюжеты. Регулярное повторение любимой роли в разных игровых ситуациях абсолютно нормально. Необходимо следить, чтобы игры не приобретали негативный характер, ведь эмоциональные впечатления остаются надолго. Направляйте игру, помогая ей обрести положительные смыслы. Игры доставляют детям массу удовольствия и способствуют развитию социальных навыков. Помните, каким счастливым было ваше собственное детство! Игра для ребенка — не просто источник веселья, это способ познания мира, знакомства с правилами социального взаимодействия. Недостаточное развитие ролевой игры сигнализирует о проблемах в семейных отношениях или среди ровесников. Через игру возможно улучшение памяти, концентрации, мыслительных способностей, воображения — качеств, необходимых для успешной учебы и социальной адаптации. Многие родители недооценивают важность детской игры, считая её лишь развлечением, пустым времяпровождением. Давайте разберемся подробнее и сделаем правильные выводы. Ученые и специалисты выделили три ключевых этапа развития детей: общение младенца (до года); изучение предметов (1—3 года); свободная игровая деятельность (3—7 лет). Среди них центральное место занимает игра, стимулирующая развитие важнейших познавательных процессов и обеспечивающая всестороннее развитие ребенка.