«Виммельбух: как сделать обучение интересным, развиваем речь и логику с виммельбухом»

Шабанова Мария Николаевна

«Виммельбух: как сделать обучение интересным,

развиваем речь и логику с виммельбухом»

Шабанова Мария Николаевна,

(г. Санкт-Петербург, Россия,

ГБОУ средняя школа №296

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

структурное подразделение-детский сад,

maria88-14@mail.ru)

Что такое виммельбух?

Виммельбух — это увлекательный жанр, который сочетает в себе книги с иллюстрациями и минимум текста. Эти книги привлекают внимание своей насыщенностью и детализацией: в них можно найти множество героев, предметов, явлений, событий и сюжетных линий. Они становятся основой для интересных и увлекательных обсуждений с детьми, способствуя развитию речи, обучению пересказу и тренировке памяти и внимания.

Увлекательные занятия для дошкольников.

Особенностью виммельбухов является их способность увлечь любого современного ребенка в увлекательный мир познания. Многие дошкольники еще не умеют читать, и для того чтобы насладиться обычной книгой с текстом, им необходим взрослый. Однако книжки с иллюстрациями они с удовольствием читают сами, получая от этого не меньшее удовольствие.

Развитие речи и обогащение словарного запаса.

Несмотря на минимальное содержание текста, виммельбухи прекрасно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас. Иллюстрации служат прекрасными подсказками для составления предложений, помогая дошкольникам правильно выстраивать логические цепочки слов.

Гляделки-находилки для детей 5-7 лет.

По принципу виммельбухов можно создавать увлекательные игры «Гляделки-находилки» для детей 5-7 лет, которые испытывают трудности в произношении, имеют скудный словарный запас и не могут строить связные высказывания. Эти игры помогут познакомить детей с различными видами животных, рассказать о транспорте, смене сезонов, особенностях жизни в деревне и городе, а также способствуют развитию воображения и логического мышления.

Составление описательных рассказов.

Картинки из виммельбухов становятся основой для составления описательных рассказов о народах России, животных, сезонных изменениях, национальных костюмах, обычаях, сказках и многом другом. Дети с удовольствием используют эти картинки для описания своих впечатлений.

Обучение счету и согласованию числительных с существительными.

Виммельбухи также могут быть использованы для обучения счету и согласованию числительных с существительными в роде, числе и падеже. Например, дети могут считать медвежат и согласовывать числительные с существительными: «один медвежонок, два медвежонка». К этим картинкам можно добавить картотеку карточек для поиска предметов, героев и элементов на общей картине, что способствует развитию зрительного внимания у детей.

Расширяем границы работы с книгой.

Мы решили расширить границы работы с виммельбухом, задавая детям вопросы: «Как зовут этого героя?», «Куда он идет?», «Что с ним может случиться?» Эти вопросы помогают детям придумывать интересные и увлекательные истории.

Разнообразие тематики.

Чтобы разнообразить тематику виммельбухов, можно воспользоваться услугами библиотек, где такие книги также представлены, или приобрести их, так как их популярность очень высока.

Создаем виммельбухи своими руками.

Кроме того, можно создать виммельбухи самостоятельно. За основу можно взять заламинированный фон и дополнить его множеством тематических наклеек или картинок: растения, насекомые, транспорт и многое другое.

В нескольких группах мы пока создали только два варианта виммельбухов своими руками. Первый вариант — это виммельбух формата А3 «Лесная поляна», для которого мы распечатали готовый фон и обсудили с детьми, каких лесных зверей и птиц они хотели бы поселить на этой полянке. Затем мы распечатали их, и ребята вырезали и приклеили на полянку. После этого мы заламинировали элементы виммельбуха и склеили их между собой.

Работа с этим виммельбухом строится от простого к сложному. Детям задаются вопросы: «Найди животное или птицу», «Кто это и как зовут его детенышей?», «Составь рассказ о ёжике или лисе», а также используется вопрос «где?» для уточнения пространственного расположения животных. Например, «Где сидит ворона?»

Второй вариант виммельбуха посвящен русским народным сказкам. Мы взяли из интернета готовую картинку-виммельбух расскраску, а ребята ее раскрасили и заламинировали. При работе с этим виммельбухом мы используем технологические карты-вопросов по сказкам и набор карточек-искалочек. Также можно добавить разные предметы, такие как лупу для поиска и рассматривания или песочные часы. Виммельбух можно использовать, как в индивидуальной работе с детьми, так и с подгруппой детей, а также как настольную игру для двух игроков.

Бесконечные возможности.

Можно придумывать бесконечные варианты использования работы с данной книгой как средством развития речевой активности детей.

Виммельбухи отлично тренируют память и внимание. Эти книги не навязывают сюжет — его можно придумать самим и обсудить развитие каждой из историй, фантазируя вместе с детьми.

Виммельбух — это интересно, весело и полезно!

В руках опытного педагога Виммельбух становится поистине инновационной методикой. Она проста в использовании, но требует дополнительной подготовки, в частности, подбора подходящего материала. Ключевым моментом здесь является творческий подход, без которого книга может остаться лишь «книгой для рассматривания картинок».

Виммельбух представляет собой своеобразную игру, которая приносит ребенку не только радость и положительные эмоции, но и новые знания. В процессе игры он может выступать в различных ролях: сначала как слушатель, а затем как рассказчик, автор и чтец.

 

Список литературы:

  1. Елагина И. И. Методы и приёмы работы педагога с книгами жанра виммельбух // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. — 2020. — №1(19). — С. 35–38.
  2. Павлючук Т. И. Виммельбух — универсальный инструмент развития речи учащихся. Технология работы педагога // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020.
  3.  Савельева А.Н. Виммельбухи: чем полезны для детей необычные книжки-гляделки. //Собеседник.- 2014. - № 42.