" Игры с песком, как эффективная форма формирования предпосылок естественно-научной грамотности у детей дошкольного возраста"

Ябурова Зоя Сергеевна

В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностоно-ориентирванное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий. А подвижности мышления. быстроты ориентировки, творческого подхода к решению  задач различного уровня сложности.

На протяжении всего дошкольного детства необходимо создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности, эвристического мышления. Особенно актуальным представляется формирование естественно-научных представлений, так как он закладывают у дошкольников основу миропонимания.

Естественно-научная граммотность в контексте ФОП ДО выражается в способности ребенка использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы.

Представляя объект, предмет или событие, анализируя и отбирая основные свойства и качества, устанавливая разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями дошкольнику необходимо уметь содержательно и логически строить высказывния и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. В связи с чем. отчетливо прослеживается связь между речевым развитием и формированием предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников.

В современном мире ребенку не приходиться много говорить. Дети перестают интересоваться реальной жизнью: мало играют игрушками, не стремятся к общению со сверстниками. В связи с данной тенденцией появляется необходимость создания условий, стимулирующих речевую активность детей.

Игры с песком – это увлекательная форма работы с дошкольниками, которая побуждает детей к развитию творчества, подводит их к постижению окружающей действительности, что благотворно влияет на развитие речи.

Игры с песком позволяют педагогу проводить активную работу с детьми дошкольного возраста по формированию и развитию правильного звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, активизации словаря и связной речи, а так же способствуют развитию мелкой моторики рук, положительным образом влияют на эмоциональное состояние детей.

В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностоно-ориентирванное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий. А подвижности мышления. быстроты ориентировки, творческого подхода к решению  задач различного уровня сложности.

На протяжении всего дошкольного детства необходимо создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности, эвристического мышления. Особенно актуальным представляется формирование естественно-научных представлений, так как он закладывают у дошкольников основу миропонимания.

Естественно-научная граммотность в контексте ФОП ДО выражается в способности ребенка использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы.

Представляя объект, предмет или событие, анализируя и отбирая основные свойства и качества, устанавливая разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями дошкольнику необходимо уметь содержательно и логически строить высказывния и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. В связи с чем. отчетливо прослеживается связь между речевым развитием и формированием предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников.

В современном мире ребенку не приходиться много говорить. Дети перестают интересоваться реальной жизнью: мало играют игрушками, не стремятся к общению со сверстниками. В связи с данной тенденцией появляется необходимость создания условий, стимулирующих речевую активность детей.

Игры с песком – это увлекательная форма работы с дошкольниками, которая побуждает детей к развитию творчества, подводит их к постижению окружающей действительности, что благотворно влияет на развитие речи.

Игры с песком позволяют педагогу проводить активную работу с детьми дошкольного возраста по формированию и развитию правильного звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, активизации словаря и связной речи, а так же способствуют развитию мелкой моторики рук, положительным образом влияют на эмоциональное состояние детей.

 Создавая свою сказку, ребенок, рассказывая  историю, перемещает героев по всей поверхности песка.  Ребята как бы «живут» в сказке -  действуют вместе с  героями, учатся понимать характер, оценивать поступки. Беседуя с детьми, мы анализируем, как поступил герой сказки, как мы можем ему помочь. «Живя» в сказке  и ощущая себя маленькими волшебниками,  ребята проговаривают слова, обозначающие характер ( злой, хитрый, ласковый, честный, трудолюбивый,  добрый),  учатся сочувствовать и считаться с интересами сверстников.

Игры с песком  развивают тактильно-кинестетической чувствительность и мелкую моторику рук. Дети учатся проговаривать свои ощущения,  у них самопроизвольно развивается  речь, словарный запас, сила и высота голоса, фонематический слух, внимание, память и воображение.

Завершая занятия с песком,  дети могут нарисовать  придуманную ими сказку, историю или просто отразить в рисунке свои впечатления  от общения с девочкой Песчинкой.

Все предложенные игры активизируют речевую активность, ведь дети учаться составлять вопросительные и восклицательные предложения, совершенствуют умение отвечать на вопрос содержательно и логично, побуждают дошкольников к передаче чувств и мыслей в речи, а так же способствуют применению в связной  речи названий, действий, качеств помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон. Общение в процессе игр с песком способствовало развитию диалогичекой речи, большинство ребят научилось работать сообща, помогать друг другу.

 Игры с песком - современная  и продуктивная форма работы, способствующая достижению наибольших успехов в развитии речи детей дошкольного возраста.