«Зимушка-волшебница»
Задачи:
Речевое развитие:
— активизировать и обобщать словарь по лексической теме «Зима»;
— закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
Познавательное развитие:
— формировать представление о сезонных изменениях в природе зимой;
— активизировать мыслительные операции на основе подбора логической концовки предложений.
Социально-коммуникативное развитие:
— развивать свободное общение детей с логопедом;
— развивать диалогическую и монологическую формы речи;
— развивать зрительное и слуховое внимание.
Физическое развитие:
— развивать общую и мелкую моторику и координацию движений и речи;
— формировать физиологическое и речевое дыхание.
Подготовительная работа: изучение лексической темы «Зима», чтение художественных текстов, стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Зима».
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.
Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звёзд
И папахи на дома
Нахлобучила …. (Зима!)
Логопед: Правильно, зима. Сегодня мы с вами будем играть и выполнять речевые упражнения по теме «Зима».
Логопед: Для того чтобы правильно и четко отвечать на вопросы, мы сначала подготовим наш язычок. Выполним упражнения артикуляционной гимнастики, они у нас тоже «зимние».
Артикуляционная гимнастика:
«Форточка» — ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт, язык высунуть изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
«Сосулька» — высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до 8-10).
«Санки-ледянки» — сделать язык в форме «чашечки».
«Саночки» — рот открыт, губы в улыбке. Движения языком вперёд-назад, боковые края скользят по коренным зубам.
«Горка» — открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
«Снеговики» — радуются зиме – надуть щёки и весёлое выражение глаз.
Логопед: Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердится зима-старуха, морозит птиц, зверей, людей, сковала реки льдами и мороз колдует:
Речевая зарядка «Мороз колдует»
Дети четко повторяют текст за логопедом:
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Логопед: А мы ребята смелые, мороза не боимся.
Упражнение «Мороз»
А мороз зимой – ой, ой! — обхватывают плечи руками, ёжатся;
Но нам не хочется домой – вертят головой;
Ручки трите, трите, трите – трут руку об руку;
Ручками похлопайте – хлопают;
И на ручки подышите – дышат на руки, сделав длительный выдох.
Логопед: Согрелись, можно играть дальше!
Игра «Доскажи словечко» (дети договаривают фразу)
Ма-ма-ма – в гости к нам пришла … (зима)
Ели-ели-ели – метут зимой … (метели)
Розу-розу-розу – не рады мы … (морозу)
Ужу-ужу-ужу – сидите дома в … (стужу)
Мой-мой-мой – ходим в шубе мы … (зимой)
Ме-ме-ме – рада детвора … (зиме).
Логопед: Отгадайте загадку:
С каждым днём всё холоднее,
Солнце греет всё слабее
Всюду снег, как бахрома,
Значит к нам пришла … (зима)
К слову «зима» подберём родственные слова.
Дети: Зимушка, зимний, зимовье, озимые, зимняя….
Логопед: Ещё одна загадка:
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Подберём к слову «мороз» родственные слова.
Дети: Морозец, морозит, заморозить, морозный, Морозко…
Логопед: Мы с вами очень рады зиме и не боимся старой и злой вьюги. (дети встают возле стульчиков)
Упражнение на развитие дыхания «Вьюга» (логопед и дети)
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою-Ягой.
Воет вьюга: [з-з-з-з-л-а-а!] – произносят с усилением звука
Застонал зимний лес от вьюги [м-м-м-м] – произносят звук [м] тихо, высоким голосом
Тяжело стонут дубы [м-м-м-м-м] — произносят громко звук [м], низким голосом
Стонут белоствольные берёзы [м-м-м-м] — произносят звук [м] тихо, высоким голосом
Шумят ели [ш-ш-ш-ш]
Стихает вьюга [с-с-с-с-с]
Логопед: Вьюга стихла, можно поиграть. Отгадайте загадку.
Вот какие чудеса –
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось?
Выпал … (снег)
Игра «Снег» (движения в соответствии с текстом)
Выпал беленький снежок
Соберёмся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши.
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит нам и вам.
Логопед: Снега много, давайте слепим снеговика.
Игра «Снеговик»
Раз – рука, два – рука – выставляют правую, затем левую руки вперёд
Лепим мы снеговика – в воздухе «рисуют снеговика»
Три-четыре, три-четыре, нарисуем рот пошире – хлопки, «рисуют рот»
Пять – найдем морковь для носа – хлопок, «изображают нос»
Угольки найдем для глаз – «изображают глаза»
Шесть – наденем шляпу косо — хлопок, «надевают шляпу»
Семь-восемь, семь-восемь, мы плясать его попросим – хлопки, пружинка
(дети садятся)
Логопед: Ох, пока лепили снеговика – замёрзли, давайте согреем наши руки и лицо.
Самомассаж «Наступили холода»
Ехать в поезде тепло хлопки
Поглядим-ка мы в окно в ладоши
А на улице зима, трут ладони друг
Наступили холода о друга
Да-да-да – наступили холода – приставляют ладони ко лбу, энергично его растирают
Да-да-да – превратилась в лед вода – кулачки массируют нос
Ду-ду-ду – поскользнусь я на льду – растирают указательным и средним пальцами уши
Ду-ду-ду – я на лыжах иду – растирают щёки круговыми движениями рук
Ды-ды-ды – на снегу следы – мягко проводят по шее вверх-вниз
Ди-ди-ди – Ну, заяц, погоди! – хлопают в ладоши, грозят.
Логопед: Скоро праздник «Новый год!» И одним из главных гостей – это ёлка.
(на доске ёлка с магнитными буквами)
Игра «Что изменилось на ёлке?»
Дети закрывают глаза, логопед убирает одну букву, или меняет местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось.
Итог:
Логопед: Закончим мы с вами наше занятие игрой «Закончи предложение»
Вам нужно добавить в конце предложения слово «зима» в правильной форме.
Наступила холодная … (зима)
Давно не было такой холодной … (зимы)
Мы рады снежной … (зиме)
Художник нарисовал на картине красивую … (зиму)
Мы катаемся на коньках … (зимой)
Много сегодня было игр и упражнений о … (зиме)
Логопед: Подарите мне на ладошку любое слово, относящееся к зиме — «Слово на ладошке» (дети уходят в группу)