«Зимушка-волшебница»

Задачи:

Речевое развитие:

— активизировать и обобщать словарь по лексической теме «Зима»;

— закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.

Познавательное развитие:

— формировать представление о сезонных изменениях в природе зимой;

— активизировать мыслительные операции на основе подбора логической концовки предложений.

Социально-коммуникативное развитие:

— развивать свободное общение детей с логопедом;

— развивать диалогическую и монологическую формы речи;

— развивать зрительное и слуховое внимание.

Физическое развитие:

— развивать общую и мелкую моторику и координацию движений и речи;

— формировать физиологическое и речевое дыхание.

Подготовительная работа: изучение лексической темы «Зима», чтение художественных текстов, стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Зима».

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.

Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звёзд

И папахи на дома

Нахлобучила …. (Зима!)

Логопед: Правильно, зима. Сегодня мы с вами будем играть и выполнять речевые упражнения по теме «Зима».

Логопед: Для того чтобы правильно и четко отвечать на вопросы, мы сначала подготовим наш язычок. Выполним упражнения артикуляционной гимнастики, они у нас тоже «зимние».

Артикуляционная гимнастика:

«Форточка» — ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт, язык высунуть изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

«Сосулька» — высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до 8-10).

«Санки-ледянки» — сделать язык в форме «чашечки».

«Саночки» — рот открыт, губы в улыбке. Движения языком вперёд-назад, боковые края скользят по коренным зубам.

«Горка» — открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Снеговики» — радуются зиме – надуть щёки и весёлое выражение глаз.

Логопед: Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердится зима-старуха, морозит птиц, зверей, людей, сковала реки льдами и мороз колдует:

Речевая зарядка «Мороз колдует»

Дети четко повторяют текст за логопедом:

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

Логопед: А мы ребята смелые, мороза не боимся.

Упражнение «Мороз»

А мороз зимой – ой, ой!  — обхватывают плечи руками, ёжатся;

Но нам не хочется домой – вертят головой;

Ручки трите, трите, трите – трут руку об руку;

Ручками похлопайте – хлопают;

И на ручки подышите – дышат на руки, сделав длительный выдох.

Логопед: Согрелись, можно играть дальше!

Игра «Доскажи словечко» (дети договаривают фразу)

Ма-ма-ма – в гости к нам пришла … (зима)

Ели-ели-ели – метут зимой … (метели)

Розу-розу-розу – не рады мы … (морозу)

Ужу-ужу-ужу – сидите дома в … (стужу)

Мой-мой-мой – ходим в шубе мы … (зимой)

Ме-ме-ме – рада детвора … (зиме).

Логопед: Отгадайте загадку:

С каждым днём всё холоднее,

Солнце греет всё слабее

Всюду снег, как бахрома,

Значит к нам пришла … (зима)

К слову «зима» подберём родственные слова.

Дети: Зимушка, зимний, зимовье, озимые, зимняя….

Логопед: Ещё одна загадка:

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Подберём к слову «мороз» родственные слова.

Дети: Морозец, морозит, заморозить, морозный, Морозко…

Логопед: Мы  с вами очень рады зиме и не боимся старой и злой вьюги. (дети встают возле стульчиков)

Упражнение на развитие дыхания «Вьюга» (логопед и дети)

Старая, седая, с ледяной клюкой, 

Вьюга ковыляет Бабою-Ягой.

Воет вьюга: [з-з-з-з-л-а-а!] – произносят с усилением звука

Застонал зимний лес от вьюги [м-м-м-м] – произносят звук [м] тихо, высоким голосом

Тяжело стонут дубы [м-м-м-м-м] — произносят громко звук [м], низким голосом

Стонут белоствольные берёзы [м-м-м-м] — произносят звук [м] тихо, высоким голосом

Шумят ели [ш-ш-ш-ш]

Стихает вьюга [с-с-с-с-с]

Логопед: Вьюга стихла, можно поиграть. Отгадайте загадку.

Вот какие чудеса –

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось?

Выпал … (снег)

Игра «Снег» (движения в соответствии с текстом)

Выпал беленький снежок

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши.

Ловим снег, хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит нам и вам.

Логопед: Снега много, давайте слепим снеговика.

Игра «Снеговик»

Раз – рука, два – рука – выставляют правую, затем левую руки вперёд

Лепим мы снеговика – в воздухе «рисуют снеговика»

Три-четыре, три-четыре, нарисуем рот пошире – хлопки, «рисуют рот»

Пять – найдем морковь для носа – хлопок, «изображают нос»

Угольки найдем для глаз – «изображают глаза»

Шесть – наденем шляпу косо  — хлопок, «надевают шляпу»

Семь-восемь, семь-восемь, мы плясать его попросим – хлопки, пружинка

(дети садятся)

Логопед: Ох, пока лепили снеговика – замёрзли, давайте согреем наши руки и лицо.

Самомассаж «Наступили холода»

Ехать в поезде тепло               хлопки

Поглядим-ка мы в окно        в ладоши

А на улице зима,               трут ладони друг

Наступили холода                    о друга

Да-да-да – наступили холода – приставляют ладони ко лбу, энергично его растирают

Да-да-да – превратилась в лед вода – кулачки массируют нос

Ду-ду-ду – поскользнусь я на льду – растирают указательным и средним пальцами уши

Ду-ду-ду – я на лыжах иду – растирают щёки круговыми движениями рук

Ды-ды-ды – на снегу следы – мягко проводят по шее вверх-вниз

Ди-ди-ди – Ну, заяц, погоди! – хлопают в ладоши, грозят.

Логопед: Скоро праздник «Новый год!» И одним из главных гостей – это ёлка.

(на доске ёлка с магнитными буквами)

Игра «Что изменилось на ёлке?»

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну букву, или меняет местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось.

Итог:

Логопед: Закончим мы с вами наше занятие игрой «Закончи предложение»

Вам нужно добавить в конце предложения слово «зима» в правильной форме.

Наступила холодная … (зима)

Давно не было такой холодной … (зимы)

Мы рады снежной … (зиме)

Художник нарисовал на картине красивую … (зиму)

Мы катаемся на коньках … (зимой)

Много сегодня было игр и упражнений о … (зиме)

Логопед: Подарите мне на ладошку любое слово, относящееся к зиме — «Слово на ладошке» (дети уходят в группу)