Как проводить тематические беседы со старшими дошкольниками
Все беседы с детьми педагоги должны планировать и проводить на основе программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста воспитанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Важно учитывать интересы детей и особенности конкретной группы.
При планировании беседы с воспитанниками, педагоги должны представлять примерный объем их знаний и представлений по данной теме. Например, воспитатель старшей группы запланировал беседу о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали. Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит родителей рассказать детям, где трудится, рассматривает с ними иллюстрации, играет в настольную игру «Кому, что надо для работы». То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.
В плане беседы должны быть разделы:
- что педагог хочет уточнить или дополнить по теме беседы;
- о чем новом дети узнают и каких нравственных вопросов нужно коснуться.
Кроме того, важно, какие задачи по развитию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами пополнится словарный запас детей.
Например: Беседы о Родине и ее достопримечательностях
В ходе бесед по этому разделу педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Сюда же войдут беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Русской, государственных праздниках.
Беседы о службах, которые делают жизнь безопаснее и комфортнее
Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них знания об окружающем мире. Предметом беседы в данном разделе могут быть почта, больница, аптека, МЧС, ГИБДД.
Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе
Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; что такое дружба и кого можно называть другом. Такие беседы помогут научить детей правильно себя вести и общаться с окружающими.
Здесь мы привели незначительную часть тех бесед, которые мы планируем и включаем в комплексно-тематическое планирование
Как выстраивать беседу
Чтобы дошкольники могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны что-нибудь об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им интересна. Каждый ребенок – равноправный участник беседы, собеседник, поэтому педагог не может подменять ее нравоучениями и указаниями.
Выстраивать беседу нужно последовательно:
- Вначале педагог должен настроить детей на разговор по теме с помощью эмоциональных средств. Это может быть загадка, стихотворение, иллюстрация, пословица, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.
- Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует подбирать разные типы вопросов и при этом минимизировать прямые вопросы, которые предполагают краткий ответ «да – нет».
- Педагог может начать беседу с вопроса, который вызовет у детей интерес. Дальнейшая задача педагога – продлить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или с родителями искать знания по теме беседы.
Беседы дают детям дошкольникам множество преимуществ: они развивают речь и мышление, учат внимательно слушать, формулировать мысли и задавать вопросы. Также беседы помогают формировать нравственные основы, знакомить с общепринятыми нормами поведения и правилами, развивать интерес к обучению, природе, культуре и своей Родине.
