«Социально-психологическая комфортность образовательного пространсва, как условие для формирования учебной мотивации у дошкольников с ОВЗ»

Флеганова Марина Владимировна

«Социально-психологическая комфортность образовательного пространсва, как условие для формирования учебной мотивации у дошкольников с ОВЗ»

Формирование мотивации у дошкольника — задача, которая включает создание интереса к занятию, делу или деятельности, создание условий вовлеченности в процесс.

Мотивацию дошкольников можно рассматривать как психологическую готовность ребенка к школе. Чтобы появилась мотивация, ребёнку должно быть комфортно в окружающей среде.

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в игровую и образовательную деятельность, лёгок и инициативен в общении со сверстниками и со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

В нашем детском саду педагоги создают условия, способствующие  социально -психологической комфортности  дошкольников. 

В своём выступление я сосредоточусь на том, как формировать социально -психологическую комфортность для детей с ОВЗ  в образовательном пространстве логопедического кабинета.

Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Это предполагает предметную среду с корригирующим,  развивающим и оздоравливающим  компонентами.

В пространстве логопедического кабинета условно можно выделить несколько основных и вспомогательных зон (уголков). К основным зонам следует отнести:

  • учебную – зона для проведения подгрупповых занятий. Она включает рабочие места детей, демонстрационные поверхности, настенные панно. Физиологическую комфортность ребенка на занятии во многом определяет мебель: ее соответствие антропометрическим показателям ребенка, многофункциональность, дизайн. Особое место занимает режим освещенности учебной зоны. В кабинете должно быть светло. Основной вид освещения – естественное, солнечное. Недостаток света приводит к снижению остроты зрения, к нарушению осанки и быстрой утомляемости ребёнка. Искусственное освещение включают лишь по необходимости. Не менее важное значение уделяется соблюдению воздушно-теплового режима.  В кабинете не должно быть холодно или жарко, температура в помещении (+21…+24 ° С), регулярное сквозное проветривание.
  • звукокоррекционную – стол с  зеркалом для индивидуальных занятий и занятий в малых подгруппах по коррекции звукопроизношения, приборы дополнительного освещения зеркала, стеллаж для пособий и приспособлений, используемых для дыхательной и артикуляционной гимнастики, для зондов, шпателей.
  • двигательно-релаксационную – свободное место, небходимое для динамических пауз, логоритмических упражнений, подвижных игр  и релаксации. Социально-психологическая комфортность должна поддерживаться от начала и до конца занятия, чтобы получить хорошую учебную мотивацию и стойкий результат. Для этого в организационном моменте можно использовать приемы для эмоционально -положительного настроя ребёнка. Например «Ладошки».  Для поддержания работоспособности мы используем пространство для проведения динамических пауз в виде логоритмических упражнений или игр на снятие напряжения. Например игра «Фанты» (видео).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда способствуют развитию познавательной мотивации у ребёнка.

 Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для:

- успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии,

- позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,

- помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Для формирования учебной мотивации огромную роль играет наполняемость этих зон. Предметно-пространственная среда логопедического кабинета обогащена современными информационно - коммуникативными ресурсами, традиционными и нестандартными инструментариями для развития всех компонентов речи,  дидактическими пособиями для фронтальной, подгрупповой  и индивидуальной работы. Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей. Детям нравится находиться в кабинете. В нём  уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Центры и уголки размещены в зоне доступности для детей и наполняются в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Для детей доступны все функциональные пространства кабинета.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, уравновешивает эмоциональный фон ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Создавая в логопедическом кабинете оптимальные условия для речевого и интеллектуального развития ребенка, следует помнить об эстетической составляющей пространственной среды.

Известно, что цвет стен, мебели, предметов оформления интерьера оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние занимающихся детей, способствует учебной мотивации, или напротив, подавлению речевой активности, снижению внимания и работоспособности.

Вывод:

Опыт показывает, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию познавательного интереса, повышению речевой активности, развитию связной речи, психических функций.