Выступление на педагогическом совете: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность, как необходимость, очевидна. Современные дети мало знают о родном городе и стране, особенностях народных традиций. Часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Поэтому главная задача, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Использование инновационных технологий открывает новые возможности в воспитании и обучении дошкольников, и одним из наиболее эффективных методов является метод проектов.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого объединяются в одно целое.
Метод проекта очень помогает в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, так как он предполагает вовлечение детей в совместную деятельность, основанную на поиске и творчестве для формирования любви к родине, ее истории и культуре. Использование технологического проектирования помогает и педагогам по данному направлению, так как является эффективным способом, развивающего личностно ориентированного взаимодействие взрослого и ребенка.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принципы сотрудничества детей и взрослых.
Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Благодаря участию родителей в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, расширяются возможности реализации проекта.
Технология педагогического проектирования позволяет ребенку прожить тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, использовать полученные знания для создания новых объектов действительности.
Проектная деятельность в целях формирования нравственно-патриотических качеств является действенной, эффективной. Уважаемые коллеги, давайте на примере проекта подтвердим все вышесказанное, предлагая вашему вниманию проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Мой любимый город Котовск».
Как вы думаете, какая цель будет данного проекта? (Ответы педагогов.) Итак, цель проекта — воспитание у дошкольников любви к малой родине. Какие задачи мы планируем решить в ходе этого проекта? Давайте мы сделаем так, озвучиваем задачу и сразу, что мы будем делать для решения этой задачи.
Родителей будем привлекать к проекту? (Ответы педагогов.) Итак, первая задача — способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Что можно сделать для этого? (Ответы педагогов.) Индивидуальные беседы, консультации, анкетирование. Можно дать им какие-то задания, например, рассказать своим детям о прадедушке, прабабушке, как их звали, чем они занимались и так далее. Вторая задача. (Ответы педагогов.) Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему. Познакомить с историей возникновения города Котовска, его гимном, флагом, гербом, символом нашего города Неваляшка.
Наши действия. (Ответы педагогов.) Чтение художественной литературы, беседы, презентации, экскурсии в музей, в библиотеку, где дети познакомятся с культурой, традициями, достижениями нашего города, экскурсия к памятнику Котовская неваляшка.
Третья задача. (Ответы педагогов.) Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Какие достопримечательности мы можем посетить? (Ответы педагогов.) Парк воинской славы, аллея памяти, обелиск Вечный Огонь, мемориальный комплекс «90-летия Тамбовского порохового завода», памятник Г. И. Котовскому.
И четвертая задача — развивать эмоционально-целостное отношение к родному городу. Все свои эмоции и впечатления от полученной информации дети могут выразить в продуктивной деятельности.
В какой? (Ответы педагогов.) Лепка. Можно, например, вылепить памятник Котовской неваляшке. Рисование. Мой любимый город Котовск. Мои любимые места города Котовска. Конструирование. Можно сделать макет вечного огня, макет улицы и так далее. Аппликация. Например, можно сделать аппликацию природа родного края и так далее. Музыкальная деятельность. Что сюда может входить? Слушание песен о городе Котовске, выучить гимн Котовска, разучить танец Неваляшка, выучить песню Неваляшка и так далее.
Сколько образовательных областей интегрируется при проведении этого проекта? (Ответы педагогов.) (5)
Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, формирование знаний о предметном и социальном мире и природе, безопасность поведения.
Речевое развитие, заучивание стихов, составление творческих рассказов, чтение художественной литературы и так далее.
Социально-коммуникативное развитие. Дети учатся общаться друг с другом и взрослыми людьми. И художественно-эстетическое развитие. И даже физическое развитие. Пешие прогулки укрепляют здоровье и физически развивают детей.
Мы видим, что все 5 областей интегрируются при проведении этого проекта. Итак, уважаемые коллеги, Мы с вами убедились, что технология педагогического проектирования позволяет ребёнку, не испытывая трудностей, усвоить большой объём информации и всё самостоятельно осмыслить. Всем большое спасибо за активное участие.
