Главные вкладки
Нейрокнопки
«Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
В последние годы стало очевидным, что речевое развитие современных детей сталкивается с серьезными трудностями. Учителя-логопеды отмечают рост числа детей с задержкой речи, нарушениями звукопроизношения и другими речевыми проблемами. Причин тому множество: от влияния гаджетов и недостатка живого общения до экологических факторов и генетической предрасположенности. В условиях этих вызовов, традиционные логопедические методы не всегда демонстрируют желаемую эффективность, что побуждает специалистов искать новые, инновационные подходы. Одним из таких перспективных направлений является нейроподход. Этот подход основан на глубоком понимании взаимосвязи между мозгом и речью. Он предполагает комплексное воздействие на мозг с целью стимуляции речевых центров и активации скрытых речевых резервов.
В раннем возрасте мозг ребёнка интенсивно формирует нейронные связи. Стимуляция различных зон мозга посредством разнообразных видов деятельности оптимизирует процесс обучения, способствует развитию когнитивных функций, таких как память, внимание и речь, а также формированию эмоционального интеллекта. В своей педагогической практике я опираюсь на принципы нейропедагогики. Одним из эффективных инструментов, используемых мной, является дидактическая игра «Нейрокнопки».
Данное дидактическое пособие представляет собой актуальное и перспективное направление, открывающее новые горизонты в развитии речи и когнитивных функций у детей.
Актуальность «Нейрокнопок» обусловлена возрастающей потребностью в индивидуализированном подходе к каждому ребенку. Разнообразие тактильных, зрительных и слуховых стимуляторов позволяет адаптировать игру под конкретные потребности и особенности развития, делая занятия более увлекательными и результативными.
Применение "Нейрокнопок" в работе с детьми дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, позволяет решать широкий спектр педагогических задач:
- Развивать речь ребенка (автоматизация звуков в спонтанной речи через игру).
- Развивать когнитивные функции (внимание и концентрацию, память, логическое мышление и прчинно-следственные связи, пространственное мышление, сенсорная интеграция).
3. Развивать мелкую моторику и координацию (точность движения и межполушарное взаимодействие)
4. Развивать эмоционально-волевые сферы (саморегуляция и контроль импульсов, управление эмоциями).
Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения.
Варианты использования пособия в работе учителя-логопеда:
1. Воспитанник, двигаясь по полю с «нейрокнопками», пальцем руки нажимает на кружки, другой рукой нажимать на ладошку нужного цвета, проговаривая слоги, слова, словосочетания, предложения с отрабатываемым звуком. (Например, на ладони определенного цвета, которая расположена на листе, слог с автоматизирующим звуком (для читающих детей прописан), ребенок левой рукой нажимает на ладонь того цвета, какого цвета кружок, ребенок нажимает пальцем правой руки на кружок, проговаривая определенный слог.
2. Воспитанник пальцем одной руки нажимает на лепестки, в другой показывает соответствующий жест, проговаривая слоги, слова, словосочетания, предложения или стихотворения с автоматизированным звуком.
3. Воспитаннику нужно сначала назвать картинки, изображенные на листе. Затем, называя каждую картинку, одновременно, касаться кружочков ниже картинки, пальцами, указанными в образце. На заключительном этапе, найти кружочки, нужного цвета, в ряду, расположенном в верхней части листа, коснуться их пальцами рук, и, одновременно, называть название картинки.
Для реализации данного пособия необходимо распечатать листы в цветном варианте и сформировать в виде единого альбома или по группам звуков (свистящие, шипящие, сонорные).
"Нейрокнопки" – это умный подход к развитию речи у детей. Пособие построено на принципе игровой автоматизации, что делает процесс обучения максимально естественным и увлекательным. Благодаря тому, что при работе с "Нейрокнопками" задействуется синхронная работа рук и головного мозга, происходит более быстрая и прочная автоматизация звуков, а дети, в свою очередь, демонстрируют повышенную мотивацию к занятиям.
Применение пособия "Нейрокнопки" в работе с детьми дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, отмечаются позитивные изменения:
- Автоматизация звуков проходит более продуктивно и эффективно, у воспитанников вырабатывается самоконтроль произношения звуков в спонтанной речи.
- Улучшение концентрации и внимания: это, пожалуй, самый очевидный эффект. Дети стали лучше удерживать фокус на задании, меньше отвлекаться. Особенно это было заметно в ситуациях, требующих длительного сосредоточения.
- Развитие памяти: задания на запоминание и воспроизведение информации стали даваться легче.
- Повышение скорости обработки информации: некоторые упражнения, направленные на быстрое реагирование и принятие решений, действительно помогли ускорить мыслительные процессы.
- Гибкость мышления: "Нейрокнопки" помогли развить способность переключаться между задачами и находить нестандартные решения. Это особенно ценно в современном, быстро меняющемся мире.
"Нейрокнопки" работают лучше всего, когда используются регулярно и как часть более широкой программы развития.
