Открытое занятие Музыкальная гостиная «Пасхальная встреча»
Открытое музыкально-образовательная деятельность с использованием духовно-нравственного воспитания
Музыкальная гостиная
«Пасхальная встреча»
Ход
Дети входят в зал змейкой
под песню «Христос Воскрес - Воистину Воскрес!»
на экране картинка Пасхальная.
Муз. рук.: (поёт) Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук.: Как вы здорово пропели, молодцы. Я рада, что вы пришли! (Эмоционально)
А теперь давайте с вами познакомимся.
Я – Анна Анатольевна (пропевая), а как зовут вас, милые дети?
Дети по очереди в темпе как капельки пропевают свои имена.
Муз. рук.: Замечательно. А теперь я предлагаю поздороваться с нашими гостями.
Песенка-приветствие: «Здравствуйте гости»
Муз. рук.: И сегодня я хочу пригласить вас в пасхальное путешествие. Вы согласны?
Дети: Да.
(На экране появляется злая колдунья Грязинда бегает, колдует, потом останавливается и говорит)
Грязинда: Смотрите на них собираются отправиться в пасхальное путешествие. Справлять Пасху. А я Вам всё испорчу. Ха-ха-ха. Если не выполните мои задания, ни какой Пасхи Вам не будет, ни Пасхальных куличей, крашеных яичек. И всегда будет пасмурно, сыро и грустно. Как я люблю. Ха-ха-ха (исчезает)
Муз. рук.: Что же делать, ребята? (ответы)
Ой, посмотрите, какая -то записка. Давайте прочитаем ее.
Поднимает, читает: «Музыкальные испытания от Грязинды». Музыкальные испытания. (задумвчиво). Как вы думаете, ребята мы постараемся выполнить задания, чтобы к нам вернулось солныщко, а с ним и пасхальный кулич, и яички?
Дети: Да. Мы обязательно справимся со всеми заданиями.
Муз. рук.: Молодцы! Вы очень смелые.
И так читаю первое задание Грязинды.
№ 1Отгадайте что звучит?
Давайте послушаем очень красивое музыкальное произведение , а какое вы сами мне скажите, когда прослушаете. Оно написано на мелодию русской народной песни и передает колокольные звучания.
Слушание: звучит произведение Г. В. Свиридова «Звонили звоны»
(на экране картинка Колоколов и композитора Свиридова, а потом слайды по тексту )
Муз.рук.: Определяют название произведения. Кто написал это произведение?
А Свиридов кто? (композитор) А что композиторы делают? (сочиняют музыку). Совершенно верно.
Скажите, звучание какого муз. инструмента вы слышите. (колокольчик). Прислушайтесь, о каких событиях, радостных, печальных или тревожных возвещает этот колокольный звон? (Звучит запись).
Дети: О тревожных и грустных.
Муз. рук.: Колокола оповещают людей о каких – то тревожных событиях. А с помощью каких выразительных средств передается это настроение?
Дети: Музыка очень громкая, тяжелая, резкая, острая.
Муз. рук.: Музыка сразу звучит громко или постепенное происходит нарастание звука? Правильно, сначала звучит тихо, затем все громче и громче. К концу пьесы музыка становится горестной, колокола гудят пронзительно . Они оповещают о каком-то печальном, тревожном событии .
Скажите, а кто звонит в колокола? (Звонарь) .
Каждый звонарь звонил особенно, проявляя свое искусство, мастерство. Скажите, а колокола звучат одинаково или по разному? Ведь колокола звучат по-разному не только из-за их размера, тембра, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона.
Давайте скажем ребятишки, какие мы знаем с вами звоны: Благовест, Набат, Трезвон.
А теперь внимательно послушайте и отгадайте, какой звон звучит.
Благовест – извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести. (Звучит запись).
Набат – о пожаре или если подступал враг. (Звучит запись).
Трезвон- (Звучит запись).
Идут по кругу , муз. рук. поет первую строчку, останавливаются дети поют Христос Воскрес, руки складывают крестообразно.
Муз. рук.: Весенний свежий лес шумит: Х.В.
И солнышко с небес блестит: Х.В.
И медный благовест гудит: Х.В.
На храме яркий крест блестит: Х.В.
Нет радостней словес сказать: Х.В.
Христос Воскрес, дорогие ребята!
Дети: Воистину Воскрес! (руки на верх)
Муз. рук.: Христос Воскрес! Дорогие гости!
Гости: Воистину Воскрес!
Стоим в кругу.
Муз. рук.: Скажите, какое время года сейчас на дворе? А что происходит весной?
Ответы детей: Весной ярко светит солнышко. Слава.
Весной тает снег, бегут ручьи и дети пускают кораблики. Варя.
Весной прилетают перелетные птицы. Алена
Весной просыпаются насекомые и некоторые животные. Вика Б.
Муз. рук.: Вся природа, все люди радуются приходу весны. И в такое прекрасное время года к нам приходит светлый, самый большой и главный праздник.
Вы сможете сказать , как он называется? Пасха, Воскресение Христово.
1.Вот просыпается земля, И одеваются поля,
Весна идет полна чудес, Христос Воскрес! Христос Воскрес! Даша.
2. Над лугами и полями. Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна. Нам день Пасхи принесла! Настя.
3. В день апрельский мы с весною Пасху красную встречаем,
И на волю всей семьей, Божьих птичек выпускаем. Алена.
4. Птички радостно взлетают, Божью песенку поют,
Нас с весною поздравляют и приветы с неба шлют! Маргарита.
Муз. рук.: Ребятишки, я знаю очень красивую пасхальную песенку, но чтобы ее спеть нужно нам сначала настроить свои голосовые связки, настроить ушки, язычки. Давайте выполним первое упражнение на дыхание: «Ладошки».
Упражнение на дыхание: «Ладошки»
Перестраиваются в две линии напротив экрана.
Распевка «Шутка-прибаутка» ;
-Ля-ля-ля-ля-ля-ля-лю,
Два теленка на лугу- 2 раза.
-Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ру,
Щиплют сочную траву-2 раза.
-Гра-гра-гра-гра-гра-гра-гру
Волки прячутся в лесу-2 раза.
-Да-да-да-да-да-да-ду,
Я к телятам побегу-2 раза.
-За-за-за-за-за-за-зу
От волков постерегу-2 раза.
-На-на-на-на-на-ну
Очень я телят люблю-2 раза.
- Ля-ля-ля-ля-ля-ля-лю,
Их водичкой напою-2 раза.
Встают полукругом.
Песня «Под напев молитв Пасхальных»
Присаживаются на стульчики
№2 задание Знатоки музыки
Муз. рук.: Ребята, мы с вами говорили о композиторе Г.В.Свиридове, кот. написал замечательное произведение о колоколах. А как вы думаете, с помощью чего записывают композиторы звуки? (с помощью нот), правильно. А какие звуки мы с вами знаем? (высокие, средние, низкие). Каждая нотка живет в своем домике . Но у этого дома есть свое название-какое Нотный стан (правильно) стих.
Ребенок читает про нотный стан:
Пять линеек нотной строчки мы назвали нотный стан. Степа Н.
И на нем все ноты-точки разместили по местам.
Муз. рук.: Пять этажей, пять линеек. Скажите, а с помощью каких ключей открывается мир в музыку? (скрипичный какие звуки- высокие и басовый -низкие). Сколько всего нот в музыке-7? Давайте пропоем их. Каждая нотка имеет свой ритм. рисунок. Давайте отметим хлопком ритм. рисунок. (та, ти-ти). А теперь мы с вами выложим свой ритм. рисунок с помощью ноток-длительностей.
На магнитной доске креплю карточку и на нее дети выкладывают ритм. рисунок.
Дид. игра: «Сочини свой ритм»
Присаживаются.
Муз. рук.: К празднику Пасхи все готовятся заранее: стараются стать добрее, больше помогать слабым, больным, бедным людям. И не всякую вкусную еду в это время едят, не едят конфеты, колбасу, яйца. Как называется это время?
Дети: Это время называется Великий Пост!
Муз. рук.: А за неделю до праздника Пасхи люди отмечают вход господа в Иерусалим –этот праздник называется Вербным Воскресением. Ветки вербы, принесенные из храма в Вербное Воскресенье, освящают дома и стоят целый год дома в воспоминание о большом празднике Вербном Воскресении.
Вербочка у нас праздничная, нарядная.
Дети прочитают стихи о вербочке.
1. Мальчики и девочки свечечки да вербочки понесли домой.
Огоньки теплятся прохожие крестятся и пахнет весной. Кира
2. С вербой Пасху все встречаем в гости дружно приглашаем,
Верба, вербочка прекрасная приди с весной солнце ясно,
Тепло приводи, танец заводи. Андрей
Танец «Ангел и птицы»
Стоит на ткани и говорит стихотворение.
Ангел: Я ангел, посланник Божий к вам прилетел на праздник тоже,
Я хочу Христа прославить и всех с Пасхою поздравить.
Звонят колокола, выходит ребенок.
1. Мы пойдем сегодня в Храм, Потому, что праздник там,
Все поют Христос Воскрес! И сияет Божий крест, Ира
Освятим святой водой наш куличик золотой,
Засветим свои сердца и прославим все творца!
Муз.рук.: Пасха – считается, главным христианским праздником. Когда- то очень давно, Господь Бог прислал к нам на землю И.Х. – своего сына, чтобы он победил смерть. Показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада. Это победа над злом, над грехом.
Перестраиваются в рассыпную.
Песня «Христос Воскрес»
Присаживаются на стульчики.
Муз. рук.: Скажите, ребятишки, как вы с семьей готовились к празднику Пасхи?
Мамы и баб. наводили порядок в доме, украшали комнату цветами, пекли куличи, красили яйца, вместе ходили в храм освящать куличи и яйца.
Муз. рук.: Ребята, мы с вами готовились к Светлому Христову Воскресению, а что вы делали?
Дети: - Мы не ссорились Лиза
-Мы не злились Кира
- Помогали родителям Кирилл
-Делали добрые дела Ира
Муз. рук.: А какие добрые дела вы делали?
Дети: - Я мыл полы Настя
- Я убирала игрушки Андрей маленький
- Я помогала маме красить яички и печь куличи. Алина
Давайте прочитаем следующее задание:
Муз. рук.: Вербочка нам поможет выполнить следующее задание , которое нам задала выполнить Грязинда.
3 задание «Определи муз. инструмент»
Давайте посмотрим на экран. Что это? (муз. инструменты), Как вы думаете, инструменты все одинаковые или разные? (разные) А чем они отличаются? (размером, формой, звучанием, тембром). А кто играет на инструментах? (музыканты) .
Теперь давайте по звучанию музыкального инструмента определим с вами группу муз. инструментов. Смотрите на экран и называйте- струннощипковые, духовые, ударные, шумовые. Молодцы. Смотрите, у меня есть такие картинки, но там все окошечки пустые, нужно найти картинку соответствующую данной группе муз-х инструментов и вставить в окошечко.
Лото «Найди инструмент»
участвуют все дети группами по нескольку человек(5-4) в группе за столами.
Муз. рук.: Кажется мы выполнили все задания Грязульды. Ребятишки, очень жаль, но она забрала наши куличи и яички, а без них у нас не будет праздника. Что делать? Появл. Грязульда светлая и говорит, что посмотрев наш праздник она поняла, что быть плохой это очень плохо. И теперь она будет только хорошей и делать добрые дела. Вот ваши яички и пасхи. Как хорошо, Слава Богу, что Грязульда опомнилась, стала доброй. Вот как меняют сердца они становятся добрее, отзывчивее в этот светлый праздник- Воскресения Господня.
Давайте теперь по веселимся порадуемся;
Игра «Раскрути яйцо», «Горка».
Муз. рук.: А вы знаете, почему люди красят именно яйца к празднику,а не флажки и картинки?
Дети: Красят яйца, потому что яйцо – символ новой жизни любви и надежды!
Муз. рук.: А какие вызнаете виды раскрашивания яиц-крашенка(красным или любым цветом) и еще Писанка- это когда на яйце узор или рисунок. (на экране)
Реб. 1: Открыты царские врата над нами.
Святой огонь сияет от свечи
Кругом опять расставлены в храме Варя
цветные яйца, пасхи, куличи.
Реб. 2: Ещё темно, но солнышко играет!
Играет всеми красками небес! Алина М.
И радостно друг другу повторяем Христос Воскрес!!!
Все дети: Воистину Воскрес!
Вот и мы с ребятишками за ранее сделали вот такие поделки своими руками, которые хотели бы вам подарить.
Итог работы: Ребятишки, скажите , Вам понравилось наше Пасхальное путешествие? Что особенно Вам в нем запомнилось? Все ли мы задания выполнили, справились с трудностями? А какое чудо произошло в этот светлый Пасхальный праздник? (Грязульда стала доброй, Да совершенно верно). Молодцы.
Муз. рук.: Ребятишки от всей души, от всего сердца поздравляю Вас с Пасхой. Угощая яичками от грязульды.(Раздаю яички)