Открытое занятие Музыкальная гостиная «Пасхальная встреча»

Открытое музыкально-образовательная деятельность с использованием духовно-нравственного воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная гостиная

                      «Пасхальная встреча»    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход

Дети входят в зал змейкой

 под песню «Христос Воскрес - Воистину Воскрес!»

на экране картинка Пасхальная.

Муз. рук.:  (поёт) Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Муз. рук.: Как вы здорово пропели, молодцы. Я рада, что вы пришли! (Эмоционально)

А теперь давайте с вами познакомимся.

Я – Анна Анатольевна (пропевая), а как зовут вас, милые дети?

Дети по очереди в темпе как капельки пропевают свои имена.

Муз. рук.: Замечательно. А теперь я предлагаю поздороваться с нашими гостями.

Песенка-приветствие: «Здравствуйте гости»

Муз. рук.: И сегодня я хочу пригласить вас в пасхальное путешествие. Вы согласны?

Дети: Да.

(На экране появляется злая колдунья Грязинда бегает, колдует, потом останавливается и говорит)

Грязинда: Смотрите на них собираются отправиться в пасхальное путешествие. Справлять Пасху.  А я Вам всё испорчу. Ха-ха-ха. Если не выполните мои задания, ни какой Пасхи Вам не будет, ни Пасхальных куличей, крашеных яичек. И всегда будет пасмурно, сыро и грустно. Как я люблю. Ха-ха-ха (исчезает)

Муз. рук.: Что же делать, ребята? (ответы)

Ой, посмотрите, какая -то записка. Давайте прочитаем ее.

Поднимает, читает: «Музыкальные испытания от Грязинды». Музыкальные испытания. (задумвчиво). Как вы думаете, ребята мы постараемся выполнить задания, чтобы к нам вернулось солныщко, а с ним и пасхальный кулич, и яички?

Дети: Да. Мы обязательно справимся со всеми заданиями.

Муз. рук.: Молодцы! Вы очень смелые.

И так читаю первое задание Грязинды.

1Отгадайте что звучит?

Давайте послушаем очень красивое музыкальное произведение , а какое вы сами мне скажите, когда прослушаете. Оно написано на мелодию русской народной песни и передает колокольные звучания.

Слушание: звучит произведение Г. В. Свиридова «Звонили звоны»

(на экране картинка Колоколов и композитора Свиридова, а потом слайды по тексту )

Муз.рук.: Определяют название произведения. Кто написал это произведение?

А Свиридов кто? (композитор) А что композиторы делают? (сочиняют музыку). Совершенно верно.

Скажите, звучание какого муз. инструмента вы слышите. (колокольчик). Прислушайтесь, о каких событиях, радостных, печальных или тревожных возвещает этот колокольный звон? (Звучит запись).

Дети: О тревожных и грустных.

Муз. рук.: Колокола оповещают людей о каких – то тревожных событиях. А с помощью каких выразительных средств передается  это настроение?

Дети: Музыка очень громкая, тяжелая, резкая, острая.

Муз. рук.: Музыка сразу звучит громко или постепенное происходит нарастание звука?  Правильно, сначала звучит тихо, затем все громче и громче. К концу пьесы музыка становится горестной, колокола гудят пронзительно . Они оповещают о каком-то печальном, тревожном событии .

             Скажите, а кто звонит в колокола? (Звонарь) .

Каждый звонарь звонил особенно, проявляя свое искусство, мастерство. Скажите, а колокола звучат одинаково или по разному? Ведь колокола звучат по-разному не только из-за их размера, тембра, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона.

Давайте скажем ребятишки, какие мы знаем с вами звоны: Благовест, Набат, Трезвон.

А теперь внимательно послушайте и отгадайте, какой звон звучит.

Благовест – извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести. (Звучит запись).

Набат – о пожаре или если подступал враг. (Звучит запись).

Трезвон- (Звучит запись).

Идут по кругу , муз. рук. поет первую строчку, останавливаются  дети поют  Христос Воскрес, руки складывают крестообразно.

Муз. рук.: Весенний свежий лес шумит: Х.В.

И солнышко с небес блестит: Х.В.

И медный благовест гудит: Х.В.

На храме яркий крест блестит: Х.В.

Нет радостней словес сказать: Х.В.

Христос Воскрес, дорогие ребята!

Дети: Воистину Воскрес! (руки на верх)

Муз. рук.: Христос Воскрес! Дорогие гости!

Гости: Воистину Воскрес!

Стоим в кругу.

Муз. рук.: Скажите, какое время года сейчас на дворе? А что происходит весной?

Ответы детей: Весной ярко светит солнышко. Слава.

Весной тает снег, бегут ручьи  и дети пускают кораблики.     Варя.

Весной прилетают перелетные птицы. Алена

Весной  просыпаются насекомые и некоторые животные. Вика Б.

Муз. рук.: Вся природа, все люди радуются приходу весны. И в такое прекрасное время года к нам приходит светлый, самый большой и главный праздник.

Вы  сможете сказать , как он называется? Пасха, Воскресение Христово.

1.Вот  просыпается земля, И одеваются поля,

 Весна идет полна чудес, Христос Воскрес! Христос Воскрес!              Даша.

2. Над лугами и полями. Светит солнышко над нами,

Долгожданная весна. Нам день Пасхи принесла!                                      Настя.

3. В день апрельский мы с весною Пасху красную встречаем,

И на волю всей семьей, Божьих птичек выпускаем.                                  Алена.

4. Птички радостно взлетают, Божью песенку поют,

Нас с весною поздравляют и приветы с неба шлют!                                Маргарита.

Муз. рук.: Ребятишки, я знаю очень красивую пасхальную песенку, но чтобы ее спеть нужно нам сначала настроить свои голосовые связки, настроить ушки, язычки. Давайте выполним первое упражнение на дыхание: «Ладошки».

Упражнение на дыхание: «Ладошки»

Перестраиваются в две линии напротив экрана.

Распевка «Шутка-прибаутка» ;

 -Ля-ля-ля-ля-ля-ля-лю,

Два теленка на лугу- 2 раза.

-Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ру,

Щиплют сочную траву-2 раза.

-Гра-гра-гра-гра-гра-гра-гру

Волки прячутся в лесу-2 раза.

-Да-да-да-да-да-да-ду,

Я к телятам побегу-2 раза.

-За-за-за-за-за-за-зу

От волков постерегу-2 раза.

-На-на-на-на-на-ну

Очень я телят люблю-2 раза.

- Ля-ля-ля-ля-ля-ля-лю,

Их водичкой напою-2 раза.

 Встают полукругом.

Песня «Под напев молитв Пасхальных»

Присаживаются на стульчики

№2 задание Знатоки музыки

Муз. рук.: Ребята, мы с вами говорили о композиторе Г.В.Свиридове, кот. написал замечательное произведение о колоколах. А как вы думаете, с помощью чего записывают композиторы звуки? (с помощью нот), правильно. А какие звуки мы с вами знаем? (высокие, средние, низкие). Каждая нотка живет  в своем домике . Но у этого дома есть свое название-какое Нотный стан (правильно) стих.

Ребенок читает про нотный стан:

Пять линеек нотной строчки мы назвали нотный стан.               Степа Н.

И на нем все ноты-точки разместили по местам.

Муз. рук.: Пять этажей, пять линеек. Скажите, а с помощью каких ключей открывается мир в музыку? (скрипичный какие звуки- высокие и басовый -низкие). Сколько всего нот в музыке-7? Давайте пропоем их. Каждая нотка имеет свой ритм. рисунок. Давайте отметим хлопком ритм. рисунок. (та, ти-ти). А теперь мы с вами выложим свой ритм. рисунок с помощью ноток-длительностей.

На магнитной доске креплю карточку и на нее дети выкладывают ритм. рисунок.

Дид. игра: «Сочини свой ритм»

Присаживаются.

Муз. рук.:  К празднику Пасхи все готовятся заранее: стараются стать добрее, больше помогать слабым, больным, бедным людям. И не всякую вкусную еду в это время едят, не едят конфеты, колбасу, яйца. Как называется это время?

Дети: Это время называется Великий Пост!

Муз. рук.:  А за неделю до праздника Пасхи люди отмечают вход господа в Иерусалим –этот праздник называется Вербным Воскресением. Ветки вербы, принесенные из храма в Вербное Воскресенье, освящают дома и стоят целый год дома в воспоминание о большом празднике Вербном Воскресении.

Вербочка у нас праздничная, нарядная.

Дети прочитают  стихи о вербочке.

1. Мальчики и девочки свечечки да вербочки понесли домой.

Огоньки теплятся прохожие крестятся и пахнет весной.                        Кира

2. С вербой Пасху все встречаем в гости дружно приглашаем,

Верба, вербочка прекрасная приди с весной солнце ясно,

Тепло приводи, танец заводи.                                                                        Андрей

Танец «Ангел и птицы»

Стоит на ткани и говорит стихотворение.

Ангел: Я ангел, посланник Божий к вам прилетел на праздник тоже,

Я хочу Христа прославить и всех с Пасхою поздравить.

Звонят колокола, выходит ребенок.

1. Мы пойдем сегодня в Храм, Потому, что праздник там,

Все поют Христос Воскрес! И сияет Божий крест,                              Ира

Освятим святой водой наш куличик золотой,

Засветим свои сердца и прославим все творца!

Муз.рук.: Пасха – считается, главным христианским праздником. Когда- то очень давно, Господь Бог прислал к нам на землю И.Х. – своего сына, чтобы он победил смерть. Показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада. Это победа над злом, над грехом.

Перестраиваются в рассыпную.

 Песня «Христос Воскрес»

                                                    Присаживаются на стульчики.

Муз. рук.: Скажите, ребятишки, как вы с семьей готовились к празднику Пасхи?

Мамы и баб. наводили порядок в доме, украшали комнату цветами, пекли куличи, красили яйца, вместе ходили в храм освящать куличи и яйца.

Муз. рук.:  Ребята, мы с вами готовились к Светлому Христову Воскресению, а что  вы делали?

Дети: - Мы не ссорились  Лиза

-Мы не злились Кира

- Помогали родителям Кирилл

-Делали добрые дела  Ира

Муз. рук.: А какие добрые дела вы делали?

Дети: - Я мыл полы  Настя

- Я убирала игрушки  Андрей маленький

- Я помогала маме красить яички и печь куличи.  Алина

Давайте прочитаем следующее задание:

Муз. рук.: Вербочка нам поможет выполнить следующее задание , которое нам задала выполнить Грязинда.

3 задание «Определи муз. инструмент»

Давайте посмотрим на экран. Что это? (муз. инструменты), Как вы думаете, инструменты все одинаковые или разные? (разные) А чем они отличаются? (размером, формой, звучанием, тембром). А кто играет на инструментах? (музыканты) .  

Теперь давайте по звучанию музыкального инструмента определим с вами группу муз. инструментов. Смотрите на экран и называйте- струннощипковые, духовые, ударные, шумовые. Молодцы. Смотрите, у  меня есть такие картинки, но там все окошечки пустые, нужно найти картинку соответствующую данной группе муз-х инструментов и вставить в окошечко.

                        Лото «Найди инструмент»

участвуют все дети группами по нескольку человек(5-4) в группе за столами.

Муз. рук.: Кажется мы выполнили все задания Грязульды. Ребятишки, очень жаль, но она забрала наши куличи и яички, а без них у нас не будет праздника. Что делать? Появл. Грязульда светлая и говорит, что посмотрев наш праздник она поняла, что быть плохой это очень плохо. И теперь она будет только хорошей и делать добрые дела. Вот ваши яички и пасхи. Как хорошо, Слава Богу, что Грязульда опомнилась, стала доброй. Вот как меняют сердца они становятся добрее, отзывчивее в этот светлый праздник- Воскресения Господня.

Давайте теперь по веселимся порадуемся;

Игра «Раскрути яйцо», «Горка».

Муз. рук.: А вы знаете, почему люди красят именно яйца к празднику,а не флажки и картинки?

Дети: Красят яйца, потому что яйцо – символ новой жизни любви и надежды!

Муз. рук.: А какие вызнаете виды раскрашивания яиц-крашенка(красным или любым цветом) и еще Писанка- это когда на яйце узор или рисунок. (на экране)

Реб. 1: Открыты царские врата над нами.

 Святой огонь сияет от свечи

Кругом опять расставлены в храме                                     Варя

цветные яйца, пасхи, куличи.

Реб. 2: Ещё темно, но солнышко играет!

Играет всеми красками небес!                                                               Алина М.

И  радостно друг другу повторяем Христос Воскрес!!!

Все дети: Воистину Воскрес!

Вот и мы с ребятишками за ранее сделали вот такие поделки своими руками, которые хотели бы вам подарить.

Итог работы: Ребятишки, скажите , Вам понравилось наше Пасхальное путешествие? Что особенно Вам в нем запомнилось? Все ли мы задания выполнили, справились с трудностями? А какое чудо произошло в этот светлый Пасхальный праздник? (Грязульда стала доброй, Да совершенно верно). Молодцы.

Муз. рук.: Ребятишки от всей души, от всего сердца поздравляю Вас  с Пасхой. Угощая яичками от грязульды.(Раздаю яички)