Предметно-развивающая среда первой младшей группы
Предметно- развивающая среда первой младшей группы должна:
• Побуждать детей к активной речи;
• Удовлетворять потребность малыша в движении;
• Формировать положительный эмоциональный настрой;
• Отвечать эстетическим требованиям;
• Предполагать условное зонирование группового помещения;
• Быть динамичной и мобильной.
Речевая предметно- развивающая среда:
• Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;
• Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
• Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке.
Для развития речи детей 3-го года жизни в группах предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.
Книжный уголок:
Включает художественную литературу, соответствующую учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В уголке должны быть представлены следующие виды книг:
• книги со знакомым сказкам, потешками;
• книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);
• книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
• книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
• музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);
• книжки-раскладушки.
Уголок речевого развития включает:
• наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;
• картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик?»);
• картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи;
• картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
• картотека упражнений дыхательной гимнастики;
• картотека пальчиковых игр;
• картотека логоритмических игр;
• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания
• картотека словесных дидактических игр;
• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);
• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы).
Уголок сенсомоторного развития:
• вкладыши разной формы,
• сюжетно-дидактическое панно с пуговицами,
• разные виды мозаик,
• пирамидки,
• настольно-печатные игры;
• настенные панно
и напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики;
Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.
Музыкальный уголок включает:
• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);
• шумовые инструменты, изготовленные своими руками
• звучащие игрушки (говорящие, поющие).
Театральный уголок
различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, театр кружек, маски для игр-драматизаций, куклы би-ба-бо, разнообразные фланелеграфы.
Игровой уголок включает:
• дидактические игры, направленные на речевое развитие (например: «Кто голос подает?», «Угадай, чей дом?» и др.
• игры для развития мелкой моторики (прищепки, массажные мячики, граненые карандаши, шишки и др.)
• игрушки-шнуровки разного вида («Шнурочки», «Застегнём кукле рубашку» и др.,
• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
• кукольная мебель для комнаты и кухни;
• атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.)
Создавая предметно- развивающую среду по развитию речи, надо стараться сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечит содержательное общение педагога и ребенка. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек, предметов, книг, пособий стимулирует речевую активность детей.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечить:
• познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными для детей материалами (например, с песком и водой);
• развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность для самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Полифункциональность материалов предполагает:
• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
• наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;
• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Доступность среды предполагает:
• доступность для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
Предметная среда оказывает на ребёнка определенное воздействие уже с первых минут пребывания . Важно, чтобы она была развивающей – это её ведущая функция! Среда должна позволять ребёнку быть творцом своей деятельности, содержать посильный материал и учитывать зону ближайшего развития. При правильной организации предметно- развивающей среды ребёнок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявление самостоятельности, творчества. Поэтому пространство помещения, в котором дети проводят достаточно много времени, должно предполагать наличие:
-активного сектора (он занимает самую большую площадь в группе, включающего в себя:
• центр игры;
• центр двигательной деятельности;
• центр конструирования;
• центр музыкально театрализованной деятельности.
-спокойного сектора, который предполагает наличие таких центров как:
• центр книги;
• центр отдыха;
• центр природы.
-рабочего сектора, занимающего четверть всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности:
• центр познавательной и исследовательской деятельности;
• центр продуктивной и творческой деятельности;
• центр правильной речи и моторики.
Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента и при необходимости могут вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.
