Беседа в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»
Беседа в старшей группе «Традиции чаепития на Руси». Цель: Обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа. Задачи: Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре; расширять общий кругозор детей. Оборудование: Чайник, кружки, поднос с выпечкой, картинки. Ход: Дети садятся за стол. Воспитатель читает стих. Что вы знаете про старый, Русский, тульский самовар? В нем пылал когда-то пар, В золотой, пузатый бок Глухо бился кипяток... Что за чай без самовара, Без душистого завара, Без крутого кипятка, Без угарного дымка?! С. Михалков. Из стихотворения "Самовар". Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями.- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Показываю иллюстрации чаепития в России.- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом. Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)- Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья». Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего):, даю ему платочек. Слова Движения У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь дочерей, Семь сыновей, Все без бровей. Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п. Ничего не ели, Целый день сидели, На нее (на него) глядели, Делали вот так. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Играем 3 раза. Дети садятся на стульчики. Загадки из волшебного сундучка.- Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть! Достаю сундучок.- Это сундучок. В нем что-то есть. Достаю конверт с надписью «Загадки»- Да здесь загадки для вас! 1. Белый камешек растает, Чай мой сладким сразу станет. (Сахар) 2. Кольцо не простое, Кольцо золотое Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье Ну и объеденье. (баранка) 3. Стоит толстячок Подбоченивши бочок Шипит и кипит, Всем чай пить велит… (Самовар)- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).- Почему самовар так назвали?- А что он варит? (воду)- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные. Дети рассматривают изображения разных самоваров. Ребята дайте поговорим, какой чай у нас получится:-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)-С веточками малины? (ответы детей.)-С листьями клубники? (Ответы детей.)-С веточками вишни? (Ответы детей.)-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)-Цедру лимона? (Ответы детей.)-Кусочки персика? (Ответы детей.)-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.) Физминутка.- А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая. Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. (Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) . Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие - бедняжки. («Пружинка», одна рука на поясе) . Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. (Кружимся, рисуя руками круг) Вот серебряные ложки. (Потянуться, руки сомкнуть над головой) . Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принес. (Сделать большой круг руками). А сейчас ребята я расскажу вам о полезности чая: 1. Я хочу открыть секрет И полезный дать совет: Если хворь с кем приключится Чаем можете лечиться. Чай всех снадобей полезней, Помогает от болезней. 2. Чай в жару нас освежает, А в морозы согревает, И сонливость переборет, И с усталостью поспорит, Сокрушит любой недуг, Чай здоровью – лучший друг. 3. Черный, красный и зеленый Рассыпной и листовой. Чай – напиток бесподобный Это скажет вам любой. Хорошо, гостей встречая, Посидеть за чашкой чая! Итог занятия.- О чем мы сегодня с вами говорили?- Из чего любили пить чай?- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)- Понравилось ли вам наше занятие
