Два полюса активности

Гусев Александр Александрович

«Два полюса активности: как провести физкультурное занятие и для «непосед», и для «молчунов» в одной группе»

Подзаголовок: Практические приёмы дифференцированного подхода в младшем дошкольном возрасте.

Автор: Гусев А.А., инструктор по физической культуре.

Коллеги, предлагаю обсудить одну из самых частых и сложных педагогических задач в нашем деле. В любой группе, даже младшей, мы почти гарантированно встречаем два типа детей, которые, кажется, находятся на разных планетах:

  • Ребёнок-«ураган» (гиперактивный): не может усидеть на месте, выкрикивает, хватает инвентарь, бесцельно носится, нарушает правила, часто провоцирует конфликты.

  • Ребёнок-«наблюдатель» (малоактивный): предпочитает сидеть у стенки, отказывается от участия, говорит «не хочу» и «не могу», двигается скованно, медленно, часто стесняется.

Как в таких условиях провести занятие с пользой и радостью для всех? Ключ — дифференцированный подход. Это не значит разделить группу на две части. Это значит создать единое игровое пространство, в котором у каждого ребёнка будет своя, соответствующая его потребностям, задача и форма участия.


Часть 1: Понимаем природу поведения (не ставим диагнозы!)

Важно отойти от ярлыков. Мы не врачи, и наша задача — не менять природу ребёнка, а мягко корректировать его поведение в рамках занятия.

  • «Ураган» (гиперактивный ребёнок):

    • В чём причина? Часто — неспособность контролировать свои побуждения, слабое развитие тормозных процессов в нервной системе, высокая потребность в сенсорной нагрузке (ему нужно много двигаться, чтобы «почувствовать» своё тело).

    • Его истинная потребность на занятии: не «беситься», а получить дозированную, организованную и признанную физическую нагрузку. Ему нужны четкие рамки и канал для выхода энергии.

  • «Наблюдатель» (малоактивный ребёнок):

    • В чём причина? Может быть темперамент (флегматик), низкая самооценка, страх ошибки, негативный прошлый опыт, общая ослабленность или просто период адаптации.

    • Его истинная потребность на занятии: почувствовать безопасность, успех и поддержку. Ему нужна «точка входа» в игру с минимальным риском провала.


Часть 2: Алгоритм построения занятия для всех. Три ключевых принципа

Принцип 1: Единство сюжета, вариативность задач.
Весь урок — это одна игра («Поход в волшебный лес», «Спасение игрушек»). Но внутри у детей могут быть разные роли:

  • Для «ураганов»: «Ты — быстрый ветер, который разгоняет тучи (пробегает между кеглями)! Но ветер дует по дорожке, а не где попало».

  • Для «наблюдателей»: «Ты — мудрый дуб, твоя задача — вырасти большим и сильным (выполнить ОРУ у стены/на коврике) и показать дорогу остальным».

Принцип 2: Дифференциация пространства, темпа и сложности.

  • Пространство: Для активных детей — больше дистанции для забегов в центре зала. Для малоактивных — уютные «домики» (обручи, уголки) у края, где они могут выполнять задание, наблюдая за другими.

  • Темп: В подвижной игре «ураганы» могут бегать, а «наблюдатели» — идти «следом след в след» или выполнять роль «контролёров» у «станции».

  • Сложность: При перебрасывании мяча: активному ребёнку даём задание поймать после отскока от стены, малоактивному — просто перекатить мяч инструктору через ворота. Успех должен быть достижим для каждого.

Принцип 3: Заранее продуманные роли и ритуалы.
Ритуалы (приветствие, завершение) успокаивают и объединяют. Роли помогают структурировать поведение.


Часть 3: Конкретные приёмы работы во время занятия

Для ребёнка-«урагана» (гиперактивного):

  1. «Зарядись перед стартом»: Дайте ему опережающее поручение до начала занятия: «Костя, ты сегодня мой главный помощник. Держи этот мешочек с «волшебными» кубиками, мы их позже будем раздавать». Это дает чувство важности и мобилизует.

  2. «Энергия в дело»: Направьте его активность в полезное русло. Он бегает? Дайте задание: «Саша, покажи всем, как твой быстрый самолёт может 3 раза облететь вокруг этого острова (обруча), не задев его!». Он не просто бегает — он выполняет важную миссию.

  3. «Стоп-сигнал» и чёткие границы: Используйте не окрики, а условные сигналы (хлопок, колокольчик, определенное слово). Правила формулируйте позитивно: «Мы бежим по дорожке» вместо «Не бегай где попало».

  4. Тактильный контакт для «заземления»: В момент перевозбуждения спокойно положите руку на плечо или спину, установите зрительный контакт и тихо повторите инструкцию. Это помогает «вернуться» в тело.

  5. Дайте роль с ответственностью: Он — «паровоз» в конце цепочки (чтобы никого не потерял), «хранитель» самого тяжёлого и «важного» мяча, который нужно нести особенно осторожно.

Для ребёнка-«наблюдателя» (малоактивного):

  1. «Теплица успеха»: Начните с контакта. Не заставляйте. Присядьте рядом: «Я вижу, ты пока наблюдаешь. Давай ты пока посидишь в этом домике (обруче), а я тебе дам задание — катить этот солнечный зайчик (маленький мяч) ко мне».

  2. «Маленькие шаги»: Разбейте упражнение на микро-этапы. Не «прыгай как зайчик», а: 1) Присядь. 2) Положи руки на пол. 3) Подпрыгни разок. Я тебя поддержу.

  3. Используйте невербальное участие: Он может держать конец ленты, поднимать флажок по сигналу, сидя на скамейке, или выбирать, в какую корзинку другие будут кидать мячи. Он уже в игре!

  4. Работа в паре/малой группе: Объедините его с самым спокойным и доброжелательным ребёнком или с собой. Совместное действие (нести большой мяч вдвоём) снижает тревогу.

  5. Акцент на процессе, а не результате: Хвалите не за высоту прыжка, а за усилие: «Я вижу, как ты старался сгруппироваться!», «У тегодня отлично получилось оттолкнуться ножками!». Это формирует веру в себя.


Структура занятия с элементами дифференциации (пример)

Тема: «В поисках весенних лужичек» (младшая группа)

  1. Вводная часть (разминка).

    • Общее: Ходьба и бег «стайкой» за инструктором.

    • Дифференциация: «Ураганы» бегут с высоким подниманием колен («перешагиваем через ручейки»), «наблюдатели» идут следом по «мостику» (по начерченной линии или верёвочке).

  2. ОРУ (Общеразвивающие упражнения) с ленточками.

    • Общее: Все выполняют «махи», «круги».

    • Дифференциация: «Наблюдателям» предлагается делать упражнения сидя на скамейке. «Ураганам» дается дополнительное задание: дотянуться ленточкой до колена, до носка, сделать это быстро по сигналу.

  3. Основные виды движений (полоса препятствий).

    • Задания: 1) Пройти по узкой дорожке. 2) Перепрыгнуть через «лужу» (2 верёвочки). 3) Залезть на «бугорок» (невысокая горка).

    • Дифференциация:

      • Для «ураганов»: добавить элемент скорости («добеги до финиша и позвони в колокольчик»), усложнить препятствие (шире «лужа»).

      • Для «наблюдателей»: упростить (пройти по широкой дорожке, перешагнуть через 1 верёвочку, залезть на плоскую тумбу). Они могут выполнять задание после показа другим ребенком.

  4. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

    • Общее: Под музыку дети («солнышко») свободно бегают, по сигналу («дождик») бегут в «домики».

    • Дифференциация: «Урагану» даётся роль «Ветра» — он бегает между «домиками», но не задевает их. «Наблюдателю» предлагается роль «Солнышка» — он стоит в центре с желтым обручем и просто поворачивается, «освещая» всех.

  5. Заключительная часть.

    • Общее: Дыхательное упражнение «Подуем на одуванчик».

    • Дифференциация: «Ураганы» помогают собрать инвентарь и отнести его на место (контролируемая активность). «Наблюдатели» получают тактильно приятное задание — разложить мягкие маты для отдыха.


Золотые правила для педагога

  1. Никаких сравнений! Никогда не ставьте в пример одного другому: «Вот посмотри, как Ваня быстро бегает, а ты…».

  2. Гибкость: Ребёнок может в разные дни проявлять разную активность. Сегодня «наблюдатель» может стать «исследователем». Отслеживайте это.

  3. Сотрудничество с воспитателем и психологом: Обменивайтесь наблюдениями. То, что работает в группе, можно адаптировать для зала, и наоборот.

  4. Ваше спокойствие — главный ресурс. Гиперактивный ребёнок провоцирует на эмоции, малоактивный — на жалость. Ваша ровная, уверенная, доброжелательная интонация и четкость инструкций — лучший инструмент управления ситуацией.

Дифференцированный подход — это искусство видеть не группу, а отдельных детей и проектировать занятие так, чтобы в нём было место для разного темпа, разной смелости и разного характера. Когда и «ураган», и «наблюдатель» уходят с занятия с чувством, что «у меня получилось», — это и есть наша главная профессиональная победа.

Успехов вам в этом тонком и важном деле!

С уважением, Гусев А.А.