"Патриотизм начинается с детства"
Мастер - класс по патриотическому воспитанию "Патриотизм начинается с детства"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по патриотическому воспитанию дошкольников
«Патриотизм начинается с детства»
Я вам желаю:
Счастья –его никому не хватает,
Здоровья- оно никому не мешает,
Успехов – они никому не в тягость,
Удачи – она приносит радость!
Вашему вниманию представляю мастер-класс на тему «Патриотизм начинается с детства».
Уважаемые коллеги, все мы очень разные, неповторимые, но есть, то, что нас объединяет. Как вы думаете, что это?
- Родина (2 слайд с картой России).
- Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина. У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для кого - то это дом родителей, построенный своими руками, улица на которой он живет. Это запах парного молока и вкус свежеиспечённого хлеба. Родина - это то, куда хочется возвращаться снова и снова. Чувствовать радость, гордость от того, что ты дома, в детстве.
Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям.
Хочется напомнить слова Омара Хайяма, что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят».
Поэтому нам педагогам как никому другому необходимо, прежде всего, построить себя как личность и обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы организовывать патриотическое воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины, тем самым формируя задатки социально активной личности.
Для воспитания юных патриотов в своей работе можно использовать разные технологии, формы, методы и приемы.
И один из самых эффективных методов – это игра.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
И поэтому сегодня мы с вами будем играть. (слайд 3)
Я предлагаю всем встать. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот
образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная
релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас?
Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он
похож, у кого-то нет.
И так предлагаю поиграть следующую игру на тему патриотизма. Игра называется «Угадай право». В данный момент я демонстрирую на экране фрагменты мультфильмов, и ваша задача — определить, о каких правах идет речь.
К какому праву ребенка относиться этот мультфильм?
Игра «Права ребенка» (слайд 4-9)
Право на жизнь (Колобок)
Право на заботу (Цветик- семицветик)
Право на имя (Котенок Гав)
Право на образование (Буратино)
Право на семью (Мамонтенок)
Право на защиту (Маугли)
Данная методика помогает детям закрепить знания о правах человека.
Молодцы, справились!
Игра «Экологическая» (слайд 10 -11)
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Игра «Исключи лишнее из списка…».
Назовите птиц, которые не водятся у нас: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан, дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь, фламинго, попугай, павлин.
Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
«Мудрые мысли»
На столе лежат карточки с пословицами, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание
Игра «Восстанови пословицу» (12 слайд)
- Нет в мире краше Родины нашей
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило
- Если дружба велика, будет Родина крепка
- Семья сильна, когда над ней крыша одна
- Человек без Родины, что соловей без песни
- В хорошей семье хорошие дети растут
- Будь не только сыном своего отца, но и сыном своего народа
- При солнышке тепло, при матери добро
- Дерево держится корнями, а человек семьей
- Сыновья русских матерей Родину в обиду не дадут
Игра «Отгадай ребусы» (слайд 13 -16)
В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей. Задача расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова. (картинки с ребусами).
Молодцы справились!
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры… Ни для кого не секрет, что важное место в воспитании и развитии дошкольников имеет игра. В своей педагогической деятельности мы всё делаем ради детей и их развития. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам следующую игру.
Игра «Наполним душу ребёнка»
Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
- А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка. Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю)
- Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.
Так, что это значит «Воспитать патриота России?» -это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Игра «Я горжусь своей страной, потому что… ?»
Я бросаю в зал мячик кому-то из вас, вы его ловите и продолжаете фразу: «Я горжусь своей страной, потому что…»
( здесь мой дом, моя семья и мои друзья; тут я родился и вырос; у нас добрые и отзывчивые люди; здесь красивая природа: леса, реки и поля; мы всегда помогаем тем, кто в беде; у нас много интересных традиций и праздников; здесь можно получить хорошее образование; в моей стране есть места, которыми восхищается весь мир; люди тут умеют и работать, и отдыхать с душой; здесь я чувствую себя в безопасности; у нас вкусная еда и свои особенные рецепты; мы помним и чтим свою историю; тут много талантливых людей — художников, музыкантов, изобретателей; можно говорить на своём языке и сохранять свои обычаи; здесь каждый может найти своё место и дело по душе).
А сейчас я хочу вам рассказать одну маленькую притчу.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя
Слайд 17
И подводя итог я хочу процитировать слова А. С. Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
