Я сам! Не хочу! Иду на физкультуру?

Гусев Александр Александрович

«Я сам! Не хочу! Иду на физкультуру?»: Как инструктору пережить кризис трёх лет с пользой для ребёнка»

 От сопротивления к сотрудничеству: практическое руководство для инструктора по физической культуре.

Автор: Гусев А.А., инструктор по физической культуре

Коллеги, представьте типичную картину в младшей группе: занятие вот-вот начнётся, а у вас на руках у воспитателя висит рыдающий Ваня, который вопит «Не хочуууу!», а Маша уже три минуты сама пытается завязать шнурок на чешке со словами «Я са-а-ма!», и помощи не принимает. Знакомо?

Это не просто капризы. Это — кризис трёх лет, важнейший этап становления личности. И наша задача как инструкторов — не сломать это сопротивление, а направить его в созидательное, двигательное русло. Давайте разберёмся, как.


Часть 1: Что происходит в голове у ребёнка? Немного психологии

Кризис трёх лет — это период, когда ребёнок открывает для себя свою отдельность от взрослого и свою волю. Его девиз: «Я — сам! Я — личность!». Это проявляется знаменитой «семёркой» симптомов:

  1. Негативизм («Не хочу!» именно потому, что это предложили ВЫ).
  2. Упрямство (Настаивает на своём, даже если уже не хочет).
  3. Строптивость (Протест против самих правил, системы).
  4. Своеволие («Я сам!»).
  5. Протест-бунт (Частые ссоры, конфликты).
  6. Обесценивание («Ты плохая! Физкультура — дурацкая!»).
  7. Деспотизм (Желание диктовать свою волю всем).

На физкультуре это выглядит так: отказ от привычных действий, слёзы при раздевании, отрицание очевидных правил («Не буду ходить по кругу!»), борьба за «свой» инвентарь, нежелание помогать убирать снаряды.

Важно понимать: Это нормально и необходимо для развития. Наша реакция сейчас формирует у ребёнка либо базовое чувство самостоятельности и уверенности, либо стыд и сомнение.


Часть 2: Стратегия инструктора: от борьбы за власть — к партнёрству

Наша главная цель — сместить фокус с конфликта «кто главный» на совместную интересную деятельность. Мы не уступаем принципиальным вопросам безопасности, но даём свободу выбора в рамках.

Правило №1: Предупреждаем истерику. Даём предсказуемость и выбор.

  • «Предзагрузка»: Перед занятием спокойно сообщите: «Сейчас мы пойдём в зал. Там мы сначала поприветствуем друг друга, потом поиграем в паровозик, а потом будем кидать мячи в корзину». Предсказуемость снижает тревогу.
  • «Выбор без выбора» (иллюзия выбора): Не «Ты пойдёшь на физкультуру?», а «Ты пойдёшь на физкультуру прыгать как зайчик или ползать как черепашка?». Не «Будешь заниматься?», а «Ты сегодня выберешь синий мяч или красный?». Вопрос «да/нет» провоцирует негативизм. Вопрос «как/какой» включает механизм выбора и принятия решения.

Правило №2: Превращаем «Не хочу!» в «А давай попробуем вот так!». Переводим сопротивление в игру.

  • Не напрямую, а через игровой образ: Ребёнок отказывается выполнять ОРУ. Вы не настаиваете. Вы говорите: «А я понимаю, ты наверное не обычный мальчик, а робот? Роботы двигаются вот так (делаете резкие угловатые движения). Или ты, может быть, инопланетянин, который двигается вот так?». Часто ребёнок, увлёкшись образом, включается.
  • «Метод присоединения»: Если ребёнок сидит на полу и не двигается, не тащите его. Сядьте рядом. Начните выполнять упражнение сами, увлечённо комментируя: «Ох, как же трудно достать этим пальчикам до носочка... Ой, а у меня получается! Интересно, а у тебя пятки тоже такие упрямые?». Часто любопытство побеждает.

Правило №3: Уважаем «Я сам!» и превращаем это в пользу.

  • Даём посильную ответственность: «Саша, ты сегодня главный по обручам. Ты раздашь их всем? Это очень важно!». Или: «Маша, только ты умеешь так аккуратно складывать ленточки. Поможешь нам?».
  • Делим действие на микро-шаги, последний из которых делает ребёнок: Не «залезь на горку», а: 1) Подойди. 2) Поставь ногу сюда. 3) А теперь подтянись и посмотри, какой ты высокий! (этот шаг — его победа). Выполнив последний шаг, он чувствует, что сделал это САМ.

Правило №4: Когда протест уже начался. Алгоритм действий.

  1. Назовите чувство, дайте ему право на существование: «Я вижу, ты очень злишься, потому что не хочешь надевать чешки. Это неприятно». Это не потакание, а констатация. Часто ребёнок, услышав, что его понимают, уже успокаивается.
  2. Обозначьте границу: «Но наше правило: в зале мы занимаемся в чешках, чтобы не упасть и не пораниться».
  3. Предложите выход/альтернативу: «Мы можем надеть чешки здесь, или ты хочешь донести их до зала и надеть там, на скамейке?» или «Давай ты просто посидишь и посмотришь, как другие играют, а если захочешь — присоединишься».
  4. Переключите внимание (если эмоции зашкаливают): Используйте «сенсорный крючок»: «Ой, смотри, что это у меня в кармане лежит? (достаёте маленькую игрушку-массажный мячик) Подержи, пока я помогу остальным». Тактильное ощущение помогает «вернуться» в тело.

Часть 3: Чего делать НЕЛЬЗЯ? Типичные ошибки инструктора.

  1. Вступать в борьбу и повышать голос: Ваша агрессия — сигнал, что нужно защищаться ещё больше. Истерика усилится.
  2. Угрожать или шантажировать: «Не будешь заниматься — не пойдёшь на прогулку». Это разрушает доверие и не решает проблему.
  3. Игнорировать как личность: Фразы «Ну и сиди!», «Ничего, без тебя обойдёмся» ранят и закрепляют негатив к занятию.
  4. Физически заставлять и тащить (если нет угрозы безопасности). Это прямая травма для психики.
  5. Сравнивать с другими детьми: «Вот все занимаются, а ты...». Это убивает самооценку.

Практикум: Фразы-помощники и фразы-провокаторы

Ситуация

Фраза-провокатор (ведущая к срыву)

Фраза-помощник (ведущая к сотрудничеству)

Ребёнок отказывается заходить в зал

«Ну быстро заходи, все ждут!»

«Я вижу, ты решил пока понаблюдать с порога. Хорошо. Я оставлю тебе место. Ты дашь знать, когда будешь готов зайти?»

«Не буду надевать чешки!»

«Будешь! Без чешек нельзя!»

«Понимаю, они сегодня кажутся тебе колючими/неудобными. Давай проверим, может, в них спрятался маленький ёжик? (щекочем стопу) А теперь давай быстро спрячем ножки от ёжика!»

Ребёнок кричит «Не хочу!» на предложение поиграть в игру

«Ну и не надо! Стой в сторонке».

«Хорошо, ты сегодня выбираешь роль судьи/хранителя границы/начальника станции. Твоя задача — смотреть, чтобы никто не заступал за эту линию. Это очень ответственно».

После занятия не хочет убирать инвентарь

«Все убирают, и ты убирай!»

«Мячики устали и хотят спать в своём домике (корзине). Кто сможет отнести этого красного мяча, он самый сонный? Ой, смотри, твой мяч уже зовёт тебя!»


Заключение: Кризис — это возможность

Кризис трёх лет на физкультуре — это не помеха, а дополнительный инструмент в наших руках. Через это сопротивление мы можем:

  • Научить договариваться и соблюдать правила безопасности.
  • Дать почувствовать ценность самостоятельности и помощи другим.
  • Заложить основы саморегуляции («Я злюсь, но могу успокоиться»).
  • Укрепить базовое доверие к взрослому, который не ломает, а понимает и направляет.

Когда ребёнок, ещё пять минут назад рыдавший «Не хочу!», с сияющими глазами кричит «Я сам дополз!» — это и есть наша самая ценная педагогическая победа. Она стоит всех этих «упрямых» чешек и «неправильных» кругов по залу.

Будьте гибкими, творческими и спокойными. Вы не просто инструктор, вы — проводник ребёнка через первый большой кризис его самостоятельности. И от того, как вы пройдёте этот путь вместе, во многом зависит его будущее отношение к спорту, к себе и к миру.

У вас всё получится!

С уважением, Гусев А.А.