Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как жили в старину»

Цель: Сохранение культурного наследия предков

Задачи:

  1. Создать в воображении ребенка целостный образов прошлого и настоящего жилища человека
  2. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением
  3. Познакомить с традициями наших предков

 

Словарь: порог, горница, люлька, ступа, корыто, рубель, коромысло

Предварительная работа:

  • Беседа «Как все начиналось? Кто были наши предки?» (Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна Россия»)
  • Кружковая деятельность «Крестьянский дом» (Л. Ю. Лупоядова, В. Н. Лупоядов «В гостях у истории»)
  • Внесение макета русской избы, рассматривание, выделение особенностей и отличительных признаков с современным жилищем.

Вводная часть:

Дети собираются вокруг стола, на котором стоит макет русской избы.

Ребята, на прошлом неделе мы с вами говорили о наших предках, пра-пра-пра бабушках и пра-пра-пра-дедушках. Узнали о том, как строился крестьянский дом. У нас в группе появился макет. В нем все, как в настоящей крестьянской избе. Вот только главное мы забыли!

У наших предков была такой обычай.  Перед новосельем хозяйка в старом доме последний раз топила печь, варила кашу, заворачивала горшок в чистое полотенце и, кланяясь во все стороны, говорила: «Хозяин-батюшка, со жоной, со малыми ребятами, поди в новый сруб, поди в новый дом, ко старой скотинушке, ко старым людям». Так приглашали домового.

Для крестьян домовой был незримым хозяином и покровителем дома и семьи, духом-хранителем жилища. Он считался заботливым, хотя и ворчливым, существом, которое присматривало за хозяйством, скотом и домашними, а также могло предупреждать о надвигающихся несчастьях, например, о пожаре. Чтобы поддерживать с ним добрые отношения, крестьяне задабривали домового угощениями и добрым словом, чтобы он помогал и не вредил.

          Давайте и мы с вами пройдем в дом.

Основная часть:

Дети усаживаются на стульчики, напротив телевизора. Презентация.

Проходите, гости дорогие! Только ниже голову наклоняйте, порог переступайте!

Важное место у дома-порог.

  • Перед порогом снимали шапку
  • Через порог руки не подавали, не здоровались
  • Гостя встречали за порогом и пропускали впереди себя
  • Всякий входящий в дом должен был остановиться и помолиться.

Вот мы и внутри. В избе была одна большая комната-горница.  Мы видим красный угол, в нем помещали иконы. В центре большой стол. К нему относились с уважением и называли «Божьей ладонью». Именно поэтому нельзя бить по столу, влезать на него детям. У каждого за столом было свое место.  Во главе стола сидел хозяин дома. Вдоль стен были лавки. В центре горницы, висела люлька. Считалось - чем больше детей, тем богаче семья.

В противоположном, от красного, углу была печь-матушка. Как вы думаете, почему ее так называли?

  • Отопление и обогрев: Печь давала тепло всему дому, а на лежанке можно было спать или согреваться.
  • Приготовление пищи: В печи готовили разнообразные блюда, которые получались томлёными, но не пригорали. Температура в горниле для выпечки хлеба достигала около 200°
  • Стирка и сушка: Белье стирали, замачивая его в воде с золой из печи, после чего оно становилось не только чистым, но и более прочным. После топки на железной поверхности печи можно было гладить белье.
  • Баня: В больших печах с широким горнилом можно было мыться и париться, забравшись внутрь. 

Ребята, как вы думаете, что готовили наши пра-пра бабушки? (ответы детей)

Давайте поиграем в пальчиковую игру:

Вот изба и в ней светло (домик из пальчиков)

Здесь от печки нам тепло (трём ладошки)

В печку ставим – чугунок (чашечка)

Каши чтоб сварить нам смог (вращаем рукой, как ложкой)

Дружит с чугунком ухват (вытянута рука, показ большим и указательным)

Достанет кашу для ребят

Деревянную посуду (чашечка)

В печку ставить я не буду (грозим пальчиком)

Ложки и тарелки (большой пальчик со всеми в колечко)

Глубокие и мелкие

Радуют нам взоры (хлопки в ладоши и кулаки)

Красивые узоры.

Достать горячий горшок из печи помогал ухват или рогач. Почему его так называли?

Столовые приборы значительно отличались от привычных нам. Раньше ложки были деревянными, а вилок и вовсе не было.

Хотите попить чаю? Тогда ставим самовар! Чтобы вскипятить воду, нужно было его растопить. Топили тонкими щепками и берестой. Пока наш самовар закипает, поиграем в игру. Вставайте возле стульчиков.

Русская народная игра малой подвижности «Плетень»

Есть народная игра (шагают на месте, руки на поясе),

Называется «Плетень».

Нам играть в нее охота,

Нам играть в нее не лень!(грозят пальчиком)

Раз плетень, два плетень, (выставляют поочередно каблучок)

Спрячемся от солнца в тень. (приседают, закрыв голову ладонями)

Посидим, отдохнем

И опять играть начнем (встают, руки вверх)

 

Садятся на стульчики

Ребята, самовар наш закипел! Вот только чая раньше не было. Пили сбитень -напиток, приготовленный из воды, мёда, пряностей и трав.

          Давайте пройдемся по избе и найдем необычные для нас предметы. Как вы думаете, что это?

  • Ступа- это тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.

Что сегодня заменяет ступу? (миксер, блендер, кофемолка)

  • Корыто- это продолговатая емкость, выдолбленная из широкого бревна (таз)
  • Рубель- это деревянная доска с поперечными желобками для стирки и глажки белья. Белье наматывали на скалку, а затем раскатывали рубелем, чтобы разгладить. (утюг, отпариватель)
  • Коромысло- это длинная палка или дуга, на концах которой имеются выемки или крючки для подвешивания вёдер, корзин и других тяжёлых предметов (тележки, чемоданы на колесиках, рюкзаки)

Ребята, мы сегодня узнали много нового. Я хочу узнать, кто был внимательным и много запомнил. И кто самый смекалистый. А помогут мне в этом загадки:

 

Всем кто придет, всем кто уйдет,

Руку подает (ДВЕРЬ)

 

Под одной шляпой 4 брата стоят (СТОЛ )

 

Шуба в избе,

Рукав на улице (ПЕЧЬ, ТРУБА)

 

Молодцы! А теперь сыграем в дидактическую игру- «Найди пару»

На столе разложены картинки современных предметов быта. Кто-то из вас получит картинку с предметом старины. Нужно будет подойти к столу и взять одну картинку, подходящую вашей по назначению предмета, сесть на место. Затем по очереди назвать свои картинки.

Молодцы, мы дружно справились с заданием.

 

Заключительная часть:

 Ребята, посмотрите, в нашей избе гость! В макете избы стоит кукла Домовенок. Этот домовенок пришел угоститься кашей. Значит он принял наше приглашение и будет жить у нас в группе, помогать нам следить за порядком. Давайте пообещаем ему, что будем жить дружно. Как говорили наши предки: Добра желаешь- добро и делай! Как вы понимаете эту поговорку? Что больше всего вам понравилось в русской избе, что запомнилось?