Ринолалия

Волостнова Ольга Львовна

Индивидуальное занятие для ребёнка с ринолалией

«Автоматизации звука [М]»

Цели: совершенствовать произношение звука [М] в слогах, словах, фразах, учить определять место звука [М] в словах. 

Задачи:

  • коррекционно-воспитательные: воспитывать стремление овладеть правильной речью, самоконтроль за речью, желание заниматься;
  • коррекционно-развивающие: развивать речь, мелкую моторику, память, словесно-логическое мышление, фонематический слух, процессы словообразования.

Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Три медведя», стакан с водой, трубочка, плюшевый медведь, серия наглядных картинок: мама, мох, мороз, машина, моль, счётные палочки, конфета. 

План занятия:

  1. Введение в тему. Логопед показывает плюшевого медведя и спрашивает, кто это. Затем спрашивает, какой первый звук спрятался в слове «мишка», звук [М] гласный или согласный.
  2. Организационный этап. Логопед предлагает ребёнку озвучить фразы разными голосами: «Кто сидел на моём стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал на моей кровати?».
  3. Работа по координации моторики нижней челюсти. Логопед показывает ребёнку упражнения и просит их повторить: откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку, имитация жевания, круговые движения челюстью.
  4. Артикуляционная гимнастика. Логопед предлагает ребёнку рассказать сказку про «язычок» для плюшевого медведя.
  5. Основной этап. Логопед проводит игру «Повтори за мной». Затем просит ребёнка произнести слова со звуком [М]: «Маня», «мама», «моль», «мох», «Маша», «мороз», «масло», «машина».
  6. Динамическая пауза. Логопед проводит физкультурную минутку, чтобы снять напряжение ребёнка и провести профилактику утомления.
  7. Основной этап. Логопед предлагает поиграть в игру «Кто больше запомнит?». Педагог произносит слова и показывает картинки, ребёнок смотрит и запоминает картинки в заданной последовательности.
  8. Заключительный этап. Логопед хвалит ребёнка за выполнение заданий и за чёткое произношение звука [М]. Спрашивает у ребёнка, что нового он узнал, что интересного было на занятии.

 

Итог: ребёнок слушает логопеда, отвечает на вопросы, прощается с плюшевым медведем и получает от него подарок — конфету.