Ринолалия
Опубликовано 16.12.2025 - 1:07 - Волостнова Ольга Львовна
Индивидуальное занятие для ребёнка с ринолалией
«Автоматизации звука [М]»
Цели: совершенствовать произношение звука [М] в слогах, словах, фразах, учить определять место звука [М] в словах.
Задачи:
- коррекционно-воспитательные: воспитывать стремление овладеть правильной речью, самоконтроль за речью, желание заниматься;
- коррекционно-развивающие: развивать речь, мелкую моторику, память, словесно-логическое мышление, фонематический слух, процессы словообразования.
Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Три медведя», стакан с водой, трубочка, плюшевый медведь, серия наглядных картинок: мама, мох, мороз, машина, моль, счётные палочки, конфета.
План занятия:
- Введение в тему. Логопед показывает плюшевого медведя и спрашивает, кто это. Затем спрашивает, какой первый звук спрятался в слове «мишка», звук [М] гласный или согласный.
- Организационный этап. Логопед предлагает ребёнку озвучить фразы разными голосами: «Кто сидел на моём стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал на моей кровати?».
- Работа по координации моторики нижней челюсти. Логопед показывает ребёнку упражнения и просит их повторить: откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку, имитация жевания, круговые движения челюстью.
- Артикуляционная гимнастика. Логопед предлагает ребёнку рассказать сказку про «язычок» для плюшевого медведя.
- Основной этап. Логопед проводит игру «Повтори за мной». Затем просит ребёнка произнести слова со звуком [М]: «Маня», «мама», «моль», «мох», «Маша», «мороз», «масло», «машина».
- Динамическая пауза. Логопед проводит физкультурную минутку, чтобы снять напряжение ребёнка и провести профилактику утомления.
- Основной этап. Логопед предлагает поиграть в игру «Кто больше запомнит?». Педагог произносит слова и показывает картинки, ребёнок смотрит и запоминает картинки в заданной последовательности.
- Заключительный этап. Логопед хвалит ребёнка за выполнение заданий и за чёткое произношение звука [М]. Спрашивает у ребёнка, что нового он узнал, что интересного было на занятии.
Итог: ребёнок слушает логопеда, отвечает на вопросы, прощается с плюшевым медведем и получает от него подарок — конфету.
