советы логопеда на зимние каникулы

Наступает радостный и долгожданный праздник – Новый год! А вместе с ним и новогодние каникулы. Как провести эти дни с пользой для речевого развития ребёнка?
Предлагаем вам несколько логопедических новогодних советов
Для каждого ребёнка новогодний праздник начинается с украшения ёлки – главного атрибута волшебства. Используйте это занятие для развития лексико-грамматической стороны речи вашего ребёнка. Поиграйте с ребёнком в игру «Новогодние игрушки».
Попросите ребёнка описать ёлочные игрушки. Какие они? (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, стеклянные, хрупкие, новогодние и т.д.);
Предложите ребёнку составить предложения с двумя словами-признаками о ёлочной игрушке, которую он берет из коробки, чтобы повесить на ёлку: «Я возьму блестящий красный шар»;
Попросите ребёнка сказать, куда (пространственное ориентирование) он повесит ёлочную игрушку: «Я повешу блестящий красный шар справа (слева/над/под/выше/ниже/за/перед/между) от белого стеклянного зайчика»;
После того, как ёлка уже наряжена, спросите у ребёнка: «Какими игрушками мы украсили ёлку?» (Мы украсили ёлку яркими новогодними игрушками: большим красным блестящим шариком, белым маленьким стеклянным зайчиком, деревянной разноцветной прамидкой и т.д.);
️Для закрепления согласования числительных с существительными спросите ребёнка: «Чего на ёлке (один, два, три…) много?».
Чем же ещё занять ребёнка на длинных зимних каникулах, если погода за окном совсем не располагает к прогулкам? Предлагаем дидактические игры на лексическую тему «Зима» (развитие речи: закрепление уже полученных знаний о зиме, активизацию словарного запаса, развитие познавательных процессов):
1.️Подберите предметы к признакам. Про что можно сказать «зимний, зимняя, зимнее, зимние»? (Зимний: день, вечер, холод, ветер, лес; зимняя: погода, ночь, одежда, вьюга; зимнее: утро, дерево, солнце, катание; зимние: каникулы, узоры, морозы, снегопады);
2. ️«Назови ласково». Снег - снежок, снежинка – снежиночка, сосулька – сосулечка, санки – саночки, ёлка – ёлочка и тп.;
3. ️«Один - много». Образование множественног числа существительных в родительном падеже. Много чего? Месяц - месяцев, дерево - деревьев, ветка - веток, снежинка - снежинок, украшение - украшений, птица - птиц, праздник – праздников;
4. ️«Скажи со словом «зимний». Согласование существительного и прилагательного. Утро (какое?) - зимнее, ветер (какой?) - зимний, шуба (какая?) - зимняя. (Солнце, лес, погода, рукавички, день…);
5. ️«Назови, какая погода?». Образование качественных прилагательных. Какая погода бывает зимой, если…? (идёт обильный снег – снежная; дует суровый ветер - ветреная; стало очень холодно - холодная; ударил сильный мороз - морозная; с утра ясно – ясная);
6. ️«Сосчитай до шести» (можно использовать игральные кубики, называя выпавшую цифру). Один морозный день - два морозных дня, три морозных дня, четыре морозных дня, пять морозных дней, шесть морозных дней; одна снежная туча - …; одно ёлочное украшение - …;
7. «️Четвертый лишний?»: декабрь, январь, февраль, август; зима, весна, дыня, лето; суровая, морозная, тёплая, снежная;
8. ️«Что не так?»: Декабрь, январь, февраль - это летние месяцы. Если начинают падать снежинки, то наступает весна. Дети катаются с горки на роликах;
9. ️«Какое слово отличается от других?» (развитие фонематического слуха): Зима, зима, Сима, зима. Декабрь, сентябрь, декабрь, декабрь. Ненастье, ненастье, Настя, ненастье. Пружинка, снежинка, снежинка, снежинка.
10. ️«Зимние слова» (кто больше назовет «зимних» слов).
Играйте, общайтесь, создавайте речевые ситуации со своим ребёнком в радостной атмосфере зимних каникул!
Желаю вам счастливого Нового года, Рождества и интересно-развивающих каникул!!!
