Организация работы внеурочной деятельности по изобразительному искусству

ТАРАСОВА НАТАЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА

Методические рекомендации

для преподавателей изобразительного искусства по организации работы внеурочной деятельности  в

студии «Арт-fantasy» направленное на

создание условий для духовно-нравственного воспитания и на пропаганду семейных ценностей посредством развития художественно-творческих способностей учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_mterialy.docx563.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Методические рекомендации

для преподавателей изобразительного искусства по организации работы внеурочной деятельности  в

студии «Арт-fantasy» направленное на

создание условий для духовно-нравственного воспитания и на пропаганду семейных ценностей посредством развития художественно-творческих способностей учащихся

http://www.yoyowall.com/wallpapers/2013/03/Paint-Color-600x1024.jpg

                                                                                    Автор-составитель:

                                                                               Педагог ИЗО

                                                                              Тарасова Н.Г

 Нефтеюганск 2015

Содержание

    Введение……………………………………………………………………   1

      Методические материалы для преподавателей………………………….5

 Заключение………………………………………………………………….14

      Список литературы………………………………………………………..15

      Приложение…………………………………………………... …………..17


Введение

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию духовно-нравственного развития и семейных ценностей, которые позволяют решать современные задачи  эстетического восприятия и развития личности в целом. Особое место в воспитании духовно-нравственного развития и образовании ребенка занимает искусство, которое развивает художественно – образное мышление, основанное на воображении, фантазии, зрительном и слуховом ассоциативном восприятии.

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. В возрасте от 7 до 11 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики  начальных классов обнаруживают повышенную восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое.

На творческих занятиях  изобразительного искусства внимание школьников нуждается в постоянной поддержке со стороны учителя,  поэтому учитель в процессе преподавания должен использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также   приобщать детей к этнокультурному наследию Югры. Поэтому в основе работы, которая реализуется во внеурочной деятельности, лежит не только предметно-практическая деятельность, которая развивает обучающихся, но и духовно-нравственное воспитание школьников основанное на культуре, традициях, обычаях своего народа. Это еще одна проблема,  которая повлияла на необходимость разработки данного проекта, тем более что,  в  условиях введения ФГОС, когда внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, проект «Студия «Арт-fantasy» является актуальным и востребованным и поэтому в образовательном процессе школы ему  отводится определенное пространство и время. Развитие духовно-нравственной и творческой личности ребенка, а заложенный в детях творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного школьного обучения.

Плюсы организации работы заключаются в том, что внеурочная деятельность в школе должна быть организована как специальная художественно-творческая деятельность;  в содержание учебной программы по изобразительному искусству внедрен и реализуется в процессе обучения национально-региональный компонент образования; учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству ориентирован на современные педагогические технологии и образовательные формы.

Необходим  комплексный подход к духовно-нравственному развитию, через   освоение изобразительного искусства и  разные формы внеурочной деятельности. Учитывает современные направления, формы и технологии обучения, передовой опыт педагогов, внедряющих в практику инновационные направления работы, а также изменение культурного пространства России, появление новых произведений, имен, тенденций в искусстве и включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал, создание  атмосферы  творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера.  

Поэтому в содержании  работы педагог должен уделять особое место учету региональных особенностей территории ХМАО-ЮГРЫ. Обучение изобразительному искусству с учетом  регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Национальные, культурно-исторические особенности ЮГРЫ учитываются  при выстраивании учебного  материала занятия  и планировании учебных творческих заданий. Таким образом,  в педагогический процесс включается живая художественная культура региона ЮГРЫ.    Особое внимание следует  уделить овладению учащимися знаниям в области экологии, истории и культуры ЮГРЫ и воспитанию патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения. Специально разработанные и введены в учебный план интегрированные занятия, организационно-деятельностные игры, образовательные события, проектные задачи  по основным темам «Природа, история и культура Югры»; «Красота народного костюма Угорских народов»; «Художники ХМАО-ЮГРЫ»; «Национальный костюм народов ханты»; « Жители Югорского леса».

Изучение регионального содержания позволяет приобщить учащихся к культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатой народной культуре, приобщить к уникальным ремеслам, распространенным в Югорском крае.

Организация работы должна носить инновационный характер:

- использование  современных   технологий:  технология деятельностного метода, проектная технология, коммуникативно-мыслительная техника «развитие воображения», коммуникативная рефлексия, технология учебного диалога;

-  нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника «по-сырому», рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками;

- новые образовательные формы работы: творческая мастерская, образовательное событие, организационно-деятельностная игра, проектная задача, творческая практика.

В основные педагогические идеи, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

         - развивающего обучения;

         - индивидуализации обучения;

         - личностно-ориентированного обучения;

         - системно - деятельностного подхода.

Учет региональных особенностей в содержании проекта

  Занятия в студии «Арт-fantasy» способствуют  разностороннему и гармоничному развитию  духовно-нравственной личности ребенка, раскрытию творческих способностей и творческого воображения, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

1.Методические материалы для преподавателей

Основной целью педагога  для успешной организации работы внеурочной деятельности  в «Студии «Арт-fantasy» является:

Создание условий для духовно-нравственного воспитания направленного на пропаганду семейных ценностей посредством развития художественно-творческих способностей учащихся.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-разработка и реализация программы по формированию духовно-нравственного развития  и художественно-творческих способностей;

-организация работы и создание  студии «Арт-fantasy»;

- разработка концепции, плана работы и организация работы «Галереи жизнерадостных и активных»;

- разработка сценариев итоговых образовательных событий «Арт – фест»;

- создание условий для реализации творческих практик: по созданию  проектов,  по передаче способов художественной деятельности;

- вовлечение родителей в реализацию проекта студии «Арт-fantasy»;

- разработка диагностического инструментария по отслеживанию метапредметных, личностных  результатов и художественно-творческих способностей;

-разработка технологической  карты учета индивидуальных достижений ученика;

- разработка методических рекомендаций для учителей изобразительного искусства при работе с одарёнными детьми по развитию творческого воображения.

          Механизм организации работы  студии «Арт-fantasy»», осуществляется через: разнообразные формы внеурочной деятельности, программу дополнительного образования «Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников», развивающую среду творческой мастерской,  работу «Галереи жизнерадостных и активных», образовательные события «Арт-фест»,   разнообразие форм работы с родителями , особый режим занятий и полное методическое и техническое обеспечение.

 

Модель реализации по организации работы внеурочной деятельности

 студии «Арт-fantasy»

схема вставить


 Развивающая среда творческой мастерской выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, формирует ценности, сам выстраивает собственные знания через реализацию творческой, конструкторской, исследовательской деятельности. Идея творческой мастерской, заключается в том, чтобы  увидеть особенности искусства  через разные визуальные «языки», и, изобрести новый художественный «язык», которого требует собственная индивидуальность ребенка, как совершенно особый объект в пространстве и времени.

Сделать это позволят:

- современные технологии: технология деятельностного метода, проектная технология, коммуникативно-мыслительная техника «развитие воображения», коммуникативная рефлексия, технология учебного диалога;

-  новые образовательные формы: творческая мастерская, образовательное событие, организационно-деятельностная игра, проектная задача, творческие практики;

- особая организация учебной деятельности: любая творческая  задача требует индивидуальной и коллективной  поисковой  деятельности, всегда предлагается  несколько вариантов решения одной и той же творческой задачи; применение сравнительного анализа для всех продуктов творческой деятельности;

- особые условия творческой мастерской;

- особая организация коммуникативного взаимодействия:  диалог в сотворчестве, свобода выбора и действий, равенство всех обучающихся, право на ошибку.

Организация работы «Галерея жизнерадостных и активных»

Галерея творческих работ учащихся постоянно действующая. Работы постоянно обновляются согласно тематике. Руководителями галереи являются сами ребята, которые оформляют творческие работы.

Организовывают выставки с показом и рассказом о техниках и жанрах  исполнения художественной работы и её авторе. Ребята приобретают навыки экскурсовода. Это позволяет повысить мотивацию и приобщить к искусству учащихся.

Формы работы галереи:

-персональные выставки одарённых учащихся;

-постоянная виртуальная  выставка на сайте «Дневник.ru»;

-выставка рисунков «Времена года» творческие работы ребят и репродукции знаменитых художников пейзажистов;

-входная выставка, посвящённая семейному творчеству «Творчество моей семьи»;

-отражение школьной жизни и значимых мероприятий под названием  «Хроника школы»;

-итоговая выставка «Калейдоскоп» предполагает художественные работы учащихся, выполненные в нетрадиционной технике.

 Образовательные события «Арт-фест»  

Образовательное пространство школьников стремительно меняется. Ежегодное подведение итогов проходит в форме организационно-деятельностные игры (ОДИ). ОДИ — это инновационная образовательная форма, которая основана на работе в группах, моделировании ситуаций и создании собственных проектов. В процессе игры школьники учатся выстраивать новые схемы мышления, разрабатывать творческие проекты и применять их в освоении новых жизненных пространств. А именно это и является главной задачей духовно-нравственного развития  художественного образования.

Образовательные события «Арт-фест»  - это увлекательное путешествие состоит из 7позиций под условными названиями:

-«захват и присвоение» - учащиеся проявляют интеллектуальные способности в области изобразительного искусства;

-«исследование»- учащимся предлагается попробовать себя в роли исследователя. Согласно инструкции по цветоведению подобрать необходимое сочетание цветов на палитре;

-«испытание себя» - ребятам предоставляется возможность побывать в роли экскурсоводов и провести выставку по выбранному жанру изобразительного искусства;

-«любопытство»- учащиеся работают по инструкции где указаны практические действия в ходе которых должно получится изображение животного.

-«авось что-то новенькое» - мини-мастер-класс по созданию композиции для техники холодного батика.

- «поиск подобного»- создание графической композиции на тему с помощью интерактивного стола.

 -«место для жизни» - защита и презентация творческих работ.

 Участники работали в группах, представляли творческие работы, затем следовал своеобразный переходный этап, участники анализировали полученный опыт, выделяли главное и пытались применить это на деле — в разработке возможных сценариев творческих проектов. Завершением игры -  итоговые доклады групп. Результаты работы разные: от индивидуальных работ до реальных проектов. Работа предполагается итоговая в конце учебного года и совместно с родителями.

Разнообразие форм и особый режим занятий. 

каждое занятие должно быть  направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Одно из главных условий успеха обучения детей и духовного развития– это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

  Для качественного развития творческой деятельности юных художников  должно быть предусмотрено:

 - предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

-  система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности, это обеспечивает  овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

-  в каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент;

-  создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

-  создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

-  объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

  Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как учебная дискуссия, игры, конкурсы, выставки, коммуникативная рефлексия, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются  занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися и родителями  выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Особое место в организации работы во внеурочной деятельности занимают мероприятия, разработанные на основе технологий проектирования и учебно-исследовательской работы, организационно-деятельностные игры  и образовательные события. Содержание этих разделов программы может быть универсальным для современных дополнительных образовательных программ различной направленности, имеющих целью развитие ключевых и специальных компетентностей обучающихся. Образовательное событие, так же, как и оргдеятельностная игра, способствует духовно-нравственному воспитанию и развитию личностных качеств учащихся (способов умственных действий, механизмов формирования личности – эмоционально-мотивационной, деятельностно-практической сферы).  

Технологии проектной, учебно-исследовательской деятельности, оргдеятельностной игры и образовательного события, проектные задачи на основе которых разработано содержание дополнительной образовательной программы творческой мастерской позволяют педагогу эффективно проводить учебные занятия, выставки, фестивали, учебно-исследовательские конференции, презентации и защиты проектов и портфолио обучающихся. В конце учебного года итоговые занятия проходят в форме выступления на традиционных творческих фестивалях «Арт-фест» при участии родителей.

А так же предусмотрены разнообразные формы подведения итогов по результатам освоения материала:

- выставка работ;

-зачеты и зачетные работы;

-участие в конкурсах;

-защита творческих и исследовательских проектов;

- проектные задачи;

- образовательные события;

- творческие практики;

- персональные выставки;

- виртуальные выставки;

- итоговая выставка работ.

 Полное методическое обеспечение 

Работа в студии должна быть обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста.

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы.

Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.

Техническое оснащение

Успешная реализация работы  и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. Для работы сформировано достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии есть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.

Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) имеются специальные стеллажи. В учебном помещении есть специальный методический фонд, библиотека по искусству, а также современные технические средства обучения. Учебный кабинет, оснащён интерактивным оборудованием: мультимедийный компьютер, многофункциональное устройство (сканер, копир, принтер), интерактивная доска, документ-камера, выход в Интернет. В перспективе в школе будет приобретен Интерактивный обучающий стол SMART 230i (multi touch), который позволит обучающимся создавать (даже тем кто не имеет способностей к рисованию) творческие работы при этом одновременно выделять или передвигать объекты, рисовать или писать на экране, и при этом взаимодействовать с остальными учениками, отвечая на общие поставленные вопросы.

 

Ожидаемые результаты

Главным результатом работы студии «Арт-fantasy» является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Риски 

  • Слабая управляемость процессом
  • Прогнозируемость
  • Требует профессиональной методической подготовки педагога
  • Может вызвать затруднения у детей привыкших к наглядно-иллюстративным и репродуктивным методам    обучения.

Компенсаторные действия: 

 -продуманное и дозированное использование метода  педагогом,

 -качественная подготовка педагога к занятию,

 -удовлетворённость педагога, воспитанников, родителей высокой эффективностью обучения воспитанников теоретическим основам ИЗО.

 

Заключение

Многолетняя практика работы с детьми, а также опыт общения с коллегами из других учреждений позволили автору сформулировать некоторые общие требования, которые должны предъявляться администрацией образовательных учреждений к педагогу, желающему работать в системе дополнительного образования по направлению «изобразительное творчество».

Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.         

Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий.

Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.

От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.

Литература

Для учителя

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
  5. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
  6. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
  7. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
  8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
  9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
  10. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
  11. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
  12. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
  13. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
  14. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
  15. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
  16. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
  17. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.
  18. Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Для родителей и обучающихся

  1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
  2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.


1.Приложение

Основные примерные  мероприятия по реализации проекта

Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственный

 Организация работы творческой студии «Арт-fantesy»

-творческое оформление студии;

-зачисление учащихся

сентябрь

 Педагог ИЗО, управляющий совет школы

Организация работы  и выбор актива галереи жизнерадостных и активных

- создание творческих работ по темам на учебный год;

-организация и планирование  работы экскурсоводов;

сентябрь

 Педагог ИЗО

Конкурс рисунков по теме «Творчество моей семьи».

-оформление творческих работ;

-разработка плана экскурсии;

-размещение работ в сети Интернет на школьном сайте;

сентябрь

Учащиеся

Педагог ИЗО и родители

Стратегическая игра «Изучаю, исследую, применяю» для родителей и обучающихся.

-организация работы по созданию творческих и исследовательских проектов по темам искусства;

октябрь

Педагог ИЗО и родители

Организация  работы разработка и создание  творческих и исследовательских  проектов обучающихся к городскому конкурсу «История одного шедевра».

- создание проекта;

-участие в городском конкурсе проектов;

ноябрь-

январь

Педагог ИЗО

Педагоги детской школы искусств им.Дягилева.

Мастер-класс для родителей и детей «Воображалки».

-создание коллективно-творческой композиции с использование нетрадиционных техник изображения;

ноябрь

Педагог ИЗО и родители

Организация работы по проведению проектных задач: «Жители Югорского леса»

-родители участвуют в роли экспертов;

-создание карты леса;

Педагог ИЗО

Экскурсия в городской музей «Реки Обь»

-посещение выставки картин художников нашего края;

ноябрь

Педагог ИЗО и родители

Межсетевая организационно-деятельностная игра «Арт-фест».

-творческие групповые задания по станциям;

-итоговая выставка творческих продуктов;

-представление и защита коллективных работ;

-освещение результатов игры в СМИ;

декабрь

Педагог ИЗО,

педагог ЦД «Поиск»,

педагоги детской школы искусств им.Дягилева.

 Проектная задача «Красота народного костюма Угорских народов».

-создание творческих продуктов и их защита;

февраль

Педагог ИЗО и родители

Конкурс рисунков. «Зимние узоры» Смешанная техника.

оформление творческих работ;

февраль

Педагог ИЗО

Персональная выставка одарённых учащихся студии.

-работа актива галереи жизнерадостных и активных;

февраль

Педагог ИЗО

Учащиеся и родители

Создание виртуальной выставки лучших работ  учащихся на сайте «Дневник.ру».

-обновление рисунков происходит 1 раз в месяц;

В течение года

Педагог ИЗО

Учащиеся

Конкурс рисунков «Мои фантазии».

-оформление творческих работ;

-разработка плана экскурсии;

-размещение работ в сети Интернет на школьном сайте;

март

Педагог ИЗО

Учащиеся и родители

Экскурсия в городскую художественную галерею «Метамормоза»

-посещение выставки картин художников;

март

Педагог ИЗО

Проведение открытых занятий по формированию творческого  воображения у младших школьников с использованием нетрадиционных техник изображения:

- «Чудо птица» рисование по воображению;

-«Восковой пейзаж» рисование по воображению. Нетрадиционная техника рисования;

-разработка  и проведение  открытых занятий;

апрель

апрель

Педагог ИЗО и родители

Итоговое открытое  занятие по теме: «Жанры и виды изобразительного искусства»

-учебная дискуссия;

-защита презентаций по теме;

май

Педагог ИЗО

Учащиеся

Проектная задача «Пейзаж настроение».

-родители участвуют в роли экспертов;

май

Педагог ИЗО

Учащиеся

Итоговая выставка работ учащихся  студии «Арт-fentesy».

-оформление творческих работ;

- отчётные просмотры законченных работ;

 -размещение работ в сети Интернет на школьном сайте;

май

Педагог ИЗО

Учащиеся и родители

Предъявление опыта работы по реализации проекта в сети Internet и СМИ.

-подготовка и размещение материала;

май

Педагог ИЗО

2.Приложение

   

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

«Пейзаж настроение »

2 КЛАСС

http://artnow.ru/img/586000/586965.jpg

Тип проектной задачи: творческая.

Форма работы: совместно-взаимодействующая.

Актуальность: Часто дети способны услышать друг друга при помощи слов, увидеть настроение и переживание через эмоции, но не умеют это сделать при помощи изобразительных и выразительных средств живописи.

Дорогие ребята!

           В ходе решения предложенной задачи вам предстоит продемонстрировать умение работать вместе.. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из ряда школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы успешно с ней справитесь.

Желаем удачи!

Проблема:

Возможно, ли второклассникам будущего без слов рассказать о том, что вы услышали в музыке.

Что делать, если вы не взяли с собой кисти, а только краски.

У вас только два больших листа, резать которые нельзя.

Цель: Передать свои переживания после прослушивания музыки К. Дебюсси “Море” и В. Мей “Шторм” в коллективной живописной работе “Море”.

Задачи:

Используя знания о выразительных и изобразительных средствах живописи нарисовать два морских пейзажа, соответствующих характеру музыки в тактильной технике.

Формирование элементов сотрудничества в коллективной работе.

Формирование ориентации во времени, соотнося события с цепочкой: прошлое – настоящее – будущее.

Аналитический этап:

Анализ имеющейся информации (репродукции картин художников, рисунки второклассников прошлого года).

Обсуждение оптимального способа достижения цели.

План работы.

 – разделение детей на две группы;

 – подготовка рабочих мест;

 – распределение обязанностей;

 – подготовка к восприятию музыкального произведения;

 – восприятие музыкального произведения с показом его характера через движения руками и всем телом;

 – выполнение коллективной работы “Море в ясную (ненастную) погоду” в тактильной технике

 – обсуждение качества выполненной работы с точки зрения выразительности используемых живописных средств;

 – обсуждение способов взаимодействия в группе и его влияние на качество выполняемой работы.

Выполнение плана работы.

 Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.

 Публичное представление, демонстрация “продукта”.

 Обсуждение качества выполнения “продукта” (итоговый контроль).

 Обсуждение результата – качественное изменение в группе детей.

Опрос по результатам решения проектной задачи

  1. Тебе понравилась задача? Обоснуй свой ответ.

2.Задача была сложной или легкой. Почему?

3.Тебе понравилось работать в группе? Почему?

4. Ты хотел бы еще участвовать в решении такой задачи?

Оценка результатов деятельности группы по достижению цели проекта

Номера групп

1

2

3

4

Итого баллов

место

1 критерий – получился рекламный текст

2 критерий -  видно по тексту, что этот туристический комплекс создан в гармонии с Природой

3 критерий -  все ли  результаты пяти заданий включены в статью

4 критерий – получилась ли карта территории

5 критерий -  публичное представление (интересно ли рассказано?)

Оценивается в баллах от 0 до 3

Экспертный  лист  первого дня решения  проектной  задачи

(наблюдение  за действиями детской  группы)

Эксперт (Ф.И.О.) _______________________________________

Группа №  _________

Вопросы

Развернутые ответы  и комментарии

Оценка  по 10  балльной  шкале

1. Познакомились ли ребята  между собой (или они уже знакомы и свободно общаются друг с другом)?

2. Определился ли в группе лидер или еще пока нет? Если появился, то как (по своей инициативе, по предложению других участников и т.п.)?

3. Опишите  действия группы при  чтении текста задачи. Как была организована работа с текстом?

4. Как происходил выбор заданий для выполнения? Как происходило распределение заданий между членами группы (делилась ли группа на пары или стихийно пытались выполнять все задания вместе, нашлось ли место в работе для младших учащихся, были ли конфликты при распределении заданий, если да, то как они разрешались).

5. Как  действовала группа (отдельные дети) при выполнении отдельных заданий?

6. Было ли организовано  подведение итогов работы внутри группы?

На чем закончила работу группа?

7. Общее впечатление эксперта о действиях детей в группе (взаимодействие, взаимопомощь, коммуникация, понимание поставленной задачи, работа с материалами и т.п.).

Подпись эксперта ________________________


3.Приложение

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ВНЕУРОЧНЫЙ МОДУЛЬ

«В МИРЕ СКАЗОК».

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSFM-ePUg2VoHnLse9yCqXGUkYBpg7Ra8AKSvnMV7UM5h8kLqLn http://newsgomel.by/wp-content/uploads/2012/04/%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%9E.jpg http://wallspaper.ru/uploads/gallery/main/18/14.jpg http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRoqk9EvgmVczjsn7AhipmZV-FN3wRrfs4GqbdUA5WCzHd8Q7T2 

Актуальность

  • Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в  образовательном процессе. Работа над проектной задачей в условиях разновозрастной группы, позволяет у старших ребят  формировать навыки  организаторских способностей, уважать младших. А для младших в свою очередь старшие ребята являются образцом для подражания.
  • Модуль « В мире сказок» направлен на содействие развитию у детей познавательных, информационных  и коммуникативных компетенций при работе в группе детей разного возраста

    В   данный модуль встроены в такие  учебные предметы как: изобразительное искусство, музыка, обучение грамоте и математика, информатика, литературное чтение.

Цель данного модуля: формирование УУД у младших школьников.

Основные задачи модуля:

-формирование практических навыков работы в группе;

-содействие развитию творческой и исследовательской активности в изучении сказок;

-формирование опыта организаторской деятельности;

Модуль « В мире сказок» направлен на содействие развитию у детей познавательных, информационных  и коммуникативных компетенций при работе в группе детей разного возраста. Сопутствующими задачами  данного модуля являются:  формирование практических навыков работы в группе, содействие развитию творческой и исследовательской активности в изучении сказок.

МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «В МИРЕ СКАЗОК»

                                                                     

                                                                           

                   

Оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе решения проектной задачи «Сказочный домик»

 - 1-4 КЛАСС

Мониторинг УУДвключает в себя  (регулятивные, познавательные, коммуникативные) определяет готовность ученика применять их в разных учебных и жизненных ситуациях, что является важнейшим показателем качества образования.

№/п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

Кто проводит

1

Решение проектной задачи

Проводится1 раз в год (интегрированный межпредметный образовательный модуль):

январь,

май

Направлена на выявление уровня освоения универсальных учебных действий

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.

Учитель

Метапредметные результаты, которыми  должен овладеть обучающийся:

1.  Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.  Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3.  Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково -символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора,

 обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в

 соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и т.д.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ МОДУЛЯ «В МИРЕ СКАЗОК».

СРОКИ

(примерные)

4 КЛАСС

1 КЛАСС

3 октября

Запуск (общее собрание и введение в проект внутри классов)

Запуск (внутри классов)

6-19 октября

Проведение входной диагностики (4 классы у 1 классов)

22.10-19.11.

Чтение сказок (4 классы совместно с 1 классами)

26 ноября

Конкурс литературных газет

17 декабря

Инсценирование сказки (совместно 1 и 4 классы)

18-24 декабря

Проведение итоговой диагностики (4 классы у 1 классов)

25декабря

20-24.01

Проектная задача ( внутри классов)

Защита проекта (внутри класса)

Проектная задача (с привлечением 4 классов)

Защита проекта (на параллели)

25 января

Защита проекта (школьный уровень)

Первый важный этап модуля - Запуск (общее собрание и введение в проект внутри классов)

Ребята определяются с выбором направления сказок делятся на группы и распределяют обязанности.

-зарубежные сказки

-сказки Успенского

-русские  народные сказки

Проведение входной диагностики
(4 классы проводят у  1 классов)

Цель данного этапа: выяснить уровень знаний по сказкам данного направления

  • Разработка анкеты по сказкам.
  • Опрос первоклассников.

          Обработка результатов

Следующий этап: чтение сказок
(4 классы совместно с 1 классами)

чтение в слух;

-чтение по ролям;

-прослушивание аудиозаписей;

-просмотр  видеоматериалов;

 

Далее проводится конкурс литературных газет.

Ребята самостоятельно подбирают материал, делают эскиз  оформляют газету с привлечением подшефной группы первоклассников защищают  газету где определяется победитель и призёры.

Инсценированные сказки
(совместно 1 и 4 классы)

Каждая группа разрабатывает свой сценарий. Распределяют роли с привлечением первоклассников и родителей.

Определяется лучший сценарий и лучшая постановка спектакля.

После проделанной ранее работы ребята  проводят итоговое  анкетирование (4 классы у 1 классов) где выявляют насколько повысился уровень знаний данного направления сказок.

Для оценки метапредметных результатов проводится  итоговая проектная задача «Сказочный домик» Направлена на выявление уровня освоения универсальных учебных действий . Осуществляется экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.
( внутри классов) 4 классы самостоятельно затем учащиеся выступают в роли организаторов и проводят проектную задачу с первоклассниками. Задействуются такие образовательные области как: математика изобразительное искусство музыка.

Подведение итогов  работы : ЗАЩИТА ПРОЕКТА – 4 КЛАСС.

1 ЭТАП: ПОДГОТОВКА ВНУТРИ КЛАССОВ.

-СОЗДАНИЕ МУЛЬ.ПРЕЗЕНТАЦИИ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ В СЕБЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА, СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ГРУПП, ДИАГНОСТИКУ, ФОТООТЧЁТ О ПРОХОЖДЕНИИ ВСЕХ ЭТАПОВ, ВЫВОДЫ.

2 ЭТАП: ЗАЩИТА НА ШКОЛЬНОМ УРОВНЕ: НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЕВ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ СУДЕЙ, ВЫЯВЛЕНИЕ лучшей группы, НАГРАЖДЕНИЕ.

Материально-техническое обеспечение модуля:

  • Мультимедийное оборудование.
  • Методические пособия.
  • Канцелярские принадлежности.

Кадровое обеспечение:

  • Учителя кл.руководители
  • Учителя предметники
  • Родители (законные представители)


4.Приложение

Коллективно -  творческий проект младших школьников (4 класс)

1322989418_narod-promysly

Коллективно-  творческий проект младших школьников

«Народные промыслы России» 

Проектов младших школьников «Народные промыслы России», ориентированный на содействие развитию у детей познавательных и творческих способностей, умений и навыков исследовательской деятельности при работе в группе.

В рамках мыследеятельностных способностей

 «Коммуникация в ситуации коллективного действия»

Учебное содержание

Нормы коммуникации в группе и на общем обсуждении (слой мыследеятельностного содержания)

Организация коллективного практического действия в условии ограничения времени

Ознакомление с нормами организации коммуникации при работе в группе

Чтобы быть полезным в работе группы, нужно:

  • Помнить, какое задание выполняет группа. Стремиться к полному и точному выполнения задания.
  • Дать каждому участнику группы возможность изложить свою версию, стремиться к её более точному пониманию.
  • Задавать вопросы на понимание, уточнение.
  • Давать четкий и полный ответ на вопрос (но не многословный).
  • Думать о том, что может помочь в работе группы – уточнение, конструктивное предложение, альтернативное предложение, критика, признание своей ошибки, поддержка имеющейся версии, готовность реализовывать предложения других участников группы.

Проект полностью сориентирован на личностно - ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

  • Цель – овладение знаниями о существующих народных промыслах России, через самостоятельную познавательную деятельность и обретение навыков самостоятельной работы в группе.

Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются – с «усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; наши образовательные учреждения обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др.  Особое место среди них занимает проектная деятельность.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему – все это лежит в основе проектной деятельности.

Данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.

Рассмотрим это на конкретном примере по разработке и реализации учебного проекта «Народные промыслы России».

Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся наших школы к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.

Данная организационная форма работы (учебный проект) ориентирована на изучение законченного учебного раздела  « Народное искусство». Этот учебный проект рассматривается не только как совместная работа, сотрудничество учеников и учителей предметников, который выходит за традиционные рамки урока, но и как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнеров. В основе её - согласованные методы, способы совместной деятельности и, что самое главное, общая цель – овладение знаниями о существующих промыслах России через самостоятельную познавательную деятельность и обретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.

Основным содержанием учебной работы учащихся стала творческая деятельность.

Каково же содержание и этапы учебного проекта?

Этап

Содержание деятельности

Подготовительно-организационный

Продумывание учителем темы проекта

Выбор возрастной категории учащихся

Формулирование основополагающего вопроса

Формулирование дидактических целей проекта

Формулирование методических задач

Разработка положения о конкурсе творческих проектов.

Разработка диагностической карты для обучающихся.

(предварительная диагностика уровня учеников и проектных групп важна для того, чтобы определить их приращение за определенный период времени.)

Введение в тему

(погружение в проблему)

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

Определение творческого названия проекта

Формирование знаний учащихся о существующих промыслах России, убеждений в собственной ответственности за качество решения учебной проблемы.

Организация совместного заседания по ознакомлению с положением о конкурсе проектов.

Организация групп

Формирование групп для проведения исследований.

Распределение обязанностей

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Обсуждение расписания консультаций по вопросам проекта

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Самостоятельная работа групп

Знакомство учащихся с характерными отличительными особенностями народных промыслов России согласно выбранной теме; приобретение навыков самостоятельно определять принадлежность изделия к конкретному народному промыслу по их внешним характерным признакам, особенностям.

Изготовление изделий в технологии папье-маше.

Роспись изделий в технике выбранной росписи.

Оформление результатов

Учащиеся анализируют материалы по своей проблеме, найденные в различных источниках информации, подбирают соответствующий материал, оформляют собранные сведения в виде  презентации  и печатной работы.

Учатся пользоваться мультимедийной презентацией, публикацией,.

 Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Защита полученных результатов и выводов

Подведение итогов

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

На защиту проекта отводится 15 минут, заполнение оценочных листов, составленных на основе Критериев оценивания.

По окончании проекта проводится рефлексия группы по оцениванию работы.

Определяется победители по номинациям.

Награждение.

 

Совместная творческая деятельность меня, как учителя, и исследовательских групп учащихся, которых было организовано 8, общего результата по решению проблемы, значимой для всех участников проекта.

«Необходим ли человеку красивый предметный мир?» - этот вопрос стал определяющим темы  исследований творческих групп учащихся:

1.    «Искусство украшения гжельской посуды»

2.     «Тайна народных глиняных игрушек»

3.     «За что Городец нравятся всем?»

 

  Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию.

Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов

Проект полностью сориентирован на личностно - ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

Включённость учащихся в групповую работу

 

  

Самооценка  сформированности проектных умений  в групповой деятельности

Оценка выступления групп.

Критерии

1гр

2гр

3гр

4гр

5гр

6гр

Правильность выполнения задания

Оформление работы

Защита работы

ВСЕГО

1б -низкий уровень (много ошибок)

2б-средний уровень – есть небольшие ошибки

3б-высокий уровень – нет ошибок

Самооценка работы группы.

Участники группы

Вклад в работу группы

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

5.Приложение

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/706/93706013_large_dbad7b1f274b.jpgКонспект занятия

Тема занятия: «Ожившая клякса».

(урок - сказка) 1 класс

Цель:

  1. Помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости;
  2. Учить использовать пятно как одно из главных средств изображения;
  3. Развивать воображение и аналитические возможности глаза.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

развивать воображение и аналитические возможности глаза.

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Умение:

- сравнивать и группировать предметы и их образы. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других.

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

Оборудование:

  1. Литературный ряд:
  1. Неменская Л.А.

Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 класса. - М.: «Просвещение», 2006.

  1. Зрительный ряд:
  1. Мультфильм про кляксу
  2. Презентация к уроку;

  1. Музыкальный ряд: Детские песенки.

  1. Для учащихся:
  1. Альбомный лист,
  2. Гуашь,
  3. Палитра,
  4. Кисти, черный, зеленый, красный, синий маркер
  5. Стаканчики

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

                                   С.Маршак

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Повторение изученного материала.

- С каким мастером мы познакомились? (С Мастером Изображения)

-Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особое)

-Еще мы учились сравнивать форму листьев и деревьев.

-Давайте рассмотрим изображения животных на с. 18 и 19.

-Сравните форму разных животных. Чем они отличаются друг от друга? Что общего?

3.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы  необычным способом. Каким вы узнаете позже, а поможет нам мастер…

(Дети отвечают: «Изображения»)

4. Введение в тему урока.

  1. Вступительная беседа.

Ребята вы уже заметили, что у нас на уроке присутствует необычный гость. (На доске, нарисовано разноцветное большое пятно). Вам не кажется что он какой-то странный? У него нет ни ног, ни рук, ни глаз ничего. Что-то случилось и нам надо ему помочь. А как это сделать? На поможет сказка.

–Вы любите сказки?

- Послушайте  внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника.

-О чем эта сказка?

-Почему клякса считала себя несчастливой? (Ее огорчила бумага)

-Кто согласился помочь кляксе? (Мастер Изображения)

-как вы думаете, в кого превратилась клякса- пятно? (Дети высказывают свои предположения)

Поможем нашему гостю.  (Дорисовываю героя)

5. Педагогический рисунок.

Учитель демонстрирует рисунок Вини – Пуха с шариком, полученным из пятна.

-Давайте попробуем пофантазировать!

Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю. (Показывает на доске)

-Кто получился у меня?

-А кого еще можно было бы дорисовать?

-При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц? (при помощи пятна)

-Вот Вы и узнали еще один секрет Мастера Изображения - изображение пятном.

А если мы нанесем пятно краски на одну сторону листка, а потом его сложим пополам, у нас получиться два пятна. Можно ли сделать два разных рисунка из одинаковых пятен? (дети отвечают)

Какую технику мы использовали при этом? (Монотипия)

6. Работа по учебнику.

-Рассмотрите рисунки на с. 21. Какие зверушки получились из обычного пятна? (Собачка, зайчик.)

На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал автор .Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились!

-Сравните работы художников на с. 22-23

-Обратите внимание, что тень на стене от руки,- это тоже пятно.

-каких зверушек изображают люди?

Вывод. Изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть, что либо  подобное, пофантазировать, дорисовать.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку (приседания):

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседания),

Прыгать и скакать (прыжки).

7. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Хотите ли вы научиться изображать пятном?

- Вспомним правила работы с кистью, краской и водой.

- Сделайте пятно на одной стороне листа бумаги и отпечатайте его на другой , а потом превратите их в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, хвост, уши, то есть все, что необходимо, чтобы разглядеть в вашем рисунке необыкновенных зверей - друзей.

- дорисовать можно фломастером.

- придумайте сказку  про своих героев.

8. Подведение итога урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

- Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном?

Дать возможность детям рассказать придуманную сказку.

2. Обобщение.

- Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились? (Учились изображать пятном в технике монотипии.)

3. Уборка рабочего места.