О развитии детского творчества

Денькова  Зоя  Фёдоровна

О развитии детского творчества. Памятки для родителей и учеников - как готовить домашние задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_protok._no10.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад   Деньковой З. Ф.

на тему:

«О  развитии  детского  творчества»

                                                                         К  протоколу №10  родительского

                                              собрания  от 29. 12. 2011г.  Кл. рук. Денькова З.Ф.

Задачи собрания:

Рассказать родителям о значимости творческой деятельности в становлении личности

 ребенка.

Обсудить проблемы «пассивного» (навязываемого стереотипами) творчества.

Ориентировать учащихся и родителей на творческое начало в учебной деятельности.

Наладить активное взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе.

Подготовительная работа к собранию:

подготовка анкеты для родителей  «Мой ребенок – творец?!...»;

поиск материала по проблеме собрания;

разработка некоторых рекомендаций в помощь родителям.

Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе – творец. Творчество человека происходит во всём, и происходило в стародавние времена даже с изобретением колеса и повозок.

Можно спросить: а зачем вообще это развитие творчества в ребёнке? Ведь для того, чтобы состояться как личность и впоследствии найти подходящую работу надо совсем другое – просто хорошо усвоить школьные предметы! Но те, кто думают, что обучение ребёнка творчеству – только напрасная трата времени, заблуждаются. Без творчества человечества просто не существовало бы!

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и учится видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей. Без преувеличения – наш священный долг помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного и попробовать исправить этот мир хотя бы в деталях.

Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания». В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им.

Творчество ребенка может проявляться не только в его желании рисовать или петь, оно также проявляется даже в том, как он ставит перед собой тарелку и раскладывает столовые приборы. Ведь творческий по натуре человек всегда делает всё не совсем так, как другие. Ну и конечно, будучи взрослым, любой из нас сталкивается с рядом проблем, но именно творчество подсказывает нам путь к их разрешению.

Творческое начало проявляется в выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Наша с вами задача — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога,— опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность, способность импровизировать.  В частности, занимаясь музицированием на инструменте (дома или в школе)  ребенок включает собственное творческое воображение, импровизируя и воссоздавая  музыкальный образ в собственной музыкальной интерпретации.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков. При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления любых способностей ребенка.

Многие родители задаются вопросом, каким же образом организовать обучение ребенка, чтобы хорошо подготовить его к школе, а затем - к высшему учебному заведению, чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний.

Прежде всего, необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин "дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.

Большинство детей каждый день живет с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в «пассивных накопителей» отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Свободное, непроизвольное, и непосредственно-эмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.

Только дав ребенку возможность при непосредственно-эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный природой перцептивный потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно перебрасывать мостик к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения. В противном случае, весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное, отгораживается массой барьеров, провоцируя затухание творческих способностей.

   Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это противоречие: или ученик, или творец?

Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, малыш не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а со школьной за студенческую. А войдет в новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития, доверие к учителю и уверенность в своих силах. Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так как будет психологически готов к сотрудничеству.

Искусство музыки в силу своей природы благоприятствует активизации творческих способностей, формированию художественно-образного мышления и воображения. Это связано с большой вариативностью музыкальной образности, высокой абстрактностью языка звуков, особенностями "повествования". Л.С. Выготский писал: "Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает или исполняет музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки.

Детскому музыкальному творчеству уделяли и уделяют большое внимание создатели прогрессивных музыкально-педагогических систем в нашей стране и за рубежом. Идея такого творчества лежит в основе известной системы К. Орфа, является стержневой в методологии      3. Кодая и др.

Тем не менее, до недавнего времени процесс музыкального обучения носил преимущественно репродуктивный характер. Лишь в последние годы музыкальная педагогика и психология обратились к детскому творчеству как одному из ведущих методов обучения и воспитания. Развитие музыкально-творческих способностей у детей рассматривается сегодня в качестве важнейшей музыкально-педагогической задачи.

Использование детского музыкального творчества в качестве одного из ведущих методов музыкального обучения и воспитания связано с признанием (теперь уже большинством специалистов) возможности и необходимости активного управления этой деятельностью.

Самый доступный для детей вид музыкального творчества - импровизация и исполнение музыки, происходящие одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные "мысли".

Помните, что в любом ребёнке есть те или иные зачатки творчества – и вы должны дать ему шанс проявить их. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.

Приложение

Учащимся предлагается заполнить анкету.

Анкета для учащихся

Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? (для обеих школ)

2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?

4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых? _______________

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _______________________

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _________________________________

7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?____________________________

8. Если ты не понял домашнее задание, подходишь ли ты к учителю за  помощью?

9. Бывают ли случаи, когда ты просто не выполняешь домашнее задание? Как часто?

Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий на данном этапе обучения с момента поступления ребенка в школу?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий? (для обеих школ)

3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _______________________________

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?  По каким предметам?______________________________________________________________________

6. Контролируете ли вы выполнение домашних заданий ребенком?

7. На Ваш взгляд, всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?

8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

9. Чем объясняет Ваш ребенок не очень удачную оценку в дневнике?

10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

 Памятка для родителей!

 Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

Памятка  учащемуся «Как готовить домашние задания!»

Активно работай на уроке: внимательно слушай и выполняй требования педагога!

Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.

Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.

Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.

Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.

Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.

Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.

Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.

Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

Готовиться к урокам в муз. школу следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя ответственную работу на последний день.

Необходимо уметь пользоваться схемами и терминами и использовать их при подготовке.        

Составляй план подготовки и контролируй его выполнение!