Дмитрий Борисович Кабалевский - выдающийся педагог и композитор XX века

 Дмитрий Борисович Кабалевский родился 30 декабря (17 декабря по старому стилю) 1904 года в Петербурге, в семье математика.

В 1929 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Николая Яковлевича Мясковского и в 1930 по классу фортепиано Александра Борисовича Гольденвейзера.

С 1939 года стал профессором Московской консерватории. Был главным редактором журнала «Советская музыка» (1940 — 1946); с 1954 года член коллегии министерства культуры СССР.  Член КПСС с 1940 года.

С 1952 года -  секретарь Союза композиторов СССР, возглавлял комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и молодёжи. Член Совета директоров Международного общества музыкального воспитания. Член Советского комитета защиты мира (1953).

Дмитрий Борисович выступал как пианист и дирижёр, исполняя свои произведения.

Основой большинства произведений Дмитрия Кабалевского являлась современная социально значительная тематика.

Часто он обращался к образам советской молодёжи и детей: триада концертов — скрипичный (1948; Государственная премия СССР, 1949), 1-й виолончельный (1949), 3-й фортепьянный (1952), кантаты, детские песни и фортепьянные пьесы.

Большое место в творчестве композитора занимала лирика.

В музыке Кабалевского преобладают солнечные тона, ясная песенная выразительность, жизнерадостная энергия, задор и юмор.

Он много работал в симфоническом и кантатно-ораториальном жанрах. 

Также Кабалевский написал музыку к ряду фильмов и драматических спектаклей.

Кому привелось встретиться с Дмитрием Борисовичем или прочесть его книги или статьи, непременно проникались пониманием, что предназначением всей жизни Кабалевского было учительство. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос. Имя Дмитрия Кабалевского знали в каждой семье, без преувеличения. Педагог воспитал знаменитых композиторов, как: Михаил Павлович Зив, Александр Иванович Пирумов, Мирослав Михайлович Скорик, Георгий Александрович Струве (хормейстер, дирижёр, педагог); и музыковед, методолог Эдуард Борисович Абдуллин.

Помимо музыки Д. Б. Кабалевский коллекционировал почтовые марки и увлекался шахматами.

Музыка Дмитрия Борисовича – яркая, живая, динамичная, будто пламя пионерского костра, стала вехой для нескольких поколений жителей СССР.  Кабалевский, совмещая важное в классике с вечным и злободневным, народные мотивы с традиционными приемами, создал музыку значительную и близкую для своей страны и ее людей.

Мы знаем, конечно, пьесы Кабалевского для детей, которые и теперь повсеместно исполняются учениками музыкальных школ на всей территории бывшего СССР, да и за рубежом. Но в Советском Союзе не было школы или пионерлагеря, дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка, и особенно — песни.

Да, особенно песни — созданные для пионерии, как точно сказано, «вобравшие в себя звонкие голоса молодежи СССР, свет костра и яркость пионерского галстука». В них Кабалевский говорит о дружбе, взаимопомощи, школе, доброте. Песни Кабалевского — это эпоха, когда пионеры с нетерпением ждали поездки в лагерь, жили и в палатках, а то и в новых корпусах, создавали свои традиции, ходили в походы. И не только песни композитора Кабалевского, но и его кантаты, оперы, оперетты, фортепианные пьесы, симфонии  -  все, сделанное им для детей и молодежи, несет в себе «голос эпохи». Они — громкие, «радостные, даже бравурные, полные света, стремления в будущее, ощущения праздника и торжества новой жизни, доброго начала, позволяющего преодолеть все невзгоды и с факелом чистой надежды вступить в дивный новый мир, что скрывается за горизонтом.

Поразителен и трогателен и такой факт биографии мастера. Уже будучи именитым профессором Московской консерватории членом комитета по Ленинским премиям в области искусства, Дмитрий Борисович в 1973 г. начал вести уроки музыки в первом классе обычной общеобразовательной московской школы № 209. 

Кабалевский читал свои лекции о музыке, об искусстве и в Третьяковской галерее. В 1968 г. в Колонном зале Дома союзов прошел первый концерт из цикла «Музыкальные вечера для юношества» или «Ровесники» (транслировались по телевидению и записывались на радио), которые он вел сам. Кукрыниксы в шутку называли Кабалевского «Народным музыкальным университетом». Весьма образно и справедливо.

Следует вспомнить и огромный круг общественных обязанностей Д. Б. Кабалевского, работавшего в руководстве СК СССР, в коллегии Министерства культуры СССР, в Советском комитете защиты мира, во Всемирном совете мира. Он был почетным членом многих зарубежных музыкальных академий и консерваторий, а с 1966 г. — депутатом Верховного совета СССР от Пермской области.

Вполне правы те, кто утверждают, что музыка Кабалевского — яркая, живая, динамичная, как пламя пионерского костра, — стала вехой для нескольких поколений страны Советов. Подобно Баху или Григу, Кабалевский, совмещая вечное со злободневным, народные мотивы с традиционными приемами, создал музыку значительную и близкую для своей страны и ее людей — детей и взрослых.