Главные вкладки

    «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

    Варёнова Наталья Леонидовна

    Уникальность и значимость образовательной области «Изобразительное искусство», в том, что этот предмет направлен непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. Поэтому вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности.

       Актуальность применения ИКТ на уроках изобразительного искусства имеет конкретное обоснование:  культура – уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Таким образом, в настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека.

       Можно сказать, что информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в  своей деятельности. Логичным будет воспользоваться этим набором на уроках искусства, непосредственно связанных с культурой человека вообще.

       Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность.

       Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку.

       Информационно-коммуникационные технологии достаточно эффективно использую на всех этапах урока:

    1.      для объяснения нового материала (иллюстративная презентация, моделирование процесса геометрических построений натюрморта на экране, использование обучающих программ);

    2.      для организации проверки усвоения материала и выполнения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам, тестирование);

    3.      для закрепления материала и проверки знаний учащихся, на обобщающих уроках по определенным темам (тренажеры, тесты, мультимедийные диски);

    4.      для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся (использование учебных программ, работа с Интернет-ресурсами);

    5.      для проведения внеклассной работы по предмету

    Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:

    1.      не как цель, а как еще одно средство обучения;

    2.      как источник дополнительной информации по предмету;

    3.      как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;

    4.      как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;

    5.      как возможность интегрированного обучения предмету.

     

     На каждом этапе можно использовать элементы информационно-коммуникационных технологий.

    Примеры тем уроков с мультимедиа:

    «Народный праздничный костюм» (5 класс) – элементы костюма

    «Городецкая роспись», «Искусство Гжели», «Хохлома», «Жостово»    (5 класс) – фото изделий, элементы росписи.

    «Жанры изобразительного искусства» (6 класс) – портрет, пейзаж, анималистический жанр и другие.

    «Рисунок – основа  изобразительного творчества» (6 класс) – графические работы русских и зарубежных художников.

    «Цвет в произведениях живописи» (6 класс) – живописные работы русских и зарубежных художников.

    «Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века» (6 класс) – презентация портреты художников и их работы.

    «Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в мире»     (7 класс) – виртуальная экскурсия в музеи.

     «Обычная жизнь каждого дня – большая тема в искусстве» (7 класс) – бытовой жанр.

    «Картины на темы истории» (7 класс) – исторический жанр.

     

       Уроки-презентации широко использую:

    - на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;

    - во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием;

    - при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Виды изобразительного искусства», «Музеи мира», «Художники-иллюстраторы» и др.

    Например, в 6 классе по теме « Изображение предметного мира» и в 7 классе по теме «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр», презентации «Натюрморт» и «Творчество В.М.Сурикова»  я использую для фронтальной работы с классом. Эти презентации можно использовать при  изучении разных тем (например, по программе Б.М. Неменского в 7-ом классе – «Исторический и мифологический жанры в искусстве», «Великие художники в истории искусства и их произведения»  и др.), адаптируя её для того или иного класса.

     

       Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

    Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

    - обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

    - развивает творческую активность;

    - психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;

    - возбуждает живой интерес к предмету познания;

    - расширяет общий кругозор детей;

    - возрастает уровень использования наглядности на уроке;

    - повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

       В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

     

       На уроках изобразительной деятельности дети не только рисуют, но и учатся любоваться красотой родной природы, узнавать историческое прошлое нашего народа, рассказывать о картинах великих художников, учиться видеть прекрасное в нашем мире и в этом им помогают информационно-коммуникационные технологии. И если ребенок на уроке выразил свое впечатление от темы урока, свои положительные эмоции  в рисунке, то урок прошел не даром.