Этапы рисования натюрморта. (Методические рекомендации)

Каримова Марина Валерьевна

В статье предлагаются рассмотреть этапы рисования натюрморта в начальной школе, изостудии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Этапы рисования натюрморта.

(Методические рекомендации)

 

  Процесс обучения рисованию детей  в художественной школе, изостудии проводится на основе длительного штудирования натуры.

 Длительный рисунок с натуры дает учащемуся возможность глубже усвоить закономерности построения изображения на плоскости и понять особенности строении предметов. Начальное обучение сводится к рисованию натюрмортов.

 Овладение длительным рисунком строится в определенной методической последовательности. Рисующий должен знать, с чего начать работу, какие задачи нужно решить в середине и конце работы. Опытного рисовальщика отличает умение ставить начальную и конечную задачи, уверенно и последовательно вести работу, этап,  за этапом двигаясь к поставленной цели.

 Еще в эпоху Возрождения итальянский художник Альберти писал: «Никогда не берись за карандаш или за кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит  сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины»[1].

Педагог должен познакомить учащихся с последовательностью построения изображения на плоскости, а также разъяснить характер учебных задач на каждом этапе выполнения рисунка.

Тщательно изучить натуру, понять закономерности ее строения учащийся может только при длительном и внимательном наблюдении. Например, рисуя с натуры вазу, он знакомится с пропорциями, учится проверять рисунок методом визуального измерения, анализирует форму частей вазы, усваивает законы перспективы, распределения света на форме и многое другое. Длительный рисунок дает возможность ребенку постепенно, в течение времени усваивать эти знания.

Усвоение знаний и овладение практическими навыками представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить следующие этапы:

  1. Первоначальное знакомство с новым материалом и осмысливание его.
  2. Усвоение знаний и навыков.
  3. Закрепление.

Таким образом, учащийся, усваивая то или иное положение реалистического рисунка, проходит длительный и сложный путь – от первоначального знакомства с новым материалом и методом работы до окончательного овладения им и применения его на практике.

В целях облегчения трудностей, которые неизбежны при усвоении нового учебного материала при выполнении любого учебного рисунка, педагогом  должны соблюдаться ряд методических положений. Эти положения заключаются в следующем.

        1. Каждый сложный комплекс работы над рисунком нужно расчленить на этапы. Задача педагога состоит в том, чтобы умело разделить весь комплекс работы на такие составные части и расположить их в таком порядке, чтобы соблюдалось постепенное нарастание трудностей, и каждая предыдущая ступень являлась опорой и основой для последующей ступени. Такое членение на отдельные звенья позволяет учащемуся легко воспринимать  учебный материал и ясно понимать положения реалистического рисунка.

2. Расчленение работы над рисунком на этапы необходимо сделать таким, чтобы ясно прослеживалась тесная взаимосвязь между этапами, чтобы учащийся чувствовал, что в итоге это единый процесс.

3. Всякий комплекс работы над рисунком  должен содержать в себе анализ и синтез.

 Великий чешский педагог Я. А. Коменский писал: «Совершенное преподавание искусства предполагает сочетание синтеза и анализа»[2].

В начале  работы, когда рисовальщик быстро намечает на листе бумаги общий вид натуры, он идет путем синтеза. Далее, когда в обобщенной форме намечаются детали и проводится разбор формы, художник вступает на путь анализа. В самом конце работы,  когда рисовальщик вновь возвращается к целому, подчиняя детали общей форме, он снова синтезирует. При обучении рисованию педагогу приходится постоянно следить за тем, чтобы эти две стадии работы сопутствовали одна другой.

4. Весь комплекс работы над длительным рисунком  обязан подчиняться строгой закономерности – от общего к частному и от частного снова к общему. Такой порядок построения изображения и анализа натуры от целого к части и от части к целому все педагоги считают лучшим. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая часть в отдельности.

Поэтому в учебном рисунке анализ и изображение натуры следует начинать с основной общей характеристики натуры, постепенно и последовательно переходя к деталям и возвращаясь к общей большой форме.

Все эти общие педагогические требования предъявляются к каждому учебному рисунку.

Процесс создания длительного рисунка, как уже отмечалось, очень сложен, и учащийся, не имеющий достаточного навыка, оказывается в большом затруднении. Начиная рисовать с натуры, он обычно не знает, как приступить к рисунку, с чего начать,  как преодолеть чистый лист бумаги, как на двухмерной плоскости изобразить трехмерный объемный предмет.

Не умея рационально использовать свои возможности, не зная, на что следует, прежде всего, обратить внимание, учащийся начинает добросовестно срисовывать, все что видит. Он точно копирует все подробности внешней формы предмета, увлекается деталями, думая, что они дадут сходство с натурой. При этом он не видит основной формы предмета, в результате его постигает неудача.

Современная методика обучения рисованию предусматривает  три основных этапа работы над рисунком натюрморта:

1. Композиционное размещение изображения на плоскости листа и определение общего характера формы предметов.

2. Пластическая моделировка формы предметов светотенью и детальная прорисовка натуры.

3. Подведение итогов проделанной работы.

Рассмотрим более подробно эти этапы работы над рисунком.

Первый этап.

 Работа начинается с композиционного изображения на листе бумаги. Педагог разъясняет, что предварительно учащиеся должны осмотреть натюрморт со всех сторон и определить, с какой точки зрения эффективнее разместить предметы на плоскости.

Еще в 15 веке художник Альберти высказывал мысль: «Пусть никто не думает, что хорошим живописцем  может быть тот, кто не понимает всего того, что он пытается сделать. Напрасно натягивать лук, если ты не знаешь, куда направить свою стрелу»[3].

Прежде, чем приступить к рисунку, учащиеся  должны ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение. В этом, несомненно, им поможет педагог. Такое предварительное наблюдение натуры  служит ступенью к детальному анализу объекта.

Опытный педагог достаточно много времени уделяет объяснению задач начального этапа работы. Так как от начала работы зависит успешность всего рисунка.

 Лучше до начала рисования показать детям наглядные изображения всех этапов процесса работы над натюрмортом и объяснить задачи каждого из них. Тогда у них сформируется целостное представление о системе ведения работы. Можно повесить плакаты на стену, чтобы ребенок мог постоянно сравнивать свою работу с наглядностью.

Так же педагогу необходимо провести беседу, вовлекая учащихся. Вместе с ними проанализировать свойства всех предметов натюрморта, чтобы у учащихся создался ясный образ каждого предмета. Его собирательная форма (из каких геометрических тел он состоит), пропорции, его фактура (из какого материала изготовлен), тональность, освещение, характерные особенности.

Изображение на листе бумаги намечается легкими штрихами. Нужно избегать преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы.

 Главная задача педагога на этом этапе создания рисунка - научить ученика видеть предмет в его основной объемной форме, то есть цельно, обобщенно. Если это целая группа предметов в натюрморте, то ученика нужно научить «вписать» их в единую фигуру – обобщить.

Первая стадия заключает в себе основное композиционное решение рисунка.

На втором и последующих годах обучения целесообразно учащимся предварительно сделать небольшой схематический набросок с натуры, а затем уже приступать к компоновке на листе.

 Часто учащиеся спешат начать работу и сразу берутся за построение формы на листе. Это неверно. Надо избегать поспешности, непоследовательности в создании рисунка. Начинать работу можно только после того, разработана композиция будущего рисунка.

На первых порах большую трудность для детей представляет определение границ изображаемого натюрморта. Для этого педагог может предложить воспользоваться видоискателем.

 Видоискатель – это кусок картона или бумаги, в котором вырезано небольшое прямоугольное отверстие. Ученик, глядя через видоискатель, видит как бы рамку  своей будущей картины. Размеры рамки устанавливаются в зависимости от размеров основного листа бумаги.

Выбрав с помощью видоискателя наиболее удачный вариант, ученик начинает работать на листе бумаги.

Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. На второй стадии работы ученик должен научиться видеть основную форму предмета.

Здесь устанавливаются основные пропорции и намечается общий вид натуры, определяется  пластическая характеристика главных масс.

 Всякий предмет наряду с главными  своими частями имеет большое количество второстепенных деталей. Задача педагога научить детей отделять главное от второстепенного. А это трудная задача для начинающих рисовальщиков. Чтобы детали не отвлекали внимание ученика, педагог может предложить прием художников - прищурить глаза так, чтобы форма смотрелась как силуэт,  как общее пятно, а детали исчезали.

 Вначале обучения предметы для натюрморта нужно выбирать простой и ясной формы без сложных деталей. На втором и последующих годах обучения предметы для натюрморта подбираются более сложной формы со многими деталями.

После выполнения первого этапа рисования натюрморта, педагог может провести предварительный просмотр.

На расстоянии лучше видны ошибки. Сидя за мольбертами, дети не всегда правильно оценивают свой рисунок.

 Педагогу при обсуждении работ необходимо привлекать учащихся. Дети учатся высказывать свое мнение, критически оценивать свою работу. После этого педагог обобщает высказывания и дает советы по исправлению ошибок.

Второй этап.

Это основной и самый длительный этап работы. Работа идет над пластической  моделировкой  тоном и детальной проработкой рисунка.

Здесь педагог указывает учащимся, как надо правильно применять научные знания из области перспективы, теории теней проверяет понимания конструктивного строения формы, планомерность работы над рисунком.

Проработка деталей также требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими частями натюрморта.

Малоопытный рисовальщик, даже в несложном задании,  часто сосредотачивает свое внимание либо на одном из предметов натюрморта, либо на какой-нибудь детали, изображая только эту деталь или предмет, а остальные механически пририсовывает. Это неверно. Рисуя деталь, нужно видеть целое.

Известный художник-педагог П.П. Чистяков, давая наставления своим ученикам, говорил: «Итак, в процессе своей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать. Стремление передавать форму, ее объем сделает твою линию, штрих живым и выразительным. Рисунок должен быть тонально выдержан, а потому следует брать верные отношения от самого темного до самого светлого, связав их с фоном»[4].

На этом этапе педагог может продемонстрировать работы учеников последующих годов обучения. Хорошо, если в свободном доступе учащимся предлагаются книги и иллюстрации с работами  художников. Дети могут познакомиться с манерой штриховки художников.

Стадии проработки деталей, активного анализа форм, выявление материальности натуры и взаимоотношение предметов в пространстве – самый трудоемкий этап работы. Этот этап менее эмоциональный, чем начало и конец работы, но ответственный потому, что здесь нужно вложить максимум  упорного труда, мобилизовать все свои знания и способности.

Ученик на этом этапе должен не только наскоро зафиксировать видимое, сколько, используя законы перспективы (линейной и воздушной), строить изображение на основе точного анализа отношений между всеми элементами формы.

Для ученика это самый утомительный процесс. Дети устают от однообразной работы.  Поэтому педагог может делать отступления.

 Проводить беседы о стилях в рисунке, демонстрировать  способы штриховки, проводить индивидуальное обучение, поощрять, когда более сильные ученики помогают советом более слабым ученикам.

На данном этапе работы происходит детальная характеристика натуры: выявляется фактура предметов, их материальность. Рисунок прорабатывается в тональных отношениях.

Когда все детали прорисованы и рисунок проработан тоном, начинается процесс обобщения.

Третий этап.

Подведение итогов. Это последняя и самая ответственная стадия работы над рисунком.

На этом этапе учащийся подводит итоги проделанной работы: проверяет общее состояние рисунка, подчиняет детали целому, уточняет рисунок в тоне (подчиняет света и тени, блики,  рефлексы и полутона общему тону).

Под этим следует понимать стремление довести до совершения те задачи, которые были поставлены в самом начале работы.

Ясность и цельность, свежесть первого восприятия должны выступать в новом качестве, как результат длительного и напряженного труда.

На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному  восприятию.

Таким образом, в начале работы,  когда ученик быстро намечает на листе бумаги общий вид натуры, он идет путем синтеза – обобщения. Далее, когда в обобщенной форме намечаются мелкие детали и проводится внимательный разбор формы, рисовальщик вступает на путь анализа. В самом конце работы, когда начинающий художник начинает  подчинять детали целому, он вновь возвращается на путь синтеза.

На этой стадии рисовании натюрморта возникают характерные трудности. Дети не умеют заканчивать работу. Не всегда понимают, что значит обобщить  работу. Им кажется, если нарисованы предметы и прорисованы детали, работа закончена.

Здесь необходимо педагогу терпеливо объяснять,  как изображение на картине воспринимается глазом зрителя. Продемонстрировать образцы работ. Рассказать, что главное в рисунке должно быть более детально прорисовано, а второстепенное обобщено. Обобщить – в рисунке это значит завуалировать тоном, не выделять контрастной прорисовкой.

Так же педагогу нужно напомнить учащимся о законе воздушной перспективы и его применения в работе. На дальнем плане изображение должно быть сглажено, на переднем плане - контрастно.

Помогает учащимся развить чувство изобразительного  восприятия наблюдения за природой, животными, людьми.

Научиться выявить главное в процессе работы так же поможет рисование быстрых набросков. Цель наброска быстро и лаконично изобразить объект. Выразительность зарисовки зависит от умения выявить главное. Все это учит детей более цельно воспринимать натуру.

Можно рекомендовать педагогу наряду с длительной работой над натюрмортом проводить короткие зарисовки предметов быта, интерьера, фигуры человека. Это немного разнообразит монотонную работу и научит учащихся целостному восприятию объекта.

При дальнейшем обучении рисованию натюрморта педагогу приходится следить за тем, чтобы учащиеся проводили две основные стадии работы: обобщение и детализацию. Детализации подлежат главные места изображения, на которых сосредотачивается внимание зрителя. Обобщению  подлежат второстепенные детали, служащие  только для усиления главных деталей.

Работа по обобщению формы для начинающего рисовальщика  представляет довольно большие трудности. Так как детали слишком сильно приковывают его внимание. Отдельные детали предмета часто заслоняют собой целостный образ натуры, не дают понять ее строение, а, следовательно, мешают правильно изобразить натуру.

При завершении работы над натюрмортом необходимо провести просмотр. На нем обсуждаются: результаты выполнения работы, правильность выполнения каждого этапа. Обсуждение проводится совместно с детьми. При окончании  педагог подводит итоги обсуждения, сообщает свою оценку и дает конструктивные советы каждому ученику.

При такой общей методической целенаправленности ведения  процесса учебного рисунка у педагога могут быть небольшие изменения – в количестве этапов и акцентировании внимания учащихся на отдельных положениях реалистического рисунка. Это может быть обусловлено как составом группы, так и другими причинами.

                                       



[1] Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве, т. 2.М.,  1979,  с. 61.

[2] Коменский Я. А. Великая дидактика, т. 1.М., 1977, с. 220.

[3] Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве, т. 2.М., 1979, с. 38.

[4] Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1983. с.366.