Формула педагогического успеха

Польченко Анастасия Александровна

УЧИТЕЛЬ – короткое слово,
А смысл, как тугая коса, – 
Плетение с виду простое,
Но так многогранна краса.
Ты – друг, ты – пример, ты – наставник,
Геолог ты и ювелир – 
Ты точной и мудрой огранкой
Алмаз в бриллиант превратил.
Будь бережен с каждым алмазом,
Который доверила жизнь,
Он дастся огранке не сразу – 
Терпения ты наберись.
Учитель – и словом, и делом
Таланта искру разожги,
И каждому добрым примером
Путь в жизни найти помоги.

Главный принцип в своей работе для себя определила и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Ведь чтобы что-то требовать от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда. Личностные особенности педагога всегда находят отражение в детях. Например, благодаря общению с воспитанниками, я сама стала уверенней в себе и намного терпеливее, чем раньше. Именно дети наградили меня такими важным качествами, без которых приходится сложно в современном мире. Девиз: «Уча других, я учусь сама» – является также важным принципом в моей работе. Мне интересно и в то же время я чувствую ответственность, ведь то, какими вырастут дети, зависит во многом от меня, как педагога.

Наблюдая в своей работе за сегодняшними детьми я пришла к выводу: педагог должен идти в ногу со временем и постоянно самосовершенствоваться. Развиваться самой и быть современным педагогом лично мне помогают посещение курсов и различные поездки с детьми. Так, я недавно окончила курсы по повышению квалификации «Развитие социальной креативности ребенка в условиях дополнительного образования», где мной был разработан инновационный проект, который, я верю, будет реализован. Поездка с детьми в оздоровительно-образовательный лагерь «Байтик» в Казани помогла узнать детей поближе и получить невероятный заряд энергии. Всевозможные творческие конкурсы, в которых мы принимаем всегда активное участие, воспитали дух соперничества, дали уверенности в своих силах и теперь уже помогают развивать творческие идеи и воплощать их в жизнь. Следуя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что жизнь учителя — это постоянное самосовершенствование. Прежде чем требовать что-то от других, необходимо начать с себя.

На мой взгляд, в педагоге должны присутствовать терпение и понимание. Педагогу важно быть одновременно добрым и строгим. Самое главное - вырастить из учеников хороших людей. Педагог должен не только обладать познаниями в своем предмете, но уметь выходить из спорных ситуаций, подбирать правильные слова в каждой конкретной ситуации, учить находить  правильный путь решения проблемы, обладать широким словарным запасом, уметь находить общий язык, как с коллективом, так и с каждым отдельным учеником.

Каждый раз, как только я вхожу на занятия, встречаюсь с детьми в зале или просто на улице, дети ловят мой взгляд, торопятся сообщить о чем-то, для них даже важно, просто коснуться меня, поделиться своим переживанием или радостью. Я считаю, что радость должна пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, ведь ожидание радости даже для взрослого человека – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет творческой личности. Ведь одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить так, что потом не помогут никакие воспитательные приемы, ухищрения. Радость сама по себе не возникает. Ее горючее – успех. Успех окрыляет, пробуждает уверенность в своих силах, помогает стать более коммуникабельным, развивает способность к взаимодействию. 
Ни в одном учебнике нет готового рецепта педагогического успеха. Каждому приходится составлять его самостоятельно. Моя формула направлена на создание у ребенка настроя на преодоление трудностей. Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, радостным, счастливым, более открытым людям… Я каждый день кропотливо создаю своим воспитанникам ситуацию успеха, даю им возможность пережить радость творчества, стараюсь сделать их счастливыми. 

 «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» - девиз, который вложили в меня мои учителя. Я каждое занятие учу не только своих детей, но и учусь вместе с ними. Учиться необходимо педагогам не меньше, чем ученику, чтобы постоянно развиваться и идти вперед, прокладывая тропинку к знанию и к самореализации своих учеников.