Праздники нашего дома.

У нас немало есть людей,

                                                                         Прошедших жизни институт,

                                                                         Кто в дело вкладывает сердце,

                                                                         Кто душу вкладывает в труд.

        В январе 2019 года наш Центр будет отмечать своё двадцатилетие.

Кажется,  совсем недавно мы готовили сценарий открытия нашего Центра. Помню, поступали дети постепенно. За неделю в нашем доме уже  было 14 детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Ребята, как запуганные зверьки, озираясь, ходили по комнатам, осторожно трогая и рассматривая предметы, игрушки, мебель. Видно было, что они как-то неловко чувствовали себя среди созданного уюта и красоты. Часто спрашивали: «Это можно?», «Сюда можно?», «А что это?». Постепенно дети привыкали к обстановке, ближе знакомились со взрослыми и друг с другом. Они  преображались на глазах. Наш дом заговорил, засмеялся, зашумел. А потом он запел! Да с таким азартом и желанием! Дети с интересом  слушали музыку, слушали мои рассказы о музыке, композиторах и песнях. Предлагали спеть знакомые им песни, но часто могли вспомнить лишь  пару слов или какие-то фразы из песен. Как они радовались, когда нам удавалось восстановить, а потом выучить и спеть ту или иную песню. Тексты песен запоминались труднее, чем мелодия., но ребята старались. На танец они  выходили боязливо, движения их были неуклюжими и неловкими. Стихи читали очень тихо и робко. Но за две недели мы вместе с работниками центра смогли подготовить интересную праздничную программу.

 Радостно и тепло встречали гостей в этот день не только сотрудники центра, но и сами ребята. Вместе со  взрослыми они устроили для приглашенных гостей настоящий праздник под названием "Дом, в котором мы живём". В зале царила теплая дружеская атмосфера. Дети пели трогательные песни, задорно плясали, проникновенно  читали стихи о дружбе, мире в семье, о любви и добре, весело играли.

      Своим мероприятием мы старались  привлечь  внимание   семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сказать, что в нашем районе есть Центр, где его сотрудники готовы в трудную минуту прийти им на помощь. Проведенное мероприятие  получило большой отклик среди всех его участников. В этот день все получили множество положительных эмоций, почувствовали себя членами одной семьи и осознали, что могут помогать друг другу.

  А наших ребят было не узнать. Они наперебой рассказывали воспитателям и родителям, как они волновались и как хорошо у них всё получилось. Чувство радости, гордости, удовлетворения переполняло их детские сердца.  Я смотрела на ребят, и мне казалось, что этот праздник – первый настоящий праздник в их жизни.  Вот именно такой: с песнями, играми, танцами и подарками. И вот уже почти 20 лет мы поём, пляшем, играем, сочиняем, фантазируем, творим, изобретаем.  А главное, меняемся в лучшую сторону. И причиной тому, я считаю, проводимые нами праздники, досуги, развлечения.

       Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, я ориентирую воспитателей и  родителей в первую очередь  на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала  – зрелищность, яркость и веселость.  

   Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование  разный методов и средств  в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

      Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни Центра.  В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая доносится до каждого ребенка. Эта идея  проходит через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни наших  детей. Сочетание различных видов искусства оказывает большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

      Праздник в нашем Центре – очень важная часть жизни ребят.

 Это событие, которое позволяет им  отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает, побуждает к творчеству. Праздники  — важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребёнка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения ребят несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений и способствует:

- повышению качества взаимодействия семьи и Центра;

- укреплению неформальных связей внутри коллектива;

- раскрытию интеллектуальных способностей отдельных детей и целого коллектива;

- повышению общего кругозора ребят и их познавательной активности;

- стимулированию творческих возможностей, созданию атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитию личностной самостоятельности.

     Важно отметить, что коллективу взрослых и детей всегда  удаётся сделать праздник очень ярким, красивым, в полной мере раскрывающим таланты и творческие возможности, как взрослых, так и детей. Все, кто принимает участие в праздничном мероприятии, понимают, чувствуют, что здесь с детьми работает дружная команда единомышленников, для которых Центр стал вторым родным домом.

       В нашем Центре существует хорошая традиция закрепления   праздничных   впечатлений. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника,  лежат детали  костюмов,   атрибуты  для   игр.   Мы  предлагаем детям вспомнить,   что   им   понравилось   на   празднике,   обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации.  Некоторые  выступления    повторяются два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание  праздника,  сохранить о нем  хорошие воспоминания. 

           Нашей практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Я остановлюсь на основных праздниках и развлечениях, которые традиционно проводятся в нашем Центре. При любой форме построения праздника или развлечения в своей работе стремлюсь, чтобы дети держались свободно, естественно, чтобы им было радостно, весело. Иногда провожу развлечение в форме сюжетной игры, где дети включаются в действие со многими атрибутами, пляшут с ними, играют. Игра занимает огромное место в познавательной жизни ребёнка. Поэтому в праздниках и развлечениях стараюсь использовать игровые приёмы, А игровая ситуация, естественно, вызывает у детей эмоциональный отклик.

    В проводимых мной праздниках и развлечениях дети путешествуют на музыкальном поезде, на волшебном автобусе, на сказочном ковре-самолёте, на корабле. Переносятся  в сказки по взмаху "волшебного" пера Жар-птицы, или "волшебной" палочки доброй Феи. А когда это происходит, то дети с огромным удовольствием и желанием поют, читают стихи, играют в музыкальные игры, танцуют, т. е. они становятся участниками этих волшебных превращений. А какое эмоциональное впечатление получают дети от игр, музыкальных соревнований, сюрпризных моментов, которые не требуют особой подготовки, большой организации, но вносят очень много веселья, смеха, радости! В нашем Центре развитию эмоциональных чувств уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, душевного комфорта, создавая условия для уважения личности каждого ребёнка. Я думаю, что в развитии эмоциональных чувств у детей огромную роль играет музыка.   И именно праздники и развлечения являются проводником  в развитии  этих  эмоциональных чувств.

          При построении праздничного сценария или сценария к вечеру развлечений, стараюсь использовать что-то новое, нетрадиционное, наиболее приемлемое и интересное для детей, то, что может вызвать положительные эмоции. Так, например, Масленицу стараюсь провести в форме ярмарки или посиделок, в форме народного гулянья, т. к. считаю, что народное творчество-это источник мудрости и красоты, жизненного опыта народа. А это очень понятно и интересно детям. Я думаю, что приобщение детей  к народному творчеству развивает  чувство любви к родному искусству, к краю, дети знакомятся с наследием своего народа, что вызывает эмоциональный интерес.

        Зимние праздники и развлечения отличаются легкостью, весельем и непринуждённостью. Они отличаются от других особой радостью и волшебством. Не менее интересно в нашем Центре проходят зимние развлечения с приходом различных персонажей из сказок: старухи Шапокляк, Крокодила Гены, старика Хоттабыча и т. д.

       Весенние праздники и развлечения стараюсь проводить в форме путешествий в весенний лес, в форме прогулки на весеннюю полянку, или к весеннему ручейку, и к весеннему ласковому ветерку. На этих праздниках часто использую элементы народного фольклора: заклички, и попевки, загадки, шутки, народные поговорки. Здесь же дети поют песни, читают стихи о весне и её приметах, учатся бережно относиться к природе, учатся слушать тишину. С огромным желанием дети играют в игры "Кто быстрее посеет зёрнышки", "Сплетём весенние цветочки" и другие.

Можно выделить следующие  праздники, которые проводятся в нашем Центре:

- православные, главными из которых являются Рождество и Пасха;

- календарно-обрядовые праздники - Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник осени;

-календарные: Новый год, 8 Марта, День Победы, 23 февраля и др.

- профессионально-трудовые праздники - день воспитателя;

 - спортивные праздники;

 - мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;

       Праздник осени проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Он воспитывает в детях умение видеть прекрасное в природе и окружающей среде. Аналогичный праздник День знаний формирует у детей положительную мотивацию к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к учителям и воспитателям; развитие эмоциональности.

          Новый год – не просто очередной календарный праздник, это ещё и возможность хотя бы на минуту поверить в чудо! Порой одного такого мгновения достаточно, чтобы год оказался удачным, ведь искренняя вера в волшебство способна творить чудеса.

Для воспитанников Центра состоялось яркое представление с участием сказочных персонажей. Дети с нетерпением ждали прихода Деда Мороза. Как же удивились они, когда в зал буквально ввалился Снеговик с одним колесом и рулём от машины, на которой они с Дедом Морозом ехали на праздник. Ребята, чтобы помочь Деду Морозу найти дорогу в Центр, освещали путь –дорогу волшебными фонариками, посылали волшебные Снежинки показать короткую тропинку, отгадывали многочисленные загадки, участвовали  в играх на внимание и весело танцевали с остальными героями сказочного представления, демонстрируя свои красочные карнавальные костюмы. Ко всеобщей радости появился Дед Мороз, которому ребята рассказывали стихотворения, а Снеговик преподнёс утерянный Дедом Морозом в лесу волшебный сундук. Дедушка поблагодарил всех и вручил сладкие подарки.

В этот день по традиции в гости к детям приехали многочисленные гости, спонсоры, которые привезли детям сладкие гостинцы, а также книги и игрушки. А воспитанники, в свою очередь, вручили всем гостям поздравительные сувениры. Праздник получился ярким, радостным и весёлым. 

 Международный женский день 8 Марта, который проводится  у нас  с участием мам, бабушек, обычно проходит с добрым настроением, эмоциональным подъёмом, торжественностью, теплотой и нежностью. Здесь дети с огромным желанием показывают своим близким людям то, чему они научились в Центре. Как радуется ребёнок, когда вместе с мамой он участвует в играх, танцах, конкурсах! А с какой нежностью и теплотой горят глаза ребёнка, когда он поёт или танцует для своей любимой мамочки!

Все ребята готовят женщинам подарки. Мальчикам объясняется, что это праздник  и девочек, которых тоже надо поздравлять и быть особенно вежливыми и внимательными к ним в этот день. Так праздник 8 Марта воспитывает в детях чувство уважения и благодарности к маме и ко всем женщинам.

     «Богатырская наша сила» - так назывался праздник, посвящённый дню защитника Отечества. Любовь к Отечеству, гордость за Россию, смелость и мужество воспитывались на этом мероприятии через музыкальное произведение  «Богатырские ворота» М. Мусоргского из «Картинок с выставки», песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», картину В. Васнецова «Три богатыря», стихи, песни, игры и соревнования.

      Праздник «День Победы – это свято» прошёл трогательно и торжественно. Это один из самых любимых наших праздников.   Детям, живущим сегодня, события ВОВ осознать чрезвычайно сложно. Поэтому предварительно с детьми проводятся беседы о подвигах советских людей,  оформляется выставка детских работ «Ради жизни на земле!», вместе с детьми  украшается зал, делаются георгиевские ленточки - символ Дня Победы. Праздник «День Победы – это свято!» стал итогом этих мероприятий. Дети осмысленно читали стихи о войне и победе, пели песни об Армии,   вечном огне прадедушке, о дружбе и воинской чести.  Самыми трогательными моментами праздника были выступления ветеранов, детей войны. Воспитанники нашего Центра сделали правильный вывод: «У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия: невосполнимая потеря прекрасного мира детства».

  В центре проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечение, где дети выступают в роли слушателей или зрителей. Такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни). С другой  стороны, это развлечение, где дети - сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Основная цель таких развлечений - активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость. В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание таких развлечений разрабатывается так, чтобы логично объединялись действия детей и взрослых.

          Формы организации досуга  многообразны и вариативны, поскольку они зависят не только от целей, задач, но и жанра самого репертуара, его особенностей.  Это:  концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, аттракционы, конкурсы.

     Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – познание юными гражданами окружающего мира, развитие их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умение постигать человеческую науку общения. Детские праздники – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга.

       Мы, работники центра, единодушны в том, что принятое 20 лет назад решение об открытии в районе социального центра было правильным и своевременным. И сегодня Центр  играет большую роль в оказании помощи семьям с детьми. Наш реабилитационный Центр – это Центр надежд и упорной борьбы. Ведь здесь работают люди, у которых милосердие на первом месте и которым не чужды людские проблемы. Именно такие люди являются достоянием СМБУСОССЗН «Краснояружский социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних».  Благодаря их труду, свершаются добрые дела и простые человеческие подвиги, которые укрепляют и прославляют учреждение.

          За прошедшие годы, со дня основания Центра, очень много достойных имён было вписано в его историю. Коллективу Центра всегда было и есть чем гордиться, и в первую очередь своими людьми с обычными биографиями, не звонкими, но трудовыми и честными.

Хочется пожелать всем работникам центра успехов в  нелегкой работе, пусть их сердца и впредь остаются добрыми и открытыми для детей. Доброта, присутствующая в их душах –  это огромный подвиг, который эти люди каждый день совершают в нашей жизни.

В реабилитационном центре надеются на то, что их  маленькие жители найдут  свое место в жизни и будут счастливы. День рождения Центра  - трогательный, радостный и грустный праздник. К нему дети готовятся с огромным желанием, тревогой и волнением. На этом празднике каждый ребёнок должен проявить себя, показать, чему же он научился в  Центре. Здесь дети торжественно читают стихи, танцуют, играют, поют песни, участвуют в конкурсах, инсценировках, т. е. проявляют свои умения, полученные за  время пребывания в детском  Центре. Сюда на праздник собираются различные персонажи, которых дети учат петь, считать, танцевать, играть. У всех детей и взрослых обычно в этот день и радостное и грустное настроение. У многих блестят слёзы на глазах, у некоторых на лицах печальные улыбки. Но как хорошо от того, что на этом празднике мы все вместе. Я считаю, что это и есть воспитание эмоций, это и есть та душевная близость, которая так необходима и нам, и детям. Именно в этот момент, когда видишь единение взрослых и детей, вспоминаешь слова В. Астафьева: "Детство и юность всякого человека-это слышимый лишь ему камертон, по которому он всю жизнь потом

настраивает свою душу! " А праздники и развлечения, по-моему, самый лучший эмоциональный камертон.

Юбилей  Центра – самый долгожданный праздник для всех, кто его посещает. К нему мы  готовимся заранее и  тщательно. Помощь тем, кто в ней нуждается, была, есть и останется главным принципом для всего коллектива Центра. А потому, по мнению самих воспитателей, лучшим подарком к круглой дате станут успехи воспитанников.

Провести и организовать 20-тилетний юбилей –  задача сложная и ответственная. Но наш дружный, творческий и трудолюбивый коллектив с этой задачей справится успешно. Добро пожаловать к нам на ЮБИЛЕЙ!