Статья. Роль родителей в системе образования и развития личности ребенка в 2019 году.

Шургин Михаил Андреевич

 

Каждый год многим запоминается не только своими достижениями, новыми вершинами, достигнутыми учениками, но и всевозможными нововведениями, как со стороны государства, так и собственными разработками. Неизменным остается только одно - факт доминирующей роли родителей в образовании и развитии личности ребенка. И 2018 год показал нам развивающийся кризис в делах семейных.

С каждым новым годом, каждой четвертью и неделей дети и подростки отходят все дальше от семейной культуры и ценностей, опираясь и воспитываясь среди своих сверстников больше, чем когда-либо до этого, благодаря развитию информационных технологий, обеспечивающих комфортное общение не с десятком, но даже с сотней людей. Развитие медийных площадок, такой индустрии, как видеоблоггинг, популяризация развлекательных материалов, отнюдь, не всегда высокого качества и находящихся в свободном доступе, снимает с молодого поколения какие-либо рамки, выстраиваемые социумом. В мире интернета, где все дозволено, где информация о проступках меньшинства и мыслей, формируемых мировоззрение большинства, разлетается и усваивается малолетними пользователями со скоростью, недостижимой для их родителей и образовательных учреждений. Каждый ученик\ребенок\подросток и взрослый имеют смартфон с неограниченным доступом в интернет из любого конца большого города, что, отнюдь, не является корнем развивающейся проблемы, мировой опухоли безрассудства.

Все меньше времени ученики проводят в живом общении, в общении с родителями, учителями. Все меньше сил они тратят на поиск и усваивание, осмысление информации - зачем, если все разжевано на информационных ресурсах? Как итог - на выходе мы имеем молодого человека, выученного на вседозволенности интернета, редко соблюдающего этикет и лишенного индивидуальности до стадии маразма, не умеющего и не желающего учиться. А после они же поступают в высшие учебные заведение, где их неумение учиться может привести к катастрофическим последствиям в будущем - некомпетентные врачи, инженеры, учителя - все это вот-вот станет правдой.

И казалось бы: а причем тут родители, если последние два абзаца были о интернете? Запретить его и все - так может подумать каждый, кто не следит вглубь проблемы.

Корень лежит гораздо глубже, но так близко, что мало кто просто обратит на него внимание.

20го апреля 1999 года в старшей школе "колумбайн", Колорадо, Эрик Харрис и Дилан Клиболд совершили массовое убийство в школе, в которой проходили обучение.

Это будет отправной точкой размышления.

 В 1999 году интернет еще не достиг своих монструозных масштабов нашего времени в жизни простых обывателей. Так что его влияние можно практически полностью исключить, но нельзя исключить медиа и, что самое главное, отношения родителей и своих детей в этот и в любой другой период времени.

Сью Клеболд - мать Дилана Клиболда в ноябре 2016 года на конференции TEDMED рассказала о своих взаимоотношениях со своим сыном, в которых призналась, что их общение было холодным и малоинформативным друг для друга. На этой же конференции она призвала как можно больше времени уделять своим детям, чтобы страшная трагедия никогда не повторилась.

17 октября 2018 года Владислав Росляков единолично совершил в Керченском политехническом колледже теракт, масштаба аналогичного школе "колумбайн", по мнению некоторых - вдохновляясь именно им. По данным из открытых источников, известно, что родители Владислава находились в разводе, а мать, с которой проживал Владислав, работала в онкологическом клиническом диспансере. Не сложно представить, что общение сына и матери редко сводилось к долгим беседам с разговорами о тревогах и страхах друг друга, как до начала обучения Владислава в колледже, так и во время.

Оба нападения выли совершены выходцами из семей, в которых родитель или родители не уделяли достаточного внимания своим отпрысками ввиду тех, или иных причин.  Родители не имели возможности узнать об интересах своих детей, их планах на жизнь, не следили за их эмоциональным и психическим состояниям. На конференции TEDMED Сью Клеболд рассказала, как разбирая вещи в комнате сына, уже после произошедшего, обнаружила его дневник, в котором он писал о своих переживаниях и непрекращающейся депрессии. Тогда Сью призналась, что она подозревала о ней (депрессии), но отказывалась ее замечать.

И к чему последние четыре абзаца?

Последние четыре абзаца ведут к тому, что во все времена родители недостаточно много времени проводят со своими детьми. Недостаточно интересуются ими, их деятельностью, увлечениями, личностью, на формирование которой они должны прикладывать все свои силы. В 2019 году игнорировать своих детей стало еще проще, позволив им уткнуться в свой телефон, планшет или монитор, сделав то же и самим, скрывшись от личного общения друг с другом и оставив только косвенное - через оценки в дневнике и короткие переписки в интернете.

Родителей перестали по-настоящему волновать их дети. Наверное, это потому, что нынешнее поколение родителей - сами еще не выросли настолько, чтобы их волновала чья-то еще жизнь в достаточной мере, чтобы позволить себе разделить ее более, чем напополам со своими детьми.