Воспитание детей на примере подвига святых героев Отечества.

Богданова Лариса Ивановна

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”,  формирования у ребёнка нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Особенно благодатный материал представляют уроки по изучению некоторых произведений Дренерусской литературы.

Д. С. Лихачёв писал:" Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.
Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости."

На уроках по изучению произведений древнерусской литературы есть возможность вспомнить  с учащимися о том,что наша литература появилась в связи с принятием христианства.  В отличие от язычества эта религия была “ книжная”, её ключевым источником была Библия. Рукописное повествование строилось по строгим канонам, тесно связана с религией и деловой письменность.

 Древнерусская литература включала произведения различных жанров: Псалом, молитва, поучение, проповедь, “слово”. Но роль наиболее распространенного и популярного жанра, несомненно, принадлежит житии. Выясняем на уроке

– Что такое житие или агиография?  (“Агиос” – с греческого “святой”, “графос” – “пишу” - жизнеописание святых людей. Житие – это духовный жанр, как и вся древнерусская литература, поэтому его цель – прославление святого).

Останавливаемся с учащимися на вопросе

– Каковы канонические черты жития? (“Канон” – с греческого “норма, образец”. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием церковнославянизмов. Композиция жития строится по строгой схеме. Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время в житие условно).

При помощи этимологического и толкового словарей определяем семантику слова “святой”.

  1. Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.
  2. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
  3. (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).

Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.

 Святым становится человек,  в меру своей приближенности к Богу.

“Механизм врастания” в святость образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”.

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни записывали и составляли жития поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев. Русские святые -это монахи , воины, благочестивые супруги. На века они стали примером силы духа, образцами для подражания. Один из таких святых героев - святой праведный Александр Невский.

 Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.

На уроке выясняем с учащимися, как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси? Житийный рассказ об Александре Невском должен показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам.

Вспоминаем с учащимися, при каких обстоятельствах Александр Невский произносит афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда? (Бог – главная сила. Правда есть Бог, она восторжествует над силой. Следовательно: правда сильнее силы).

– Как создается идеал мудрого правителя и храброго полководца? ( С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, с другой, – мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца).

– Чем Александр Невский заслужил звание “Святой”?

  С учащимися отвечаем, что жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он радел за православную веру, но не “торговал” ею   Александр усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой. На уроке есть возможность поговорить с учащимися об особенностях иконописи

 

– Какой образ предстает, когда мы говорим о святых? (Икона)

На уроке есть возможность поговорить с учащимися об особенностях иконописи

– Что такое икона? (Икона – с греческого “эйкон”, – “образ, предмет поклонения” – живописное изображение Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли “читать” икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам. В иконописании исчезло слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного)

– Каким изобразил иконописец   Александра Невского? Дайте характеристику его лика. Допишите значения (Работа на доске и в тетрадях).

Икона Александра Невского

Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником (знатный, княжеского рода).
Под мантией – кольчуга (воин, полководец).
Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской) .
Над головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутствия, святости).
Лик – спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.

Отмечаем с учащимися, в чём особенности жанра жития

 

  Сила жития в том, что оно учит мыслить, видеть прекрасное в самой жизни. Автор жития – гуманист, ибо главное в его творчестве – человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами

Вместе с учащимися вспоминаем образы святых воинов, с которыми встречаемся на уроках литературы. Илья Муромец, Дмитрий Донской. Учащиеся представляют свои работы-проекты. Делаем вывод. Защита родной земли на Руси воспринималась как святой долг перед Богом и людьми. Закономерный итог их жизни - монашество
С неменьшим интересом проходят уроки , посвящённые святым Петру и Февронии Муромским ("Повесть о Петре и Февронии Муромских"). При изучении"Повести о Петре и Февронии Муромских"отмечаем , что Пётр и Феврония Муромские  - праведники, благочестивые супруги,  служившие Богу и людям, ставшие христианским символом любви и верности. Они дали пример идеальной семейной жизни, когда муж и жена превыше всего ставят христианский долг друг перед другом. Эти Святые стали покровителями Таинства брака. В память о них ежегодно 8-го июля в России празднуется День семьи .

Большой интерес у учащихся вызывает обращение к их личному опыту: паломническим поездкам , экскурсиям по святым местам. Учащиеся рассказывают о поездке в Муром, посещении монастыря, где покоятся мощи святых супругов. Представляют свои письменные работы - путевые заметки. Вот отрывок из такой работы

"И вот  мы перед ракой с мощами святых, прикладываюсь с молитвой к стеклу, и каждый молится о своём заветном. В этом непостижимая тайна святости. Они живы. Они наши современники, помощники в делах, покровители семьи. И потому здесь так светло и радостно на душе.

Вместе с мамой и сестрой ходим по территории монастыря, где  каждый уголок устроен с такой заботой и любовью. Любуемся цветами, фонтанчиками, украшенным резьбой деревянным домиком настоятеля монастыря, заходим в торговую лавку, покупаем иконы Петра и Февронии Муромских. Ещё раз осматриваем Троицкий Собор снаружи. Белизна его стен и солнце слепят глаза. А в сердце радость, которой хочется поделиться со всеми. Кажется, что в самом воздухе разлита любовь, радость, тепло. Очень хочется приехать сюда вновь. Таким  запомнился мне город Муром, который освятили своей  жизнью два праведника русской земли: благоверные князь Пётр и княгиня Феврония Муромские. Их икона теперь есть в нашем доме. Они наши помощники и заступники. Святые Пётр и Феврония Муромские , молите Бога о нас!"

Воспитание детей на примере подвига святых героев Отечества даёт возможность  приобщить подрастающее поколение к отечественным духовным традициям, открыть красоту подвига служения Богу и людям, увидеть в святых героях наших современников, помощников и заступников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание учащихся на примере подвига святых героев Отечества.

Слайд 3

Александр Невский

Слайд 4

Святой Благоверный князь Александр Ярославович Александр - по-гречески “ защитник людей ” .


Предварительный просмотр: