Дополнительная общеразвивающая программа в области хореографического искусства по учебному предмету «Сценическая практика»

Акимова Людмила Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

в области хореографического искусства

по учебному предмету

 «Сценическая практика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Методы обучения;

II. Содержание учебного предмета

- Годовые требования по годам обучения;

III. Требования к уровню подготовки  учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Список рекомендуемой методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Сценическая практика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Данная программа, по предмету «Сценическая практика», предназначена для учащихся хореографического отделения и занимает больше значения в деятельности ДШИ, как стимул и самореализация учащихся в учебном процессе.

Направленность программы творчески - развивающая, определяется целями и задачами художественно-эстетического образования.

 В процессе постановочной работы, репетиций дети вовлекаются в сотворчество,  у них развиваются: художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. В ходе постановочной работы, на репетициях учащиеся осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.

Для составления репертуара, педагог выбирает те танцы, которые связанны с тематическими задачами года и возможностями коллектива.

Первостепенное значение в создание репертуара имеет музыка, которая используется в постановочной работе. Она должна быть доступной и художественной, будь то народные мелодии и ритмы или произведения композиторов - классиков и современных авторов.

Актуальность программы заключаются в предоставлении возможности получить знания, умения и навыки современных направлений хореографии, отличающихся, по  структуре и танцевальной лексике от обязательных,  к изучению, хореографических дисциплин.

Учащиеся с большим интересом и желанием относятся к предмету «Сценическая практика», так как непосредственно являются участниками концертной деятельности, как в школе, так и за ее пределами, в чем заключается её педагогическая  целесообразность.

 

2. Срок реализации учебного предмета «Сценическая практика».

 Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний  срок обучения. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий - от 7 лет.

 

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени

Классы

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

35

35

35

35

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

210

Максимальная учебная нагрузка в часах

210

 

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

         Занятия по предмету «Сценическая практика» проводятся в форме  групповых  или мелкогрупповых занятий  (от 2-х человек) в объеме 2 академических часов на 1и 2  году обучения, в объеме 1 академического часа на 3 и 4  году обучения.

 

5. Цель и задачи учебного предмета «Сценическая практика».

 

Цель: используя разнообразные и доступные движения классического, народного, историко-бытового и современного танцев, создать танцевальный репертуар, воспитывающий личность учащегося, его национальные, нравственные, эстетические и культурные чувства.

Задачи:

-привить: культуру общения между собой;

-развить: танцевальную выразительность, артистизм, харáктерность, творческие способности, элементарные пространственные представления о композиционных     перестроениях и танцевальных рисунков - фигур, наглядно - образное и ассоциативное мышление, самостоятельное художественное осмысление хореографического материала;

-выработать: выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, умение ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;

-сформировать и совершенствовать коммуникативное межличностное общение («исполнитель - педагог», «партнер - партнерша», «участник - ансамбль/коллектив»).

 

6. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

 

Особенность данной программы заключается в отсутствии в учебном плане точного количества часов отведенных на изучение того или иного блока, раздела и тем программы в группе. Это обусловлено тем, что состав учебных групп разнообразен, количество часов сценической практики  напрямую зависит от количества учащихся того или иного класса.

Описание тем программы ежегодно может изменяться в зависимости от творческих идей и новых задумок руководителя, а также от способностей и индивидуальности учащихся.

          При заполнении учебной документации (журнала) темы программы могут повторяться (в зависимости от количества номеров репертуарного плана), дублироваться (в зависимости от творческих и физических способностей учащихся), либо отсутствовать (в зависимости от творческих идей и новых задумок педагога, а также от способностей и индивидуальности учащихся). По усмотрению педагога структура  подготовки номера, отраженная в разделах и темах блоков №№ 1,2 учебно - тематического  плана, может варьироваться, то есть, возможно, некоторое изменение в порядке прохождения материала, количество повторений тем 1-2 блоков зависит от количества планируемых постановок. Блок № 3 является итоговым и используется в конце каждого года обучения, а так же по окончании срока реализации программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование блока, раздела, темы занятия

Кол-во

часов

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Блок № 1 Учебно-тренировочный

 

 

 

 

Раздел 1.1 Основные элементы

 

 

 

 

Тема 1: Основные движения

4

4

2

2

Тема 2: Основные  комбинации

4

4

2

2

Тема 3: Дополнительные комбинации

4

4

2

2

Тема 4: Связки

4

4

2

2

Тема 5: Отработка сложных элементов

4

4

2

2

Тема 6: Повторение

2

2

1

1

Раздел 1. 2.   Основные «рисунки»

 

 

 

 

Тема 1: Статичные

4

4

2

2

Тема 2: Перестроения

4

4

2

2

Тема 3: Повторение

2

2

1

1

Блок № 2  Специально-тренировочный

 

 

 

 

Раздел 2.1.    Отработка номера  

 

 

 

 

Тема 1: Отработка техники исполнения

4

4

2

2

Тема 2: Отработка музыкальности исполнения

4

4

2

2

Тема 3:  Отработка синхронности исполнения

4

4

2

2

Тема 4: Отработка характера исполнения

4

4

2

2

Тема 5: Повторение

2

2

1

1

Тема 6: Работа с солистами

2

2

1

1

Раздел 2.2.  Постановка номера

 

 

 

 

Тема 1: Композиция

4

4

2

2

Тема 2: Репетиция

8

8

4

4

Тема 3: Выступления

4

4

2

2

Блок № 3 Контрольный

 

 

 

 

Тема 4: Контрольный урок

2

2

1

1

Всего:

70

70

35

35

Первый год обучения.

        Обучающие приобретают навыки танцевать в паре и чувствовать партнера, распределять сценическую площадку. Уметь исполнять движения польки : галоп, подскоки.

         Примерный перечень хореографических номеров:

  1. Финская полька (произвольная композиция)
  2. Чешская полька »Аннушка».
  3.  Школьная полька (произвольная композиция)

В конце учебного года проводится контрольный урок для выявления уровня усвоения пройденного материала.

Второй год обучения.

     Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению сосредоточиваться, необходимому в дальнейшем в хореографических постановках. Усложнение движений, их соединений между собой, умение перейти от одного движения к другому.

         Примерный перечень хореографических номеров:

         1.Э.Григ. Детский  танец из балета «Сольвейг». Постановка Л.Якобсона

        2. Музыка Д. Дюкомена. «Полька с мячиком». Постановка А.Ширяева

        3. Белорусский танец «Бульба»

     Во втором  классе в течение года обучающиеся могут принимать   участие              в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в   конце года  проводится контрольный урок для выявления уровня усвоения пройденного материала.

 

Третий год обучения.

       Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Изучение танцев и объяснение смысла изучаемых номеров. Знание и понимание образного содержания исполняемой композиции. 

Примерный перечень хореографических номеров:

 

  1. Музыка Л.Геральда Детский танец из балета «Тщетная предосторожность», хореография О. Виноградова.
  2. Русский сюжетный танец.
  3. Татарский танец.

       В третьем  классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в  конце года  проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока.

Четвертый год обучения.

       Усложнение техники танцевальных движений и развитие у детей умения выразить образ в пластике движения. Формирование умений и навыков выполнения сложных трюковых и силовых элементов народного и классического танцев,  понимание необходимости совершенствования танцевального мастерства.

Примерный перечень хореографических номеров :

  1. «Вальс цветов» из  балета П.Чайковского «Спящая красавица»,

          хореография Петипа .

  1. Музыка Обера. Детский танец из балета «Фадетта». Постановка Л.Лавровского.
  2. Украинский танец «Коломийка».
  3. Молдавский танец «Молдовеняска».

 

В четвертом  классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в  конце учебного года  проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. 

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Сценическая практика», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков. По окончанию курса учащиеся должны:

- владеть танцевальной выразительностью, артистизмом, харáктером исполнения, творческими способностями, элементарными пространственными представлениями о композиционных     перестроениях и танцевальных рисунках - фигур, наглядно-образным и ассоциативным мышлением;

- уметь самостоятельно  осмыслять художественный хореографический материал; легко, грациозно и координировано танцевать, ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;

- иметь сформированные навыки коммуникативных межличностных отношений («исполнитель - педагог», «партнер - партнерша», «участник - ансамбль/коллектив»).

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Сценический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

Текущая проверка результативности освоения учебного материала проводится в виде концертных выступлений и контрольных уроков (в конце учебного года). Лучшие хореографические постановки представляются на районных, городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсах хореографических коллективов.

Контрольные уроки:

- проверяется: уровень знаний, умений и навыков, уровень подготовки к дальнейшему обучению;

- осуществляется: контроль над  процессом усвоения учебного материала.

Выступления в концертах отделения (в течение учебного года):

- выявляется: умение учащихся применить полученные знания и навыки на практике;

- предоставляется: возможность для родителей засвидетельствовать прогресс результативности обучения.

Четвертные отметки выводятся по результатам текущей работы  учащихся. Итоговыми отметками являются годовые, которые определяются на основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Критерии оценок

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы ученика;

-  выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

Форма подведения итогов реализации данной программы:

- определяется и оценивается: уровень знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения детей всему курсу дисциплины «Сценическая практика».

Итоговая отметка за последний год обучения идет в документ об окончании школы искусств.

 

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам.

      Каждое образовательное учреждение имеет танцевальные номера, составляющие основу репертуара учреждения.

        Занятия на каждом году обучения строятся по следующей схеме: вводное слово преподавателя; слушание музыки и ее анализ; разучивание элементов танца, поз, переходов и рисунка танца.

        Вводное слово преподавателя. Перед разучиванием нового танца преподаватель сообщает  о нем некоторые сведения: история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, необходимо рассказать о характерных   чертах данного народа, если разучивается фрагмент из балета – дается информация о времени его  создания, о стиле исполнения, характерном для той эпохи. 

       Слушание музыки и ее анализ. Преподаватель предлагает прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп, музыкальный размер и т.д.

       Разучивание элементов танца,  танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога, а затем исполняют его самостоятельно. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное  упрощение. Затем движения постепенно усложняются, приближаясь к законченной форме. Когда основные движения, позы, рисунок изучены, необходимо приступать к соединению их в танцевальные комбинации.

         Любой танец  эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные взаимоотношения между исполнителями. Работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки и происходит постепенно и неотрывно по отработке движений.

          При организации образовательного процесса используются методы наблюдения, убеждения, стимулирования, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых двигательных навыков является восприятие музыки. Подбор музыкального материала для ведения занятий играет большую роль.

               Словесное объяснение преподавателя используется на занятиях и  включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения. Показ движений  применяется педагогом для передачи учеником характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее, и технически правильно исполнять любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

               Для изучения или закрепления новых движений танца используется прием выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление неудач и ошибок, показ элементов движений педагогом или детьми, освоившими разучиваемое движение).

             Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной требовательной, но доброжелательной форме, без намека на унижение личности ребенка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.

 

VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     

  1. Базарова Н. Классический танец- Л., 1975
  2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца- Л., М., 1964
  3. Барышникова Т. Азбука хореографии – М. 1999
  4. Борзов А. Танцы народов СССР.- М., 1983, 1984
  5. Боттомер П. Уроки танца – М. 2003
  6. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец-М. 1987
  7. Верховинец В.М. Теория украинского народного танца – Киев 1990
  8. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: Учеб. Пособие для вузов искусств и культуры.- М., 2002
  9. Дени Г., Дассвиль Л. Все танцы- Киев 1983
  10. Денниц Е.В. Джазовые танцы – Донецк 2002
  11. Кларамунт А.П., Альбайсин Ф. Искусство танца фламенко – М. 1984
  12. Климов А. Основы русской народной хореографии.- М., 1981
  13. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшешкольного и среднего школьного возраста. Часть 1.- М. 2002
  14. Костровицкая В. 100 уроков классического танца- Л., 1975
  15. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы – М.1994
  16. Лисицкая Т.С.  Хореография в гимнастике – М., 1984 г.;
  17. Лифиц И.В. Ритмика. М., 1999.
  18. Молодежная эстрада. №1-6,1990
  19. Никитин В. Ю.  ,  Модерн - джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника. – М., РАТИ – ГИТИС, 2000 г.
  20. Основы русского народного танца.- М., 1994
  21. Полятков С.С.  Основы современного танца. – Ростов – на – Дону, 2006 г.
  22. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать - М. 2003 г.
  23. Сюжетные и народные танцы. /Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»/- М. 1977
  24. Танцы народов СССР.- М., 1951; 1954; 1977
  25. Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства - М., 1971
  26. Ткаченко Т. Народный танец – М. 1975
  27. Устинова Т. Избранные русские народные танцы.- М.,1996
  28. Устинова Т. Русские народные танцы – М. 1976
  29. Хворост И. Белорусские танцы.- Минск, 1977
  30. Чурко Ю. Белорусский народный танец.- Минск, 1972