Учимся играя

Псарева Наталья Владимировна

Учимся играя

     Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.
        Игра – осмысленная продуктивная деятельность, сутью которой является не результат, а сам процесс. Тем более игра близка детям, так как это первая деятельность которой они занимаются без принуждения, и которая дает возможность свободы действий, не требуя получения одного конкретного результата. Игра дает возможность ребенку пережить свой опыт, и сделать из этого свои выводы. Ведь что происходит в современном процессе обучения, постоянное соблюдение требований и правил, соответствие стандартам. Внедрять игровые методики в процесс обучения необходимо, это дает детскому сознанию возможность свободно мыслить, параллельно усваивая и применяя на практике навыки и умения. Они учатся пользоваться полученными знаниями в жизни.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. 

Актуальность поднятой темы, вызвана необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов учебно-воспитательного процесса. И главную роль здесь может сыграть именно дополнительное образование. В первую очередь в дополнительном образовании детей не принуждают посещать занятия, они добровольно выбирают, то направление, которое им интересно. Перед педагогом дополнительного образования стоит важная задача - постоянно совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях каждый ребенок был увлечён, и развивал глубокий познавательный интерес.

Особо важно сохранить доброжелательные отношения во время игры, не допуская, агрессивного настроя детей друг к другу, обидных высказываний и выпадов.

Одной из важных задач является возможность дать проявить всем без исключения свой творческий потенциал. В игре ребенок накапливает знания, развивает интерес и  применяет полученные навыки.

Педагогическая игра, в отличии от обычных игр, отличается, четко поставленной целью обучения и получением педагогического результата, характеризующимся учебно-познавательной направленностью. Сама по себе игровая форма занятия создается при помощи методов и приемов выступающих как средство побуждения к учебной деятельности. «В игре нет обучающего лица, все участники игры являются и обучающимися и обучающими».

Правильно проведенное занятие повышает уровень обучаемости, интерес к образовательному процессу, а так же создает добрые взаимоотношения.

Для своих занятий в объединении «Волшебный мир бумаги» я разработала такую методику.  На занятиях мы изготавливаем персонажей народных сказок, так же изготавливаем необходимую атрибутику, на итоговом занятии блока, мы разыгрываем постановку сказки. Поочередно каждый ребенок принимает участие в постановке. Каждому отводиться роль и его фигурка играет в спектакле, остальные являются зрителями нашего импровизированного спектакля. К примеру, мы делали постановку сказки «Теремок». Для этого мы изготовили зайку, лягушку, лисичку, мышку, волка, медведя и теремок. Дети были очень заинтересованы, принимали активное участие, и с нетерпением ждали, когда же придёт их очередь сыграть в спектакле. Так же можно сделать фигурки на свободную тему, и сделать постановку придуманной детьми сказки. Например, часто в коллективе бывает конфликт между детками, сделать несколько зверей и разыграть ситуацию, в которой есть конфликт между персонажами. Создать ситуацию, в которой рассмотреть все стороны конфликта и позиции каждой из сторон, таким образом, опираясь на отношения в коллективе, и найти решение конфликта, показать пути взаимодействия. И другой пример: так же на свободную тему изготавливаются животные, возможно это будут одни и те же животные, которые попадают в разные истории. Так вот эти персонажи могут поведать о важности соблюдения чистоты, при отдыхе на природе, или правил поведения на водоемах, о важности раздельного сбора мусора и т.д. Таким образом, в игре, дети смогут узнать много интересного, принимая непосредственное участие, а уж их заинтересованность я вам гарантирую.