Три балета П.И. Чайковского

В середине 1870-х годов П.И. Чайковский, уже известный автор четырёх опер, трёх симфоний, двух квартетов и других сочинений, обратился к созданию балета. Ему, как он писал в письме к Римскому-Корсакову, «давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке». В те времена балет представлял собой, как правило, отдельные танцевальные номера, часто даже не связанные сюжетом друг с другом. И никто тогда, конечно, не мог предположить, что балетная музыка Петра Ильича произведёт настоящий переворот и даст мощный импульс для развития балетного искусства. Его музыка была совершенно новой — выражала непрерывное развитие сюжета, создавала глубокие образы и придавала драматическую выразительность исполнению артистов балета. И именно музыка Чайковского явилась началом славы русского балета.

Итак, приглашаем вас познакомится с тремя великолепными балетами П.И. Чайковского, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. Все три балета основаны на сказочных сюжетах и выражают (в том или ином образе) борьбу добра со злом, стремление преодолеть злые чары и восстановить справедливость и счастье.

1. «Лебединое озеро» было первым балетом, который написал П.И. Чайковский. Сценическая история балета складывалась трудно. Первая постановка в 1877 году успеха не имела и выявила несовершенства нового направления в балетном искусстве. Так, либретто (сюжет) оказалось слишком длинным, чтобы рассказать о нем в музыкальном произведении. Из-за этого образы артистов получились не выразительными и публикой были не поняты. Лишь 18 лет спустя этот балет обрёл новую жизнь, после того как было переработано либретто и партитура балета. До сих пор этот вариант считается классическим.

Либретто (сюжет): 

Действие 1.

  • Картина 1. Поляна вблизи замка. Принц Зигфрид в кругу своих друзей празднует своё совершеннолетие. Веселье друзей прерывает внезапное появление матери Принца. Она дарит сыну арбалет и напоминает ему, что завтра, на балу, он должен будет выбрать себе невесту. Вскоре гости расходятся. Стая лебедей в небе привлекает внимание Принца Зигфрида. Он решает закончить этот удачный день славной охотой.
  • Картина 2. Озеро в лесной чаще. Увлеченный охотой Принц Зигфрид выходит к лесному озеру, по которому плывет стая белых лебедей. Впереди всех — птица с короной на голове. Принц прицеливается... Но, пораженный удивительной красотой Королевы лебедей, Одетты, опускает арбалет. Она рассказывает Принцу о своей ужасной участи: Злой Колдун, Ротбарт, заколдовал её и подвластных ей девушек. Он стережет их в образе филина, лишь ночью разрешая превращаться из лебедей в девушек. Страшные чары может разрушить лишь тот, кто полюбит её всем сердцем и даст обет вечной любви. На берег озера выходят девушки-лебеди. Завороженный их танцами Принц клянется избавить их от власти злого колдуна. Он видит Одетту и клянется ей в любви: завтра, на балу, он сделает свой выбор и Одетта станет его женой. Королева лебедей предостерегает Принца: если клятва не будет сдержана, Одетта и все девушки навсегда останутся во власти злых чар Ротбарта. Светает. Девушки превращаются в лебедей и уплывают. Счастье влюбленных омрачает появление филина, который подслушал их разговор. Уж он-то сделает всё, чтобы разрушить их надежды!

Действие 2.

  • Картина 1. Придворный бал в замке Принца Зигфрида. Напрасно прелестные девушки своими танцами пытаются пленить Принца Зигфрида: его сердце принадлежит лишь прекрасной Королеве лебедей. Однако, повинуясь велению матери, он одинаково любезен со всеми гостями. Владетельная Принцесса требует, чтобы Принц выбрал себе невесту из претенденток, которые приехали на бал. Но Принц непреклонен: он ждет свою единственную, Одетту. Внезапно трубы возвещают о прибытии новых гостей. Зигфрид с надеждой ожидает появления Одетты. Однако, появляется Ротбарт в обличии знатного рыцаря и его дочь, Одиллия. Принц растерян: эта красавица как две капли воды похожа на Одетту! Завороженный Одиллией, Зигфрид устремляется за ней. Начинаются танцы. Своими обольстительными и искусительными танцами она завораживает и пленяет Принца. Он не может оторвать от неё глаз. Внезапно в окне появляется белый лебедь — это Одетта пытается предостеречь своего возлюбленного. Но безуспешно — он так увлечен Одиллией! Коварная цель Ротбарта выполнена — Одиллия полностью пленила Принца. Он не успевает опомниться и делает выбор: отныне Одиллия его невеста! По требованию Ротбарта он даёт своей избраннице клятву вечной любви. Колдун торжествует: Зигфрид нарушил свою клятву, а значит ничто не способно больше разрушить его чары! Достигший своей цели Ротбарт и его коварная дочь исчезают. Всеобщее смятение. Опомнившись и осознав весь ужас обмана, жертвой которого он стал, Зигфрид устремляется к озеру, к Одетте.

Действие 3.

  • Картина 1. На берегу озера девушки с тревогой ожидают свою королеву. Появляется Одетта с печальным известием о коварстве Ротбарта и измене Зигфрида. Появляется Принц. Он умоляет Одетту простить его, ведь он принёс клятву, обманутый сходством девушек. Одетта прощает его, но уже поздно: ничто не способно разрушить чары злого колдуна. Появляется Ротбарт и пытается разлучить влюбленных. Зигфрид вступает в единоборство с колдуном, но волны разбушевавшегося озера поглощают Принца, а лебеди так и остаются во власти злых чар.

2. «Спящая красавица». Постановочный план-сценарий по мотивам сказки Шарля Перро разработал знаменитый балетмейстер ХIХ века Мариус Петипа. Сценарий был весьма ценным для Чайковского, поскольку содержал не только необходимые для композитора указания на хореографию танцев, на количество времени, тактов каждого номера, но также включал ряд важных замечаний в отношении образности, музыкальной стороны танцев и отдельных пантомимных номеров.

Во время работы над постановкой Петипа вырезал фигурки артистов из картона, передвигал их, создавая предварительную композицию балета, а затем зарисовывал ее. Хореография Петипа стала классической для этого балета: на нее опираются все современные постановки. И благодаря такой тщательной подготовке успех балету был обеспечен: и критики и зрители были единодушны!

Либретто (сюжет):

Пролог. В замке короля Флорестана большой праздник — у короля и королевы родилась дочь принцесса Аврора. Каталабют, старший дворецкий, пригласил на крестины принцессы всех прекрасных фей: Кандид, Фарин, Виолант, фею Канареек и фею Хлебных крошек. Каждая из них приготовила юной принцессе свой подарок. Появляется фея Сирени — крёстная принцессы Авроры и собирается преподнести ей свой подарок, но вдруг веселье обрывается. Оказалось, что на праздник забыли пригласить злую фею Карабос, и вот теперь она со всей своей свитой явилась во дворец. Карабос предвещает принцессе, что та умрёт от укола веретеном в 16 лет. Родители принцессы и гости в ужасе. Но тут появляется фея Сирени и говорит, что Аврора уснёт не вечным сном, а лишь до тех пор, пока её не разбудит своим поцелуем прекрасный принц. Король издает указ уничтожить все острые предметы…

Действие 1.

В парке замка короля Флорестана снова готовится праздник по случаю шестнадцатилетия принцессы Авроры. Приезжают четыре жениха, которые надеются завоевать сердце принцессы. Но Аврора никому не оказывает предпочтения. Она танцует, окруженная своими поклонниками. Четверо принцев по очереди подходят к принцессе, чтобы выразить свой восторг и заслужить ее внимание. Все любуются танцем Авроры. Вдруг появляется старуха с веретеном. Принцесса уколола палец и тут все увидели, что вместо старухи появилась злая фея Карабос. Она хохочет над отчаянием родителей и исчезает. Но вновь появляется добрая фея Сирени: «Утешьтесь, принцесса спит и будет спать сто лет. Но чтобы ничего не нарушило ее счастья при пробуждении, вы будете спать вместе с нею. Когда пробудится она, проснетесь и вы. Возвращайтесь в замок. Я буду охранять ваш покой». Уснувшую принцессу укладывают на носилки и уносят. За ней следуют король, королева и главные придворные. Фея наказывает добрым духам оберегать покой принцессы.

Действие 2.

Охота принца Дезире. Охотники и охотницы, чтобы развлечь молодого принца, водят хороводы, стреляют из лука и придумывают всякие игры. Наставник принца Галифрон уговаривает своего воспитанника присоединиться к развлечениям придворных, а главное, быть полюбезнее с дамами, ибо ему предстоит выбрать супругу из числа наиболее знатных девиц страны. Следуют танцы: герцогинь, маркиз, княжон и баронесс. Вскоре все отправляются на охоту, а принц говорит, что устал и хочет побыть один. Тут появляется фея Сирени и указывает принцу путь к Авроре.

В замке Спящей красавицы принц тщетно пытается разбудить принцессу, короля, королеву и Каталабюта. Наконец принц устремляется к Спящей красавице, целует ее в лоб. И вот чары разрушены. Аврора просыпается. Вместе с ней пробуждаются и придворные. Пыль и паутина исчезают, свечи вновь освещают комнату, огонь весело трещит в камине. Дезире умоляет короля отдать ему руку своей дочери.

Действие 3.

Свадьба Дезире и Авроры. По этому случаю в замке собирается много гостей, известных сказочных персонажей. Турецкая кадриль. Эфиопская кадриль. Африканская кадриль. Американская кадриль. Шествие персонажей волшебных сказок.

3. «Щелкунчик». Этот балет, пожалуй, один из самых любимых во всём мире. В основу музыки балета-феерии «Щелкунчик» легла подробнейшим образом разработанная программа Мариуса Петипа, созданная по сюжету сказки Э. Т. А. Гофмана и А. Дюма-отца. Как и в «Спящей красавице», Чайковского привлекла здесь возможность средствами музыки воплотить всегда привлекавшую его идею — борьбу добра со злом. Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.

Действие 1.

В небольшом немецком городке, в доме доктора Штальбаума начинают собираться гости, чтобы отпраздновать рождество. Около ёлки царит приятная суета, дети ожидают подарков. Но, конечно, самые лучшие подарки и забавы всегда придумывает крёстный Мари и Франца — господин Дроссельмейер. Именно его появление вызывает особый восторг всех детей. Вот и сегодня он придумал для них множество сюрпризов и подарков: тут и кукольный спектакль, и весёлые игры, заводные куклы. Каждый выбрал себе подходящие игрушки. Но дети всё просят и просят новых подарков. Тогда Дроссельмейер достаёт Щелкунчика и предлагает его детям, но никому он не нравится. И только Мари просит подарить ей Щелкунчика. Она нежно играет с ним, танцует, любуется его добрыми глазами. Но вот вредный брат Франц отбирает игрушку и ломает её. Мари плачет, а крёстный Дроссельмейер наказывает брата и чинит Щелкунчика. Постепенно гости расходятся и Мари укладывается спать, взяв с собой Щелкунчика. Ночью её будит всё нарастающее шуршание мышей и девочка с ужасом видит себя окружённой мышиной армией. Щелкунчик и игрушки оживают и вступают в борьбу с мышами. Появляется Мышиный король и нападает на уже уставшего Щелкунчика. Мари переживает за исход сражения и в самый критический момент бросает свою туфельку в Мышиного короля. Король погибает, а Мари и Щелкунчик отправляются в волшебную страну.

Действие 2.

Злые чары разрушены и юная Мари с красивым юным Щелкунчиком оказываются в заснеженном лесу. Их медленный лирический танец-дуэт (Анданте) становится лирической поэмой о пробуждающихся светлых чувствах, о надеждах, волнении и радости. Этот большой дуэт справедливо называют «поэмой о юности, симфоническим гимном любви, победившей злые силы» (Н.В. Туманина). Музыка его исполнена патетики и в то же время чистоты и нежности. Снежинки окружают юных героев. «Вальс снежинок» (мелодию его подхватывает и детский хор) своей светлой лирикой, напевностью производит после предшествующих тревожных и жутких ночных сцен впечатление очищения от всякого зла. Затем Мари и Щелкунчик попадают в царство сладостей. Щелкунчик рассказывает окружающим, что ей одной он обязан своим спасением. Начинается праздник. Открывает его фея Драже своим изящным и грациозным танцем (он звучит в исполнении челесты — французского инструмента, разновидности фортепиано, отличающегося нежным и звонким тембром. Композитор первым в России применил его). Затем следуют шесть характерных танцев: шоколад (быстрый, темпераментный испанский танец с характерным прищелкиванием кастаньет), кофе (медленный, томный арабский танец, в основу которого положена мелодия грузинской народной колыбельной песни), чай (шуточный китайский танец, с нарочито комическим противопоставлением контрастных регистров оркестра: низкого — фагот — и высокого — флейта), трепак (увлекательная русская народная пляска), танец пастушков (легкая, изящная итальянская тарантелла), танец паяцев (веселый, оживленный танец на тему французской народной песни).

Дивертисмент (серия танцев) сменяется большим танцем — «Вальсом цветов», воспевающим весну, красоту расцветающей природы и новой любви в сердцах главных героев. Музыка его полна восторженности, стремительности, блеска, а чередования контрастных эпизодов еще больше подчеркивают полноту жизнеощущения.

Эти три балета Чайковского стали уникальным явлением мировой художественной культуры. Они собрали и впитали в себя всё богатство романтического балета XIX века и во многом определили развитие балетного театра.


Музыкальные истории


 

 

Комментарии

Замечательная музыка, очень красивые постановки. Несколько раз ходили в оперный театр на "Щелкунчика" и "Лебединое озеро". Но каждый раз восхищались по новому! Музыка Чайковского- это наша богатство и гордость!

Детистова Наталья Ивановна

Очень люблю эти три балета П.И.Чайковского. И передаю эту любовь своим воспитанникам, когда смотрим эти мировые щедевры. А после обсуждаем.