Способы сохранения и восстановления татарской культуры и родного языка на территории села и школы.

Файзуллина Гульнара Фердаусовна

           Татарский язык и культура. Воспитание. Значение культурных традиций в воспитании  подрастающего поколения. Сохранение традиций и культуры,родного языка в школе и на селе. 

           Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Файзуллина Гульнара Фердаусовна

Филиал МАОУ «Нижнетавдинская СОШ»-«СОШ с.Киндер», с.Киндер

Способы сохранения и восстановления татарской культуры  и родного языка  на территории села и школы.

        «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» - В.В. Путин

Наше село появилось в живописном месте, у реки, как было принято у татар и многих народов, проживающих на территории Российского государства. Население изначально являлось носителями культуры татарского народа. Традиции нашего народа складывались из накопленного житейского опыта, накопленной мудрости, тяге к прекрасному и широкой души многих поколений. Татарам присущи такие черты как гостеприимство, трудолюбие, семейственность, взаимопомощь, чистоплотность, науколюбие, дружелюбие, здоровый образ жизни, умеренность, скромность и доблесть.

У татар невежество считается грехом. Уважение к знаниям, преклонение перед наукой и учеными людьми одно из основ воспитания татарина. Появление школы в деревне Киндер стало для нее мощным толчком к дальнейшему развитию. В современной школе села Киндер обучаются русские, татары, таджики, узбеки, немцы, чуваши, ханты. Уже сейчас в них закладывается духовно-нравственный стержень нации. Мы с уважением относимся к традициям народов России, и стараемся внести все лучшее, что есть в культуре нашего народа в воспитание подрастающего поколения.

Сохранение культуры не может быть без сохранения родного языка. Проблема преподавания татарского языка стоит остро, есть дети, которые слабо владеют, либо совсем не владеют родным языком. И это дети не только из смешанных семей, но и из татарских семей. Молодые родители в семье общаются между собой на русском языке. Сегодня татарский язык изучается со 2 по 11 класс по 1 уроку в неделю. В старших классах наблюдается снижение мотивации к изучению родного языка, которая связана с изменением потребностей детей и их родителей.

В то же время русскоязычные дети проявляют интерес к изучению татарского языка. Обращаются к учителям уважительным словом «апа», «абый», вежливо приветствуют нас на родном языке. Они с желанием разучивают песни на татарском языке, исполняют татарские танцы.  И наша задача- больше привлекать таких детей во внеурочную деятельность школы для сохранения их интереса к татарскому языку и культуре.  

В рамках внеурочной деятельности работают кружки «Алифба» и «Бабушкин сундучок». Ежегодно обучающиеся принимают участие в школьном, муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников, представляют родную школу и район на областном этапе олимпиады по татарскому языку. Любовь к татарскому языку и литературе прививается через участие в областном конкурсе «Диалог культур». Ежегодно в нём принимают участие как обучающиеся, так и педагоги. Обучающиеся соревнуются в переводе татарской поэзии и прозы, учителя татарского языка и литературы участвуют в конкурсах мастер-классов и уроков по обучению родному языку и литературе. В этом учебном году учитель татрского языка и литературы - Алеева Фирдаус Миназетдиновна стала дипломантом конкурса за лучший мастер-класс. Ученица 10 класса Алина Ахтариева заняла  первое место в конкурсе переводов с родного языка на государственный.

Также организовано малое научное общество, куда входят учителя татарского языка и литературы, одарённые дети. Очень эффективной технологией является ведение исследовательской работы. Дети с удовольствием включаются в исследование: записывают старинные песни, пословицы, загадки, прибаутки, легенды, предания, которые умело используют на уроках татарского и русского языков и литературы. Много материалов собрано по истории села Киндер, школы, местного фольклорного наследия и т.д.  

Объектами нашего исследования становились известные люди родного села, история образования на селе. Наши воспитанники ежегодно принимают участие в научно – исследовательских конференциях “Шаг в будущее”, “Тавдинские чтения”, “Мы живем в Сибири”, “Диалог культур” и т.д. и занимают призовые места. 

Воспитание морально-этических норм, национального самосознания, толерантности осуществляется через систему общешкольных мероприятий.

В школе действует детская организация «Школьный корабль», тимуровский отряд «Звезда Тимура» с проектом «Мы звёздочки Тукая»; волонтёрский отряд «Феникс» с  проектом  «Сохрани культуру своего народа». Ежегодно проходят такие   традиционные мероприятия как  «Праздник урожая», «Звезда Пушкина – Звезда Тукая», «Мы едины – мы непобедимы» (День национальных культур), «Жемчужины родного края», «Нардуган», «Мой родной язык», «Вместе дружная семья», «Литература моего народа», «Писатели и поэты земли сибирской», «День матери»; «День пожилого человека»; «День Победы»; «Неделя детской литературы»; «День родного языка»; «Неделя татарского языка» и т.д.

Безусловно, традиции татарского народа тоже не остаются без внимания. Ежегодно во время летнего отдыха организуется детский вариант праздника плуга «Сабантуй». Празднование этого праздника уходит корнями в языческое прошлое народа. Однако этот праздник прекрасный образец почитания сельскохозяйственного труда и пример здорового образа жизни. Сабантуй проводится на открытом воздухе. Игры и забавы таят массу удовольствия для детей и пользы для их здоровья. На празднике приято соревноваться в разнообразных умениях и спортивных играх: борьба- курэш, бег с препятствиями-в мешках, с яйцом, состязания на меткость, умение держать равновесие- подъем по перекладине, бой с мешками, коллективные соревнования.

Весной в начальных классах отмечается праздник «Навруз». Навруз-праздник встречи нового года по языческим обрядам, напоминает русскую «Масленицу». Он часто совпадает с началом весенних каникул, и является прекрасным поводом напомнить о национальных традициях и весело окончить третью четверть.

Ежегодно в конце февраля в стенах школы усилиями библиотекаря школы Гильмановой Фазили Халимовны и учителей-филологов проводится День родного языка. В этот день мы чтим родной язык  и нетолько татарский, но и все родные языки обучающихся. Организуется выставка книг на родных языках, конкурс рисунков, конкурс чтецов на родном языке, открытые уроки. Выбирают лучшего чтеца на родном языке. Такой праздник занимает важное место в воспитании любви и уважения к родному языку.

Есть в татарских обрядах один особенный, который нравится мне больше всех- это взаимопомощь- «Эмэ». Этот обряд зародился как взаимопомощь во время начала крупных работ по хозяйству, строительству и ремонту.  Этот обычай мы переносим на современный школьный лад. Он учит отзывчивости, трудолюбию, уважению к труду, смекалке, и умению работать в коллективе, партнерству в совместных делах.

Мы считаем, что целей и задач по сохранению языка, культуры и традиций татарского народа в школе  мы достигаем. Наши выпускники сохраняют национальное самосознание, являются активными участниками городских и областных национальных организаций, движений. Они посещают Центр татарской культуры в Тюмени, являются членами молодёжной организации «Яшь буын» («Молодое поколение»), участниками вокального ансамбля «Нур». Десять выпускников нашей школы принимали участие в областном конкурсе «Звезда Сибири» - «Джигит Сибири», трое из которых стали победителями.

Семья – это носитель этнокультурных традиций. Важность и значимость родного языка в воспитании детей признаётся и современными родителями. Согласно опросу среди родителей,  54 % из них  признают, что без познания языка невозможно считать себя полноценным представителем своей нации, а 36 % считают, что знание языка позволяет жить более богатой духовной жизнью. Сегодня родители с детьми посещают татарские концерты, спектакли. Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре начинается в семье. Мы тесно сотрудничаем с родителями. Встречи, круглые столы, родительские собрания, «Большая перемена», праздники стали для нас традиционными.

Внешние связи.

Наши дети ежегодно принимают участие в мероприятиях, проводимых Департаментом образования, ТОГИРРО. Прежде всего это предметные олимпиады по родному языку и литературе, юбилейные конкурсы татарских поэтов и писателей.

Учителя участвуют в конкурсе педагогического мастерства, на научно-практической конференции «Диалог культур: сохранение и развитие родного языка», на Днях татарского просвещения в Тюменской области.

Мы сотрудничаем с областной газетой «Янарыш». Публикуются статьи и очерки наших учеников, учителей, ветеранов педагогического труда. А также в журналах «Идел», «Ак калфак» Республики Татарстан.

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.