Статья

Кожевникова Юлия Сергеевна

Статья "Создание методического сборника "Портреты русских композиторов в искусстве" для уроков музыки и интегрированных уроках".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx8.94 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СБОРНИКА «ПОРТРЕТЫ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В ИСКУССТВЕ» ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

Кожевникова Юлия Сергеевна

      Студентка 3 курса ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»Научный руководитель преподаватель МДК 03.03. музыкально-инструментальный класс высшей категории Арсентьева И.Н

Ключевыми понятиями современной культуры и искусства служат взаимодействие, интеграция, единство разных видов искусства. Художественное творчество ребенка во всех видах искусства, его роль в культуре проявилась с новой силой. В связи с этим, включение в содержание музыкального образования интеграции различных искусств- в музыки, живописи и литературы может быть отнесено к одной из линий современной методики музыкального образования.
         Основой содержания и организации образования детей является понимание связей между музыкой и другими искусствами на художественно- образной основе, а также связи каждого искусства с жизнью.
          Интерес к этой проблеме вызван тем, что все три предмета способны приобщить ученика к целостному освоению художественной картины мира, что в свою очередь, является важнейшей задачей музыкально-эстетического образования. Однако на практике, интеграция в современном музыкально- эстетическом образовании используется все еще недостаточно полно.
          В программах по музыке уделяется внимание обобщенным представлениям о многообразии жанров различных видов искусств.  Среди многообразия жанров художественного творчества есть такие, названия которых мы можем встретить в различных областях искусства. К таким жанрам можно отнести и портрет. Своим происхождением он обязан изобразительному искусству, но свое воплощение он нашел в литературе, музыки.
           По мнению исследователей, портрет является одним из интересных жанров в искусстве, но вместе с тем и самым неоднозначным. Это связано с тем, что именно жанр портрета позволяет размышлять об образе человека. Портретный жанр обладает уникальным художественным языком, который дает возможность постижения человека с его неповторимой индивидуальностью.
Кроме этого, присуще стремление к целостному пониманию человека, поэтому актуальным является желание исследовать проблему художественного портретирования как специфическую форму постижения человека в истории культуры.
           Живописному портрету посвящено большое многообразие работ, а в области литературного и музыкального жанра исследований меньше.         Отсутствуют фундаментальные теоретические обоснования, их четкая классификация. В связи с этим, учителю музыки необходимо обладать достаточной теоретической информацией о различных видах искусств для осуществления интеграции в музыкальном образовании.
Взаимодействие искусств- взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусств друг на друга в процессе их исторического развития.
         Интеграция вытекает из межпредметных связей, но между ними существует и различие. Как отмечают российские ученые, каждый вид искусства одновременно нуждается в помощи других, потому что возможности непосредственного отображения действительности у него ограничены.
         Для понимания взаимосвязи литературного и музыкального языка используются знания учащихся, полученные на уроках литературы. Необходимо, чтобы учащиеся осознали общие и специфические черты музыки и литературы. Общее - это отражение окружающего мира в художественных образах, специфическое - создание образов в литературе с помощью литературного языка.
         В изучении взаимосвязей музыки и изобразительного искусства условно выделяют  две ведущие линии: влияние изобразительного искусства на музыку и влияние музыки на изобразительное искусство.
         Влияние живописи на музыку заключается в том, что некоторые понятия живописи становятся музыкальными жанрами или музыкальными характеристиками, рождается цветомузыка. Музыка и живопись обогащают друг друга, поэтому существуют понятия «музыкальная живопись» и «живописная музыка», «музыкальный портрет» и «музыкальные краски».
Таким образом, когда законы одного искусства помогают разобраться в законах другого искусства, привлечение их на урок позволяет учащимся усвоить общие для этих искусств особенности и закономерности развития отраженной в ней действительности.  Если на уроках музыки присутствуют литературные образы, приводится связь с историей, то это помогает целостному восприятию образа, даёт возможность воссоздать облик определенной исторической эпохи во всей её противоречивости.  

В ходе изучение программ по музыке показало, что их авторы предлагают использовать интегративные связи на уроках музыки как элемент содержания; эти связи устанавливаются достаточно часто, однако не носят системного характера. Кроме того, в программах отсутствуют методические рекомендации по использованию интегративных связей как на уроках музыки, так и во внеклассной музыкально-эстетической деятельности
         Портрет является жанром который позволяет осуществить  интеграцию различных видов искусств.  Идея портрета - это частное проявление основной идеи художника, это отношение к искусству и человеку, которое трансформируется в отношение его к методу изображения.
         В художественной литературе, портрет является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными средствами.

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в изобразительном искусстве, литературе и музыке. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами. Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности.  Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.
         Для понимания взаимосвязи литературного, музыкального и изобразительного языка используется знания учащихся полученные на уроках. Необходимо, чтобы учащиеся осознали общие и специфические черты музыки и литературы. Общее - это отражение окружающего мира в художественных образах, специфическое – создание образов в литературе с помощью литературного языка, в музыке- создание музыкальных образов с помощью музыкального языка. Связь музыки и изобразительного искусства и литературы происходит через узнавания в художественном образе с помощью музыкального языка. Осознания многообразных связей музыки, литературы и изобразительного искусства происходит через узнавание в художественном образе себя своих чувств, мыслей, переживаний. Учащиеся должны понять, что композитор и художник как бы включают свой «внутренний слух» и «внутреннее зрение» для выражения своих ощущений с помощью языка искусства- звуков, красок, линий.
         Изучение проблемы осуществления интеграции на уроках музыки позволило выявить, что это развивает творческий потенциал, освоение знаний о современном искусстве, способствует овладению практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, формирует устойчивый интерес к искусству и достижениям мировой культуры.

Список литературы:

  1. Аберт, Г. Моцарт, А.В. [Текст] / Г. Аберт. – Москва: Музыка, 1978. – 85 с.
  2. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – Москва: 1988. – 100 с.
  3.  Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – Москва: 1993. - 68 с.
  4. Бабенко, О. В. Образ П. И. Чайковского в воспоминаниях его учеников . Молодой ученый: [Электронный ресурс].  М., 2015. URL https://moluch.ru/archive/103/23711/ 
  5. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Избранные искусствоведческие труды. [Текст] / А.В. Бакушинский. – Москва: 1981. – 256 с.
  6.  Барбан, Е. Черная музыка- белая свобода. [Текст] / Е. Барбан. – Санкт-Петербург: Композитор, 2007. – 284 с.
  7. Групповой  портрет в живописи: [Электронный ресурс]. Москва, 2017. URL: https://yavarda.ru/gruppaportret.html (Дата обращения: 2019)
  8. Интеграция- Словарь аналитической психологии-Словари и Энциклопедии: [Электронный ресурс]. Москва, 2000-2015. URL: https://www.endic.ru/psyanal/Integracija-89.html Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. [Текст] / Д. Б. Кабалевский – Москва: Просвещение, 1984. – 203 с.
  9.  Картина И.Е.Репина "Портрет Ф.И.Глинки": [Электронный ресурс]. Москва, 2009-2019. URL: https://www.stud24.ru/literature/kartina-ierepina-portret-figlinki/406700-1391839-page1.html
  10. Керн. Воспоминания о Пушкине, Дельвиге и Глинке: [Электронный ресурс]. Москва, 2019. URL: http://ves-pushkin.ru/kern-vospominanija-o-pushkine-delvige-i-glinke.html.
  11. Левик, Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран: [Текст] / Б. В. Левик. – Москва: 1984. – 391 с.
  12. Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь [Текст] / А.М. Прохоров. – Москва: Советская энциклопедия, 1989.- 1632 500 с. 
  13.  Содружество поэзии и музыке: [Электронный ресурс]. Москва, 2019. URL: https://gendelev52.wordpress.com/ даргомыжский/ (Дата обращения: 2019)
  14. Стасевич,  В. Н.  Искусство портрета: пособие для учителей [Текст] / В. Н. Стасевич. -  Москва: Просвещение, 1972. -  80 с.
  15. Терентьева, Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников. [Текст] / Н.А. Терентьева. – Москва: 1990.- 184 с.
  16.  Ходякова, Л.А. О живописи на уроках русского языка: [Электронный ресурс]. Москва, 2000. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200100606. (Дата обращения 25.11.2019).
  17.  Художникам.ру Коллекция книг о живописи и искусстве: [Электронный ресурс]. Москва, 2009-2015. URL: https://hudozhnikam.ru/biografiya/b2.html.
  18. Явгильдина З.М. Интеграция искусств в школьном образовании: // CYBERLENIKA. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-iskusstv-v-shkolnom-obrazovanii/viewer.