Какую музыку слушают дети — и что с этим делать родителям?

Степочкина Елена Алексеевна
Знаете ли вы, что слушает ваш ребёнок: под какие песни он танцует, грустит, размышляет? А если узнаете — точно не будете осуждать? Даже если эта музыка покажется вам «неподходящей»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakuyu_muzyku_slushayut_deti.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Какую музыку слушают дети — и что с этим делать родителям?

Ещё 15–20 лет назад детям было не так уж просто послушать музыку: что-то они могли поймать по радио и ТВ, что-то — на кассетах и дисках (как правило, купленных родителями). Вопрос о музыкальном вкусе нового поколения обсуждался мало: с какого-то момента дети просто слушали примерно то же, что и окружающие их взрослые.

Сегодня все гораздо проще: нужен только смартфон или умная колонка — и музыка уже звучит в наушниках или комнате. Каждый день на вершины чатов и в топы TikTok попадают новые хиты, которые становятся вирусными в считаные часы и часто «прилипают» даже к дошкольникам 4–5 лет. А потом начинается: «Мам, включи песню про кадиллак».

Современная музыка может быть достаточно откровенной, смелой, провокационной. И это беспокоит родителей: они опасаются, что музыка как-то повлияет на ребенка и на его взгляды в целом, спровоцирует его на какие-то «не те» мысли или поступки. СМИ ведь часто делают на этом акцент: мол, подросток наслушался песен такой-то группы, а потом совершил что-то противоправное. Но виновата ли в этом музыка той самой группы? И стоит ли вообще контролировать то, что слушает ребенок, делить музыку на хорошую и плохую и пытаться воспитывать в нем «правильный» музыкальный вкус? И если да, то как и с какого возраста это делать? И почему вместо условно безопасного джаза дети предпочитают незатейливые песни блогеров?

 

Как дети слушают музыку

Малыши. Песенки для совсем маленьких детей не зря построены на рефренах: им нравится постоянное повторение одних и тех же простых фраз, связанных с тем, что они видят каждый день или могут себе представить. Это дает им закреплять свой жизненный опыт, опираться на него, выстраивать картину мира. Плохая новость для родителей-меломанов: джазу или классике малыши в большинстве случаев предпочтут что-нибудь вроде «Жил-был у бабушки серенький козлик» или выберут песенки из мультиков, которые они постоянно смотрят. Хорошая новость для всех: это естественный этап развития.

Дошкольники. Еще одна особенность потребления музыки в дошкольном возрасте — акцент на баловстве и довольно простом, даже примитивном юморе. Большинство детей обожает смешные сюжеты, где кто-то над кем-то смеется, громко падает, с удовольствием кого-то съедает или по-другому ломает привычные рамки. Это опять же помогает им осмыслить сложный мир, посмотреть на какие-то бытовые вещи под новым углом, посмеяться, в том числе и над собой, и отпустить таким образом некое напряжение. Поэтому не стоит бояться, что песенки вроде «У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил» (помните, ее пели бременские музыканты в мультике?) навредят ребенку. У дошкольников еще не настолько развита рефлексия, чтобы анализировать такие тексты, они их скорее веселят, особенно если мелодия радостная.

А вот слишком тяжелая, агрессивная громкая музыка едва ли подойдет ребенку такого возраста — даже если слова у песни будут безобидными. Это связано с тем, что у дошкольников пока нет потребности выплескивать агрессию, которую подобная музыка помогает переработать в энергию. Так что такая музыка будет им скорее непонятна и может даже напугать или расстроить.

Младшие школьники. В этом возрасте ребенок становится более осознанным, музыка начинает занимать важное место в его жизни: она уже не просто развлекает, веселит, позволяет выпустить пар, но и помогает пережить новый опыт, испытать эмоциональную реакцию. Положительный эффект в том, что музыка делает психику более гибкой и подвижной. Это помогает легче переживать собственные эмоции и учит детей эмпатии. Они начинают вслушиваться в слова, осознавать смысл песен.

При этом существует мнение, что если ребенок с еще неокрепшей психикой услышит что-то агрессивное, то он будет вести себя соответствующе, что музыка может «научить плохому». Но важно понимать: когда человек слушает музыку или смотрит кино, он находится в мире фантазий, представляет себя героем этих художественных произведений, прокручивает в голове события не из своей жизни, воображает себя кем-то другим, лирическим героем.

Разовое столкновение с каким-либо взрослым музыкальным контентом в этом возрасте едва ли станет для ребенка травмой. При этом постоянное прослушивание музыки не по возрасту пока могут ограничить родители — но не запрещая, а предлагая альтернативу: ученики младшей школы готовы слушать музыку с мамой и папой, делиться с ними тем, что им самим нравится, обсуждать это. И шансом важно пользоваться.

Подростки. За подростков родители переживают сильнее всего: что он там слушает в своих наушниках, связана ли эта музыка с его настроением? А агрессия — это тоже из-за нее? В большинстве случаев нет. Если ребенок растет в любви, если у вас доверительные отношения, какая-то музыка вряд ли на него повлияет кардинальным образом. При помощи переживаний, связанных с прослушиванием, подросток скорее исследует себя — размещая сопереживание «плохим» героям каких-либо треков в своем фантазийном поле. У всех нас есть фантазии, размышления, желание выйти за пределы каких-либо границ — а у подростков особенно. И если человек слушает музыку об этом, смотрит фильмы, играет в подобные игры — это даже хорошо. Это фантазия, а не реализация, это попытка осознать данную роль, примерить ее на себя — понарошку. Формула «услышал — пошел — повторил» тут не работает, мы не так просто устроены.

Как помочь ребенку развить музыкальный вкус

Разнообразие. Знакомство с музыкой разных жанров оказывает положительный эффект на развитие ребенка. Мелодичная классика, абстрактный джаз, «качающий» хип-хоп или хард-рок — всё подойдёт под своё настроение.

Знакомьте ребенка с музыкой постепенно, оставляя на потом композиции, для которых он слишком мал. Психика ребенка формируется постепенно, и вряд ли двухлетний ребенок сможет понять красоту стихов Земфиры или гитарные риффы «Металлики». Так что, если вместе с двухлеткой вы слушаете исключительно песенки «Малышариков», расслабьтесь: это не делает вас плохим родителем.

Дистанцируйтесь от своего опыта. Мир не поделен на «мое» и «чужое». Родителям и детям необходимо пробовать слушать новое, не зацикливаясь на привычном. А самое лучшее — это делиться любимой музыкой с близкими людьми и прислушиваться к тому, чем делятся они. Это очень сближает.

Переживайте новый опыт вместе с ребенком. Если вы услышали что-то, что вам понравилось, покажите это детям. И просите его делиться с вами его музыкальными открытиями.

Следите за моментом, когда ребенок слушает музыку. Мы часто подбираем ее под определенные чувства и настроение. Возможно, ребенок сейчас грустит, и осуждать его за выбор слишком мрачных треков не стоит: вы сделаете только хуже, а они сейчас ему помогают.