ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА

Куванов Виктор Анатольевич

УДК 796.82

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА

 

Куванов Ярослав Анатольевич, педагог ДО

Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»

 

Аннотация. В ходе исследования было установлено, что наиболее эффективным для спортивной подготовки детей является игровой метод тренировки. Применение на начальном этапе обучения в значительном объеме игр и игровых упражнений, направленных на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости и ловкости, способствует более успешному формированию двигательного навыка, развитию необходимых для дзюдоиста физических качеств. Игровая форма выполнения  упражнений наиболее соответствует возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста и позволяет эффективно осуществлять спортивно-техническую подготовку юных  дзюдоистов.

Ключевые слова: спортивная борьба, дзюдо, физическая подготовка, игровой метод.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование технико-тактических действий посред­ством подвижных игр экспериментально не проводилось. Опыт приме­нения подвижных игр, накопленный в разных видах спорта в воспитании физических качеств, формирование тех­нических и тактических действий требует проведение специального исследования с одновременным выявлением сопряженного воздействия специализированных подвижных игр на физическую подготовленность юного дзюдоиста.

Гипотеза исследования – предполагалось, что применение экспериментальной методики с использованием  игрового метода  в ходе физической подготовки юных дзюдоистов будет способствовать более эффективному развитию физических  качеств.

Предмет исследования – процесс физической подготовки юных дзюдоистов на начальном этапе с помощью игрового метода.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – разработать методику физической подготовки юных дзюдоистов на начальном этапе подготовки на основе применения игрового метода.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, спортивно-педагогическое тестирование, опрос, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проходило на базе КШВСМ г. Санкт-Петербурга. В эксперименте приняли участие две группы дзюдоистов начальной подготовки второго года обучения. Общее количество испытуемых 30 человек, по 15 человек в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах. Обе группы состояли из одинаковых по возрасту, стажу занятий, физическому развитию юных спортсменов. Учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы осуществлялся по разработанной нами методике 3раза в неделю по 90 мин. В контрольной группе занятия проводились по традиционной методике 3 раза в неделю по 90 мин. Исследования проводились в четыре этапа, причём некоторые этапы шли параллельно. На первом этапе на основе изучения и анализа научно-методической литературы нами выявлена проблема, предпосылки ее решения, а также определены цель и задачи научного исследования. На втором этапе проводилось педагогическое наблюдение, подобрана батарея тестов, разработана экспериментальная методика физической подготовки с использованием игрового метода. На третьем этапе проведен педагогический эксперимент. На четвертом этапе обработаны данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, проведён их анализ, сформулированы выводы.

В учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы нами был внедрён комплекс специализированных подвижных игр. Подвижные игры, рекомендуемые для применения в тренировках юных дзюдоистов, можно разделить на три группы. В первую группу входят координационные игры (игры в касания, игры с атакующими захватами, игры на срыв захватов, игры в дебюты, игры в теснение). В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы. Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов. Кондиционные и сопряженные игры достаточно полно описаны в учебных пособиях по подвижным играм.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На констатирующем этапе педагогического эксперимента средние показатели физических  способностей школьников экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий (Р>0,05).

Повторное педагогическое тестирование выявило положительную динамику во всех тестах как у школьников ЭГ, так и у школьников КГ. Динамика средних показателей школьников ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента представлена в таблице 1.

 

Таблица 1-  Динамика средних показателей (Хimagem) школьников ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента

Тесты

Начальный этап

Конечный этап

 

ЭГ

КГ

Р

ЭГ

Прирост показателя (%)

КГ

Прирост показателя (%)

Р

Три кувырка вперёд, (сек.)

3,68image0,84

3,49image0,98

>0,05

2,97image0,59

19,3

3,23image0,93

7,9

<0,05

Прыжки на разметку, (см)

4,6image2,48

5,17image3,25

>0,05

3,41image1,37

15,9

4,93image2,89

5,2

<0,05

Проба Бондаревского (сек)

6,67image5,49

5,48image4,0

>0,05

9,08image5,45

26,1

5,7image3,93

8,5

<0,05

Перешагивание через гимнастическую палку

16,25image6,12

17,22image2,8

>0,05

14,05image3,88

13,8

16,64image2,68

3,3

<0,05

 

Конечные показатели теста Бондаревского являются наибольшими и указывают на прирост статического равновесия в среднем на 26,1% у испытуемых ЭГ, что подтверждает достоверность различия (Р< 0,05) и эффективность экспериментальной методики. Аналогичный тест у учащихся КГ выявил прирост в пределах 8,5% .

Высокий прирост показателя у дзюдоистов ЭГ выявлен в тесте "Три кувырка" и составляет 19,3%, в то время, как у школьников КГ он составил 7,9%. Тест отражает координационную способность к согласованным действиям частей тела, что является одним из главных качеств подготовки борца.

В тестах "Прыжки на разметку" и "Перешагивание через гимнастическую палку" у учащихся ЭГ также выявлен прирост показателей в 15,9% и 13,8% соответственно. В аналогичных показателях у учащихся КГ отмечается прирост показателей 5,2% и 3,3% соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показатели тестирования  физических способностей у испытуемых КГ в ходе педагогического эксперимента имеют положительную тенденцию, однако, по нашему мнению, она отражает естественное биологическое развитие школьников. Таким образом, учебно-тренировочные занятия, проведенные по разработанной нами и проверенной в ходе педагогического эксперимента методике развития физических способностей в процессе применения игрового метода, оказали положительное влияние на уровень проявления КС учащихся 10-12 лет, занимающихся дзюдо. Результаты исследования указывают на возможность использования экспериментальной методики в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских  спортивных  школ олимпийского резерва.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куванов, В.А. Методика предотвращения травмоопасных ситуаций в тренировочной и соревновательной деятельности по вольной борьбе / И.В. Бобров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. - №5 (147). – С. 91-93.

2. Куванов, В.А. Управление мышечным тонусом в спортивной борьбе / Е.Н. Коростелев, А.В. Зайцев // Теория и практика физической культуры: Ежемесячный научно-теоретический журнал. / под ред. Л. Лубышевой. – М.: 04, 2018. – 57-59 с.

3. Куванов, В.А. Методика развития скоростно-силовых способностей борцов 13 – 14 лет // В.А. Дорофеев, Е.Н. Коростелев // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 3 (157) – 2018 год ISSN 1994-4683. – СПб, 2018. 185-188 с.