Эссе "Композитор, устремлённый в космос"

София Викторовна Мартынова

Время невероятно быстротечно: проходят  эпохи, меняется эстетика искусства, движется вперед научно-технический прогресс, кардинально преображая жизнь человека. Беспрерывное развитие технологий доказывает факт быстротечности времени, и  именно искусство, как отражение взгляда людей на окружающий мир, попытка запечатлеть все изменения, происходящие вокруг, приобретает особую ценность. Если рассматривать перспективу развития искусства на примере живописи, то можно прийти в абсолютный восторгот преображенийпещерных наскальных рисунковв  монументальные фрески,от работы с углем, охройк освоениюсовременных акриловых красок, техники энкаустики и аэрографии, от вечных библейских сюжетов Симоне Мартини к экспрессивной манере  высказыванияЭдварда Мунка. Независимо от конкретной эпохи, жанра, сюжета, техники, с помощью которых  создавалось то или иное творение,  плод вдохновения художников навсегда остается в истории человечества. И, пожалуй, музыка - самое возвышенное из всех видов искусства, апеллирующих не только к разуму, но и чувствам человека, способна к художественному сканированию времени на самом высоком уровне.

Представление о композиторе  в разные эпохи складывался  по-своему.  Анонимные авторы народного искусства, придворные сочинители, ублажающие слух царственных особ по заказу, композиторы, для которых композиция была «приложением» к основной профессии и т.д. Каков  же композиторXXI века, не опасающийся быть не понятым, смело оперируя все теми же семью нотами, создающий современное искусство, наполненное новыми  открытиями, невообразимыми и чудесными,что в композиторском ремесле кануло в лету, а что осталось незыблемым вот уже на протяжении многих столетий?

Неоспоримо, что музыкальное искусство  уже довольно давно вышло за рамки концертного зала, обретя статус  витающей всюду субстанции, которая может наполнить каждого слушателя определённым спектром эмоций и ощущений. Теперь она  звучит на земле и в космосе, в транспорте и торговых центрах, прекрасно сопровождает различные мероприятия, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к творчеству. В тоже время музыка, как и другие виды искусства за последнее столетие достигает небывалого уровня развития,  размножаясь в сотняхстилей и жанров.

Так, например,  в начале XX века возникает джаз, с его свободными трансформациями ритма, гармоническим своеобразием, истоки которого в  афроамериканском фольклоре. Если явления джазовой импровизациив наше время становятся всё более привычным  уже во всем мире, то наступление электронной эры в музыкальном искусстве  многими пока воспринимается как область экспериментов. Несомненно, и здесь будут появляться новые жанры и яркие музыкальные открытия, так как инструменты, обретя электронный вид, наряду с колоссальным уровнем громкости, чрезвычайно обогатили колористический спектр звучания.В массовой культуре благодаря этому произошло рождение нового легендарного жанра, занимающего лидирующие позиции и покорившего сердца миллионов людей во всем мире, и это рок. Если сделать проекцию в академическую сферу, то под влиянием упомянутых жанров  формируются  симфоджаз, рок-опера и т.п.

Любопытно, что еще пару веков назад  всё человечество могло «дышать» одним  лишь жанром, и все непременно  спешили попасть на оперы В.Моцарта, Р.Вагнера, Дж.Верди. Каждая премьера детально освещалась в  прессе, бурно  обсуждалась в обществе профессионалов и любителей музыки,  тем самым выполняя объединяющую и приобщающую к искусствуроль. В наши дни, наверное, главной проблемой для каждого потенциального «потребителя музыки» становится вопрос выбора. Современному человеку, не ограниченному  ни идеологически, ни технически, осознающего  собственные художественно-интеллектуальные  и духовно-эмоциональные потребности, доступно все, в том числе и виртуальное присутствие на концертах, спектаклях и т.п. Такой же степенью свободы обладает и современный композитор. Постепенно стирается грань между различными культурами, стилями, жанрами, складывается явление полистилистики,  формируются жанровые миксты и т.д.

На фоне такого многообразия вот уже на протяжении столетия важной отраслью работы композитора становится киномузыка.  И чем выше развивается киноиндустрия, тем больше востребованность оригинальных  авторов.  Ни сколько не умоляя достоинств признанных мастеров и в этом жанре, среди которых  Д.Шостакович,  С.Прокофьев,  Р.Щедрин, Э.Артемьев, Э.Морриконе, Дж.Уильямс  и многие другие, я хочу рассказать о греческом композиторе Вангелисе, личность которого во многом опровергает сложившийся стереотип композитора.

Вангелис–-творческий псевдоним Эвангелоса Одиссеаса Папатанасиу (1943г.), талантливого  исполнителя и композитора. Его сочинения  авангардны и экспериментальны,  одним из первых он приобщился к электронной музыке, исохраняет эту привязанность вот уже на протяжении нескольких десятилетий.

С детства Вангелис проводил различные опыты со своим пианино,пристраивая в него гвозди и другие предметы, пытаясь получить особенный и неповторимый звук; любил использовать в своих детских опытах радиопомехи, создавая звук «словно из-под воды». Родители, заметив в нём музыкальную одаренность, отдали его в музыкальную школу. Однако, юный музыкант-экспериментатор предпочел пойти нестандартным путем и сознательно отказался от академического музыкального образования.  Выпускник Сорбонны, друг Демиса Руссоса, истинный патриот Греции во время студенческой революции 1968 года, он был вынужден расстаться с родиной на двадцать лет. Вместе они стали участниками группы «Дитя Афродиты», и первый  сингл «Дождь и слезы» принес желанный успех. В 1971 году Вангелис с группой записывает электронную ораторию «Апокалипсис». Позже, перебравшись из Парижа в Лондон, он сотрудничает с Джоном Андерсоном, с режиссером Фредериком Россифом. Наконец в 1975 году будущий автор кинохитов открывает собственную студию звукозаписи, которая сделала  возможным  поиск новых акустических эффектов, и в дальнейшем  серийной записи электронных альбомов.  И вскоре начинается новая полоса в творчестве – киномузыка. Фрагменты из  первых альбомов были использованы в музыке телевизионного сериала «Космос» режиссера Карла Сагана, принесшего известность, в том числе, и автору музыки.

Удивительно, что человек, не имеющий профессиональной музыкальнойподготовки, сумел проявить себя во всем блеске своего таланта, сумевзаворожить публику своим звуковым космосом. Если окинуть взором  творчество Вангелиса в целом, то однозначно можно говорить о его уникальности; автор проявил себя во многих спектрах музыкальной творчества. Но что же привлекает его в большей степени:симфонический рок или, быть может, «прогрессивная музыка», электронное звучание синтезатора или эмбиент, «нью-эйдж» или «спейсмьюзик», что дословно обозначает «космическая музыка», словно погружающая слушателя в «скафандр»?Вангелису подвластно многое, и доказательством тому стало признание почитателей и  многочисленные престижные премии. 

Награды всегда находят своего героя, назову лишь некоторые из них.  В 1982 году он был удостоенпремий «Оскар» и «Грэммиза лучшую композицию к кинофильму «Огненные колесницы». В 1996 году Вангелис стал обладателемпремии «EchoAwards» в номинации «Лучший международный поп-рок исполнитель». Любовь к спорту он выразил в 2002 году, став автором гимна мирового чемпионата по футболу и композиции, которая звучала на Олимпийских играх в Афинах.

Известен Вангелиси  российской публике.Е го композиция, названная в русской версии «Элегия», звучала  на сцене Московской филармонии в транскрипции Алексея Курбатова для виолончели и оркестра в 2008 году. Элегия, как и большинство сочинений современных авторов, была написана по заказуотечественных музыкантов  к открытию Международному виолончельному фестивалю «VIVACELLO». Эта музыка произвела на меня огромное впечатление.

Начинается Элегия затаённым вступлением и кажется, что звук, постепенно становясь более осязаемым, появляется словноиз лесной глуши. Музыкальная ткань подвижна, ощущается беспрерывное движение вперёд.Трехчастная композиция динамична и построена на сквозном развитии. Наиболее яркой становится вторая  часть, ведь именно в ней звучит вдохновенное соло виолончели. Сначала мелодия солирующего инструмента наполнена  скорбными и жалобными интонациями, потом приобретая  всё большую страстность, экспрессиюфрагментами напоминает чувственные испанские танцы. Вскоре весь оркестр присоединяется к своей королеве-виолончели, обретая благородное, возвышенное и светлое звучание.

Это была очередная  мировая премьера Вангелиса, которая, как всегда, покорила  слушателей, унеся их пусть на какой-то миг в космический мир звуковых иллюзий и мечты.Мне кажется, что само слово «композитор» - дублируется на Землю из космических пространств. Композиторы - уникальные люди, которые живут и творят часто не благодаря чему-либо, а  вопреки. В наше время стало вполне очевидно, чтоналичие диплома о профессиональном образовании -  еще не залог совершенногомузыкального слуха, гармоничного мироощущения и таланта. И многие современные композиторы - дилетанты с формальной точки зрения,   в числе которых и Вангелис - это гениальные «инопланетяне, живущие на земле», доносящие нам словно из космоса свою необычайно прекрасную музыку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitor_ustremlennyy_v_kosmos._martynova.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПОЗИТОР, УСТРЕМЛЕННЫЙ В КОСМОС

Мартынова София

Время невероятно быстротечно: проходят  эпохи, меняется эстетика искусства, движется вперед научно-технический прогресс, кардинально преображая жизнь человека. Беспрерывное развитие технологий доказывает факт быстротечности времени, и  именно искусство, как отражение взгляда людей на окружающий мир, попытка запечатлеть все изменения, происходящие вокруг, приобретает особую ценность. Если рассматривать перспективу развития искусства на примере живописи, то можно прийти в абсолютный восторгот преображенийпещерных наскальных рисунковв  монументальные фрески,от работы с углем, охройк освоениюсовременных акриловых красок, техники энкаустики и аэрографии, от вечных библейских сюжетов Симоне Мартини к экспрессивной манере  высказыванияЭдварда Мунка. Независимо от конкретной эпохи, жанра, сюжета, техники, с помощью которых  создавалось то или иное творение,  плод вдохновения художников навсегда остается в истории человечества. И, пожалуй, музыка - самое возвышенное из всех видов искусства, апеллирующих не только к разуму, но и чувствам человека, способна к художественному сканированию времени на самом высоком уровне.

Представление о композиторе  в разные эпохи складывался  по-своему.  Анонимные авторы народного искусства, придворные сочинители, ублажающие слух царственных особ по заказу, композиторы, для которых композиция была «приложением» к основной профессии и т.д. Каков  же композиторXXI века, не опасающийся быть не понятым, смело оперируя все теми же семью нотами, создающий современное искусство, наполненное новыми  открытиями, невообразимыми и чудесными,что в композиторском ремесле кануло в лету, а что осталось незыблемым вот уже на протяжении многих столетий?

Неоспоримо, что музыкальное искусство  уже довольно давно вышло за рамки концертного зала, обретя статус  витающей всюду субстанции, которая может наполнить каждого слушателя определённым спектром эмоций и ощущений. Теперь она  звучит на земле и в космосе, в транспорте и торговых центрах, прекрасно сопровождает различные мероприятия, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к творчеству. В тоже время музыка, как и другие виды искусства за последнее столетие достигает небывалого уровня развития,  размножаясь в сотняхстилей и жанров.

Так, например,  в начале XX века возникает джаз, с его свободными трансформациями ритма, гармоническим своеобразием, истоки которого в  афроамериканском фольклоре. Если явления джазовой импровизациив наше время становятся всё более привычным  уже во всем мире, то наступление электронной эры в музыкальном искусстве  многими пока воспринимается как область экспериментов. Несомненно, и здесь будут появляться новые жанры и яркие музыкальные открытия, так как инструменты, обретя электронный вид, наряду с колоссальным уровнем громкости, чрезвычайно обогатили колористический спектр звучания.В массовой культуре благодаря этому произошло рождение нового легендарного жанра, занимающего лидирующие позиции и покорившего сердца миллионов людей во всем мире, и это рок. Если сделать проекцию в академическую сферу, то под влиянием упомянутых жанров  формируются  симфоджаз, рок-опера и т.п.

Любопытно, что еще пару веков назад  всё человечество могло «дышать» одним  лишь жанром, и все непременно  спешили попасть на оперы В.Моцарта, Р.Вагнера, Дж.Верди. Каждая премьера детально освещалась в  прессе, бурно  обсуждалась в обществе профессионалов и любителей музыки,  тем самым выполняя объединяющую и приобщающую к искусствуроль. В наши дни, наверное, главной проблемой для каждого потенциального «потребителя музыки» становится вопрос выбора. Современному человеку, не ограниченному  ни идеологически, ни технически, осознающего  собственные художественно-интеллектуальные  и духовно-эмоциональные потребности, доступно все, в том числе и виртуальное присутствие на концертах, спектаклях и т.п. Такой же степенью свободы обладает и современный композитор. Постепенно стирается грань между различными культурами, стилями, жанрами, складывается явление полистилистики,  формируются жанровые миксты и т.д.

На фоне такого многообразия вот уже на протяжении столетия важной отраслью работы композитора становится киномузыка.  И чем выше развивается киноиндустрия, тем больше востребованность оригинальных  авторов.  Ни сколько не умоляя достоинств признанных мастеров и в этом жанре, среди которых  Д.Шостакович,  С.Прокофьев,  Р.Щедрин, Э.Артемьев, Э.Морриконе, Дж.Уильямс  и многие другие, я хочу рассказать о греческом композиторе Вангелисе, личность которого во многом опровергает сложившийся стереотип композитора.

Вангелис–-творческий псевдоним Эвангелоса Одиссеаса Папатанасиу (1943г.), талантливого  исполнителя и композитора. Его сочинения  авангардны и экспериментальны,  одним из первых он приобщился к электронной музыке, исохраняет эту привязанность вот уже на протяжении нескольких десятилетий.

С детства Вангелис проводил различные опыты со своим пианино,пристраивая в него гвозди и другие предметы, пытаясь получить особенный и неповторимый звук; любил использовать в своих детских опытах радиопомехи, создавая звук «словно из-под воды». Родители, заметив в нём музыкальную одаренность, отдали его в музыкальную школу. Однако, юный музыкант-экспериментатор предпочел пойти нестандартным путем и сознательно отказался от академического музыкального образования.  Выпускник Сорбонны, друг Демиса Руссоса, истинный патриот Греции во время студенческой революции 1968 года, он был вынужден расстаться с родиной на двадцать лет. Вместе они стали участниками группы «Дитя Афродиты», и первый  сингл «Дождь и слезы» принес желанный успех. В 1971 году Вангелис с группой записывает электронную ораторию «Апокалипсис». Позже, перебравшись из Парижа в Лондон, он сотрудничает с Джоном Андерсоном, с режиссером Фредериком Россифом. Наконец в 1975 году будущий автор кинохитов открывает собственную студию звукозаписи, которая сделала  возможным  поиск новых акустических эффектов, и в дальнейшем  серийной записи электронных альбомов.  И вскоре начинается новая полоса в творчестве – киномузыка. Фрагменты из  первых альбомов были использованы в музыке телевизионного сериала «Космос» режиссера Карла Сагана, принесшего известность, в том числе, и автору музыки.

Удивительно, что человек, не имеющий профессиональной музыкальнойподготовки, сумел проявить себя во всем блеске своего таланта, сумевзаворожить публику своим звуковым космосом. Если окинуть взором  творчество Вангелиса в целом, то однозначно можно говорить о его уникальности; автор проявил себя во многих спектрах музыкальной творчества. Но что же привлекает его в большей степени:симфонический рок или, быть может, «прогрессивная музыка», электронное звучание синтезатора или эмбиент, «нью-эйдж» или «спейсмьюзик», что дословно обозначает «космическая музыка», словно погружающая слушателя в «скафандр»?Вангелису подвластно многое, и доказательством тому стало признание почитателей и  многочисленные престижные премии.  

Награды всегда находят своего героя, назову лишь некоторые из них.  В 1982 году он был удостоенпремий «Оскар» и «Грэммиза лучшую композицию к кинофильму «Огненные колесницы». В 1996 году Вангелис стал обладателемпремии «EchoAwards» в номинации «Лучший международный поп-рок исполнитель». Любовь к спорту он выразил в 2002 году, став автором гимна мирового чемпионата по футболу и композиции, которая звучала на Олимпийских играх в Афинах.

Известен Вангелиси  российской публике.Е го композиция, названная в русской версии «Элегия», звучала  на сцене Московской филармонии в транскрипции Алексея Курбатова для виолончели и оркестра в 2008 году. Элегия, как и большинство сочинений современных авторов, была написана по заказуотечественных музыкантов  к открытию Международному виолончельному фестивалю «VIVACELLO». Эта музыка произвела на меня огромное впечатление.

Начинается Элегия затаённым вступлением и кажется, что звук, постепенно становясь более осязаемым, появляется словноиз лесной глуши. Музыкальная ткань подвижна, ощущается беспрерывное движение вперёд.Трехчастная композиция динамична и построена на сквозном развитии. Наиболее яркой становится вторая  часть, ведь именно в ней звучит вдохновенное соло виолончели. Сначала мелодия солирующего инструмента наполнена  скорбными и жалобными интонациями, потом приобретая  всё большую страстность, экспрессиюфрагментами напоминает чувственные испанские танцы. Вскоре весь оркестр присоединяется к своей королеве-виолончели, обретая благородное, возвышенное и светлое звучание.

Это была очередная  мировая премьера Вангелиса, которая, как всегда, покорила  слушателей, унеся их пусть на какой-то миг в космический мир звуковых иллюзий и мечты.Мне кажется, что само слово «композитор» - дублируется на Землю из космических пространств. Композиторы - уникальные люди, которые живут и творят часто не благодаря чему-либо, а  вопреки. В наше время стало вполне очевидно, чтоналичие диплома о профессиональном образовании -  еще не залог совершенногомузыкального слуха, гармоничного мироощущения и таланта. И многие современные композиторы - дилетанты с формальной точки зрения,   в числе которых и Вангелис - это гениальные «инопланетяне, живущие на земле», доносящие нам словно из космоса свою необычайно прекрасную музыку.