Кинематограф Грузии. Трилогия Тенгиза Абуладзе.

 

Производство грузинских фильмов началось еще в 1908 году. Кинематограф Грузии начался с работы режиссера Василий Амашукели и оператора Александра Дигмелова. Василий Амашукели работал механиком в кинотеатре в Баку. В 1907 году он снял  несколько фильмов о производстве бакинской нефти: «Транспортировка угля», «Работа на нефтекачках» и «Извлечение нефти». В том же году он снял короткий документальный фильм «Типы бакинских базаров» и фильм «Гуляя по пляжу». 15 мая 1908 года директор типографии подписал документ от Амашукели, в котором удовлетворяет просьбу рабочих типографии - бесплатно посещать киносеансы. Этот день отмечается как дата появления грузинского кинематографа.

В 1912 году в кинотеатре Радиуми в Кутаиси состоялась премьера фильма Вахтанга Амашукели  "Акакий путешествует в Рача-Лечхуми". Это был первый грузинский полнометражный фильм. Мало того, что он выступил в  истории мирового кинематографа, как фильм высокого исполнительского искусства, но это был первый документальный фильм. В это время еще не было аналогов этому фильму.  А уже в  1916 году был создан  первый полнометражный художественный фильм «Кристин»,  режиссер которого - Александр Цуцунава.

В 1921 году, и за следующие 70 лет, Грузия потеряла свою независимость. Грузинское кино пыталось показать истину поэтическим и переносным способом. Кинорежиссерам пришлось применять метафоры, аллегории, символы, чтобы изобразить  истинный смысл изображения.


В 1923 году была создана киностудия, переименованная в Киностудию Тбилиси (1938) а затем в «Грузия-фильм» (1953) - под этим именем студия существует и сейчас. Через 5 лет на студии было открыто отделение кинохроники, и к этому времени было почти 200 полнометражных фильмов, не считая хроники, отснятой в Грузии. Позже в 1930-ых годах на Грузинской киностудии начали снимать мультфильмы , затем появились звуковые фильмы, а с 1951 года начали снимать на цветную пленку.

Грузинский кинематограф всегда обладал своим собственным стилем. Таким грузинское кино было и в то время. Даже иностранные кинематографисты знали необыкновенный и неповторимый стиль грузинских фильмов. Поэтому грузинское кино и грузинские авторы всегда имели поддержку в лице иностранных кинематографистов.  В это непростое время, когда Грузия потеряла свою независимость, создалась очень тяжелая атмосфера для работы и творчества. Но грузинских режиссеров ценили не только за их высокие профессиональные способности, но и за их гражданскую храбрость и самоотверженное отношение к искусству. Таким образом, именно в это время шаг за шагом начал образовываться феномен грузинского кино.

За сто лет существования грузинского кино было снято приблизительно 800 полнометражных фильмов, телевизионных и короткометражных фильмов, почти 600 документальных фильмов, научно-популярных и около 300 мультипликаций.

С момента возникновения грузинского кинематографа, в нем работали такие известные режиссеры, как  Резо Чхеидзе, Тенгиз Абуладзе, Отар Иоселиани, Георгий Шенгелая, Михаил Чиаурели, Сергей Параджанов.

Что касается грузинского кинематографа 1970 — 1980 годов, то после прихода к власти в Грузии Эдуарда Шеварднадзе в середине 70-х -  для грузинского кинематографа были созданы фактически «тепличные условия». Директором студии «Грузия-фильм» становится один из основоположников нового грузинского кино - режиссер Резо Чхеидзе. Фактически ни один из снятых на студии фильмов не был положен "на полку" — более того, предпринимались усилия по продвижению на экран фильмов, которые не были одобрены Госкино СССР. Например, «Любовь с первого взгляда» Резо Эсадзе 1975 года. Появляется тенденция к авторскому кинематографу, в котором освещаются национальные традиции и характер.

На киностудии «Грузия-фильм» в 1970-80 годов снимались фильмы так называемого-  "поэтического кино". Эта тенденция пошла от режиссера Тенгиза Абуладзе (кф «Древо желаний») и Георгия Шенгелая (кф «Пиросмани») до молодого и талантливого Нодара Манагадзе (кф «Ожившие легенды» 1977, «Как доброго молодца женили» 1975).

В этот период возникает уникальная традиция короткометражной комедии, начатая работами Михаила Кобахидзе (кф «Свадьба» 1964, кф «Зонтик» 1967, кф « Музыканты» 1969), которые представляли собой поэтику грузинского кино.

Эстетика грузинского кино становилась все более необыкновенной и неповторимой. Режиссеры стали доводить свои творения до совершенства. Все более изощренный и изысканный грузинский кинематограф утрачивал традицию массового кино, терял широкого зрителя не только за пределами республики, но и внутри нее. Кино становилось  более авторским и поэтичным и переставало ориентироваться на массового зрителя. Кинематограф  существовал  благодаря помощи местной власти. И в этот момент, под покровительством Шеварнадзе, один из решающих ударов по системе сделал  режиссер Тенгиз Абдуладзе, являющийся одной из самых выдающихся фигур грузинского кинематографа.

Тенгиз Абуладзе – известный грузинский режиссер, родился 31 января 1924 года в Кутаиси. Закончил Тбилисский театральный институт им. Руставели, где его преподавателем был Георгий Товстоногов. В 1953  году Абуладзе окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Юткевича). Дипломной работой стал короткометражный документальный фильм о дирижёре Дмитрии Аракишвили.

В 1956 году Абуладзе совместно с Резо Чхеидзе снял фильм «Лурджа Магданы» (по рассказу Екатерины Габашвили), который был удостоен Приза за Лучший игровой короткометражный фильм   на фестивале в Каннах, став первой за долгое время советской картиной, получившей приз на крупном западном кинофестивале. После этого имя Тенгиза Абуладзе не раз звучало на крупных кинофестивалях.

Одно из самых известных и знаменитых произведений Абдуладзе — это трилогия «Мольба», «Древо желания», «Покаяние». Одна линия, проведенная через все три фильма, обозначена в первой картине - «Мольба» в виде цитаты Важи Пшавелы, классика грузинской литры: «Не может умереть прекрасное». Таким образом, через всю трилогию идет одна мысль — прекрасное никогда не умирает, прекрасное живет вечно.

Первый фильм этой трилогии – «Мольба» был снят в 1967 году по произведению Важи – Пшавела. В этом фильме Тенгиз Абдуладзе соединил сюжеты о кровной вражде грузинских народов хевсуров и кистинов и причту о столкновении Добра (Девы) и Зла, олицетворяемого духом Мацилом. На мой взгляд, один из самых значимых моментов в фильме, когда кистин в горах встречает хевсура, который приглашает его переночевать к себе в дом. Гость для грузина, можно сказать, является святым человеком, которого надо любить и уважать. В данном случае, кистин является врагом для хевсурского народа, и когда хевсуры видят его в своем доме — они хотят его убить. Далее центральный момент картины - это монолог хозяина дома. Если в доме гость, его надо принимать как гостя, любить и уважать.  Любить надо даже врага, если он уже переступил порог твоего дома. Таким образом, этот хевсур является олицетворением внутреннего понимания мужского человеческого достоинства. И смысл данного фильма— это любовь к человеку, кем бы он ни был. Абуладзе считал «Мольбу» своим главным творением, обобщавшем на философском уровне смысл и содержание двух последующих фильмов трилогии — «Древа желания» и «Покаяния».

В кинотеатрах в СССР кинофильм «Мольба» почти не демонстрировалась. В 1973 году этот фильм получил Гран-при кинофестиваля в Сан-Ремо.

Следуующий фильм трилогии снят в 1977 году -  «Древо желания».

Фильм снят по мотивам новелл Георгия Леонидзе и рассказывает о жизни одной дореволюционной грузинской деревни. Своё значение играет интерьер грузинского дореволюционного быта, неспешная сельская жизнь. Яркие образы деревенских сумасшедших и чудаков: «аристократки» Фуфалы и «философа» Бубалы, над которыми потешаются мальчишки. Фуфалу играет как раз Софико Чиаурели. Название же фильму даёт ещё один юродивый герой — Элиоз, который безуспешно ищет в зимнем лесу волшебное «древо желания». Сквозной линией сюжета является история возвращения в деревню девушки Мариты, которая влюбляется в небогатого односельчанина. Родственники Мариты и сельский староста решают выдать девушку против её воли за богатого пастуха. Но влюбленные все равно встречаются, не смотря на запрет. Об этой встрече узнают родственники мужа Мариты и под руководством сельского старосты Мариту провозят через деревню задом наперед на осле и забрасывают грязью. Фильм заканчивается смертью возлюбленных.

Таким образом, конец фильма ломает отрицание прекрасного красивого, в лице старосты. Слова: «откуда идет красота и куда? Никто не знает» - говорят о том, что красота, прекрасное - вечно и будет всегда. И фильм говорит о красоте не только в физическом смысле, но и о красоте человеческих отношений, любви, человеческой души.

«Древо желания» принес Абуладзе успех и в СССР, и за рубежом, был показан на фестивалях. Иностранные обозреватели отмечали богатую цветовую гамму, мастерское переплетение сюжетных линий и шекспировский пафос истории Гедиа и Мариты.

Следующая и самая значительная часть трилогии — фильм  «Покаяние». Фильм был снят в 1984 году, но отправился  «на полку».  Фильм имеет длительную и непростую историю создания и борьбы за выход на экран. Работа над фильмом стала возможной благодаря поддержке первого секретаря ЦК компартии Грузии Эдуарда Шеварднадзе и проходила втайне от центрального кинематографического руководства. В конце 1986 года во многом благодаря усилиям первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова состоялся закрытый показ «Покаяния» в московском Доме кино, в начале следующего года картина вышла в широкий прокат.

После показа фильма перед Первым секретарем ЦК компартии Грузии Э. Шеварднадзе он после долгого молчания заявил, что « Это очень нужный фильм. Я потрясен» (1).  Эдуард Шеварднадзе говорил об этом фильме – « Я честно сказал (режиссеру Абуладзе), что было бы огромной виной перед нашими детьми и внуками, если бы сценарий не воплотился в фильм. Я был уверен, что фильм не выйдет на экран, такова наша политика – она не примет его. Тогда же был Госкинокомитет, без санкции которого нельзя было даже выпустить маленький журнальчик. Однако фильм надо снять и положить на полку для будущих поколений – так думал я и честно признался в этом».(2)

 После того, как фильм «Покаяние» имел успех, Тенгиз Абуладзе говорил о нем : «Я выбросил Ленина из могилы, а мне дали Ленинскую премию. Я призывал свой народ к храму, а он выбрал дорогу к бункеру».(3)

Фильм «Покаяние» - это фильм-притча. В центре повествования история вымышленного диктатора Варлама Аравидзе и художника Сандро Баратели. Рижиссер придал Варламу узнаваемые черты Гитлера, Муссолини и Берии. После смерти дочь художниа Сандро Баратели, погибшего в застенках, выкапывает тело диктатора и не позволяет похоронить, чтобы напомнить о его злодеяниях.

Абуладзе стремился не только показать ужас тирании и в иносказательной форме рассказать о сталинских репрессиях, но в первую очередь, об опасности затишья и застоя, которые сменяют диктатуру. В фильме их олицетворяет фигура Авеля Аравидзе — сына Варлама, который оберегает прошлое. По замыслу режиссёра, чтобы преодолеть свою историю и страх перед прошлым, народ должен пройти через покаяние. Такое покаяние переживает молодой сын Авеля Торнике, который кончает с собой, узнав правду о своём деде.

Грузинское кино обладало широкой популярностью на почти всех международных фестивалях и форумах в Каннах, Берлине, Венеции, Риме. Но после распада Советского Союза в Грузии начался экономический и политический кризис. Так же по этой причине кризис наступил и в  киноиндустрии. Технический персонал и актеры были уволены, производственные кинокомпании были закрыты, и их финансовые возможности были снижены. В течение почти 10 лет промышленность кино не развивалась в техническом плане. В результате Грузия почти перестала выпускать новые фильмы.

В настоящее время в Грузии пытаются поддержать киноиндустрию. Главная киностудия «Грузия фильм» была полностью реконструирована и переоборудована. И на данный момент эта страна вполне в состоянии снова создавать стоящие картины, вносить свой вклад в развитие киноиискусства.

 

 

Источники:

1.    «Киноглобус – двадцать фильмов 1987 года». М., 1988

2.    «История Советского кино». Искусство, М.,1969

3.    Документальный фильм «Покаяние Тенгиза Абуладзе», телеканал «Культура»

4.    http://history4you.ru/lessons/culture/show-lesson/-/asset_publisher/sqcu6oPUQ1B7/content/id/23097

5.    http://history4you.ru/lessons/ussr-crisis/show-les...

 

Цитаты:

1.    Из документального фильма «Покаяние Тенгиза Абуладзе»

2.    http://history4you.ru/lessons/ussr-crisis/show-lesson/-/asset_publisher/sqcu6oPUQ1B7/content/id/81987

3.    Из документального фильма «Покаяние Тенгиза Абуладзе»